Разрушение Казанского ханства было попросту святым делом

Разрушение Казанского ханства было попросту святым делом

О взятии Казани при Иоанне Васильевиче Грозном. Вот есть такая любопытная закономерность: если человек не верит в Бога, то это почти наверняка означает, что и в государственности своей же, русской, он видит или всячески желает видеть обязательно какую-то испорченность.
Успехи русского государства и русского народа его раздражают и слышать о них ему нестерпимо.
Он даже и объяснить-то сколько бы то ни было внятно не может свою неприязнь к этим успехам, хоть как-то оправдать её. Выдаёт просто какой-то нелепый набор слов – пытаясь хотя бы как-то заболтать нестерпимые свидетельства.

А они ведь, эти свидетельства, факты, очень простые и ясные. Вот, например, в данном случае главною причиной похода русского войска на Казань было то, что этот золотоордынский осколок вплоть до середины XVI в. являлся одним из опорных пунктов азиатской работорговли на Волге.

Казанское ханство – было адом для тысяч русских, да и не только русских, рабов. Разрушение этого государственного образования было попросту святым делом.
И вот именно таким образом понимал поход на Казань Иоанн Грозный. И именно поэтому этот поход окончился победой русских.

Вспомним историю:

    ...Бегство крымцев отдало Казань в руки русской стороне; тотчас явились оттуда послы с челобитьем, чтоб государь пожаловал, пленить их не велел, дал бы им на государство царя Шиг-Алея, а царя Утемиш-Гирея с матерью Сююнбекою взял бы к себе.
    Иоанн отвечал, что хочет землю Казанскую пожаловать, если они царя, царицу, остальных крымцев и детей их выдадут и всех русских пленников освободят...

    В августе Шиг-Алей посажен был в Казани и, согласно условиям, освободил русских пленников, которых насчиталось 60000 человек.

    ...Оставленные при новом хане боярин Хабаров и дьяк Выродков уже в сентябре уведомили государя, что пленные освобождены не все, что Шиг-Алей знает это, но смотрит сквозь пальцы, боясь волнения.
    В Москве не могли отказаться от предписанных условий, не могли терпеть, чтоб русские люди томились в плену в подчиненном государстве и чтоб русский город Свияжск был островом среди чужой земли; надеялись кроткими мерами, ласкою заставить Шиг-Алея и казанцев забыть свои лишения.
    В Казань поехали боярин князь Димитрий Палецкий и дьяк Клобуков; они повезли платье, сосуды, деньги хану, ханше, князьям казанским и городецким, повезли царю и земле Казанской жалованное слово за службу; но при этом они должны были требовать освобождения всех пленных, в противном случае объявить, что государь, видя Христианство в неволе, терпеть этого не будет.

    ...Тогда же возвратились из Казани боярин Хабаров и дьяк Выродков и сказали, что казанцы мало освобождают пленных, куют их и прячут по ямам, а Шиг-Алей не казнит тех, у кого найдут пленников, оправдывает себя тем, что боится волнения...

Дело закончилось войной:
    23 августа полки заняли назначенные им места; как вышел царь на луг против города, то велел развернуть свое знамя: на знамени был Нерукотворенный Образ, а наверху - Крест, который был у великого князя Димитрия на Дону; когда отслужили молебен, царь подозвал князя Владимира Андреевича, бояр, воевод, ратных людей своего полка и говорил им:
    "Приспело время нашему подвигу! Потщитесь единодушно пострадать за благочестие, за святые церкви, за православную веру христианскую, за единородную нашу братию, православных христиан, терпящих долгий плен, страдающих от этих безбожных казанцев; вспомним слово Христово, что нет ничего больше, как полагать души за други свои; припадем чистыми сердцами к создателю нашему Христу, попросим у Него избавления бедным христианам, да не предаст нас в руки врагам нашим. Не пощадите голов своих за благочестие; если умрем, то не смерть это, а жизнь; если не теперь умрем, то умрем же после, а от этих безбожных как вперед избавимся? Я с вами сам пришел: лучше мне здесь умереть, нежели жить и видеть за свои грехи Христа хулимого и порученных мне от Бога христиан, мучимых от безбожных казанцев! Если милосердый Бог милость Свою нам пошлет, подаст помощь, то я рад вас жаловать великим жалованьем; а кому случится до смерти пострадать, рад я жен и детей их вечно жаловать"...

По взятии города...

    Царь был встречен русскими пленниками, освобожденными от неволи; увидавши государя, они пали на землю со слезами и кричали: "Избавитель наш! Из ада ты нас вывел; для нас, сирот своих, головы своей не пощадил!"

А.В. Селивестров

Написать комментарий