Русь–фронт
1-е ЯНВАРЯ, 2008, ВТОРНИК
3-я стр.

СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ БОГА

Есть люди, которые имеют большие теоретические знания о Боге, однако не ощущают Бога своею душою, своим сердцем, не имеют живого, теплого общения с Ним.

     Есть же и такие, кто знает Бога непосредственным путем, питая при этом душу теплыми молитвами и исполняет заповеди Господни.

     Бога человек может познавать не только из Священного Писания, но и рассматривая окружающее мироздание и изучая самого себя. Действительно, удивительный и прекрасный мир, в котором мы живем, говорит о неограниченной силе и мудрости его Творца, о безконечном величии Создателя. Проникая же в свой нравственный мир до глубины совести, до различия добра и зла, человек начинает понимать, что бездушная природа неспособна была наделить его тем, чего она сама не имеет, а именно, разумом, совестью, нравственным законом. Поэтому человек приходит к мысли о существовании Нравственного Верховного Существа, перед Которым люди полностью ответственны, и таким образом человек узнает, что Бог является источником добра, любви, справедливости, что Он Нравственный Законодатель и Судия.

     Искание, познание Бога ведется двумя путями. Один из них, внешний, – это путь разума, религиозно-философских исканий. Другой путь – внутренний, путь веры, сердечного, молитвенного искания Бога.

     Первый путь не для всех доступен, он труден, долог, к тому же может и вовсе не затрагивать нравственное состояние человека.

     Второй путь доступен каждому. Не обязательно надо быть философом или богословом, чтобы найти Бога. Господь всегда откликается на искренний зов к Нему ищущего сердца.

     Когда говорится, что Бога человек познает своим сердцем, то здесь под сердцем понимается не тот анатомический орган, что приводит кровь в движение, а средоточие духовной жизни и местонахождение духа в человеке. Сердце как внутренний телесный орган имеет непонятным нам образом контакт с душою, и поэтому все душевные переживания человек чувствует сердцем. Это относится, например, к добру, радости, любви, злу и т. п. Сердцем мы понимаем по лицу другого человека его внутренний мир, его душу. Но то, что человек чувствует сердцем, не обходит и разум. Но он только лишь обрабатывает ту информацию, что воспринимается сердцем из глубин духа.

     С глубокой древности и до наших дней несчетное число людей свидетельствуют о реальном, невыразимом человеческими словами личном опыте переживания Бога, встрече и общении с Ним в своем сердце. Их свидетельства – не фантазия, не вымысел, не галлюцинации, не плод невежества. Не может быть сомнения в здравомыслии, честности, искренности, высокой образованности таких глубоковерующих в Бога гениев человечества, как христианские подвижники, например, св. апостол Павел, блж. Августин, преп. Иоанн Дамаскин, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст и многие другие угодники Божии, также ученые с мировыми именами – Ньютон, Паскаль, Ампер, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Леонардо да Винчи, Ломоносов, Менделеев, Фарадей, Максвелл, Эдиссон, Коши, Гаусс, Мендель, Карл Линней, Пастер, Пирогов и т.д., писатели и поэты, как, например, Достоевский, Гоголь, Никитин, Хомяков и т.д.

     Отрицать существование Бога из-за того, что есть немало людей, которые не ощущают Его своим духом, равносильно тому, что на основании мнения слепого человека отрицать то, что «Троица» преп. Андрея Рублева – это шедевр иконописи.

     Подобно тому, как мы узнаем о чем-то новом в сфере материальной из рассказов тех, кто это познал опытным путем, так и в области духовной необходимо доверять опыту тех, кто всем своим существом имел живую и непосредственную связь с Богом. Читая Священное Писание, творения Святых Отцов, другую церковную литературу, нельзя не приходить в величайшее благоговение перед кристально чистой нравственностью христианских подвижников. Обратите внимание на возвышенность и стройность их мыслей, отсутствие всякой неправды, фальши, лукавства в их жизни. За слово веры и правды они переносили изгнания и ссылки, претерпевали насмешки, надругательства, страшные пытки, издевательства, мученические кончины. Святые подвижники творили чудеса, прозревали будущее, несли миру свет Христов, были основой духовно-нравственного возрождения общества.

     Если человек ведет благочестивую жизнь, то его ум, воля, чувства устремлены к Богу, он живет в Боге и Богом, ощущает при этом невыразимую сладость и душевное блаженство. Познание Бога настолько великое благо для человеческой души, что в сравнении с ним все житейские и земные блага не имеют никакой ценности. Без Бога познать Бога нельзя.

Из книги «Доказательство существования Бога на примере порядка во Вселенной»

 

 

МОСКВА © 2008 • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК