ЗАЧЕМ РУССКИМ ДАНО ГОСУДАРСТВО?

ЗАЧЕМ РУССКИМ ДАНО ГОСУДАРСТВО?

Началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, которое владыка Иоанн (митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский) по праву называет чудом. Оно не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам. В первом случае следует сказать, что ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия – язычество. Оно крепло, развивалось и имело достаточно цельное мировоззрение. Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц.

«По всем человеческим расчетам, – отмечает высокопреосвященнейший Иоанн, – приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве. Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи. Любые уступки соседям должны были бы привести к разделу Руси на "зоны влияния" иудаизма, мусульманства и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это – когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой».

Также поучителен пример и Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 году ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии. «Ее распад, – пишет митрополит Иоанн, – показывает, какова была бы судьба России, если бы все текло "естественным образом". Похожесть событий необычайна. И там и тут новая вера распространяется верховной властью, и там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды. И там и тут обращение завершает период междоусобиц. И там и тут – дикий, воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие как сторонников, так и противников новой религии. Совпадения можно перечислять и дальше. Тем более примечательно дивны дела Твои, Господи! – полная противоположность следствий перемены веры. Святой равноапостольный князь Владимир возвеличил свою Родину, а хан Узбек свою погубил».

Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии. Это духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов. Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Буйство характера, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, – никак не способствовали принятию Православия – учения, требующего самоограничения во всем.

«Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир держал в трех гаремах 800 наложниц – вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

Тем разительнее перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина перемен, произошедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», – пишет митрополит Иоанн.

Как сообщает летопись, перед принятием Крещения князь Владимир заболел глазной болезнью и ослеп. И только после совершения Таинства в купели – прозрел. Исцеление глаз знаменовало собой и прозрение духовное. Великий князь вдруг увидел ту нравственную нечистоту, а которой пребывал доселе. С этого времени его жизнь в корне изменилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям. Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти – доставляли продовольствие его возницы. Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь греха, не хотел судить даже преступников.

Любовь к ближним, доброта, милосердие стали чертами его характера. В то же время, как замечает владыка, «личное обращение Владимира как бы преобразует изменения, ожидавшие по Крещению и соборную душу народа». Становясь христианами, люди неизменно принимали на себя новые обязанности, изменяли мировоззрение, культуру. Складывались новые отношения в общественной и личной жизни. Поступки, нравы, взаимоотношения приводились в соответствие с евангельскими заповедями. Понятия добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразия становились в самосознании народа ясно различимы. Под влиянием Православия начал формироваться характер русского народа, проявляющийся в стремлении к совершенству, к поиску высшей Истины, справедливости, любви. Да и само понятие «русский народ» было зафиксировано Православной Церковью в лице митрополита Иллариона. Именно он едва ли не впервые употребил это словосочетание в «Слове о законе и благодати», написанном вскоре после Крещения Руси. Собственно, с этой книги в большей мере началось оформление русской идеологии, в основе которой лежит призвание Богом русского народа, объединение его вокруг Православной Церкви, сохранение и защита чистоты веры. Отсюда исходит и понимание государства как средства к защите Православия, к направлению народной жизни в рамках законов, данных Богом.

Достаточно посмотреть историю России, и мы увидим на примере текстов летописей, княжеских грамот, письменных сношений дружин с князьями, сношений бояр с князьями, докладов дипломатов, полководцев, что все документы не обходятся без упоминания рассуждений о воле Божией и повиновении Ему.

Смыслом русской жизни становилось служение Богу как средоточию высшей Любви, правды, Добра, Красоты. Только в связи с этим можно понять и смысл русского предназначения.

«Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое многолетнее церковное воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую, надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность Божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе. Неисповедимы пути Господни – недомыслимому промыслу Его угодно было соделать Русь ковчегом своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником», – говорил высокопреосвященнейший Иоанн о цели существования русского народа. Это определение является для нас ключевым в понимании смысла русского предназначения.

Источник: Сегодня.ру

 

Написать комментарий