Да благословит намерение ваше доброе Сама Царица Небесная!

Да благословит намерение ваше доброе Сама Царица Небесная!

Приехала помолиться, пожить и отдохнуть в Оптиной София Александровна Манаенкова. Эта раба Божия - дитя Оптинского духа: о ней стоит поговорить особо.

Наше знакомство впервые завелось в авгу­сте 1907 года, когда мы с женой приезжали из Валдая, где тогда временно проживали, в Оп­тину пустынь помолиться Богу, поговеть и вой­ти в общение с Оптинскими старцами, которых я любил и знал, но с которыми жена моя лично еще не была знакома. По моим рассказам она уже успела душой привязаться к ним: надо было привязанность эту закрепить личным свидани­ем, что и было сделано Успенским постом того незабвенного 1907 года, когда старцами было решено наше поселение на жительство с ними, на благословенной земле Оптинской... Впро­чем,  я. помнится, еще ничего не записал о том, как совершилось это важнейшее в нашей жиз­ни событие. Запишу, пока оно еще свежо в па­зи мяти, а потом - честь и место Софье Александ­ровне.

Дело было так.

В конце июля 1907 года говорит мне жена:

 - Что же это мы все никак не можем со­браться в Оптину? Столько ты мне наговорил о ее духовной красоте, о ее старцах, о живопис­ности ее местоположения, а как ехать туда, так ты все оттягиваешь. Напиши о. архимандриту и о. Варсонофию, что собираемся к ним погос­тить. Ответят, и тогда - с Богом.

Я так и сделал.

Вскоре от обоих старцев я получил ответ, с любовью нас призывающий под покров оптин­ской благодати на богомолье и на отдых душев­ный, сколько полюбится и сколько поживется.

Мы наскоро собрались и поехали.

На жену Оптина произвела огромное впе­чатление. Про меня и говорить нечего: я не мог вдосталь надышаться ее воздухом, благоуха­нием ее святыни, налюбоваться на красоту ее соснового бора,

наслушаться ласкающего ше­пота тихоструйных, омутистых вод застенчи­вой красавицы Жиздры, отражающей зеркалом своей глубины бездонную глубину оптинского неба...
О красота моя оптинская! О мир, о тишина, о безмятежие и непреходящая слава Духа Бо­жия, почивающая над святыней твоего мона­шеского духа, установленного и утвержденно­го молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!..

О благословенная моя Оптина!

К Успеньеву дню мы готовились, а на са­мый велик день Богоматери удостоились быть и причастниками Святых Тайн. На следующий день, 16 августа, был праздник Нерукотворенному Спасу, день, из-за родового нашего об­раза особо чтимый в моей семье. Мы были у поздней обедни. После отпуста мы с женой на­правились к выходу из южных врат храма. У самого выхода, у Казанской иконы Божией Ма­тери, нас встречает один из старцев, иеромонах о. Сергий, и, преподавая нам свое благослове­ние, неожиданно для нас говорит:

- Как жаль, С.А., что вы от нас так дале­ко живете!

- А что?

- Да вот, видите ли, есть у нас помысл из­давать Оптинские листки - вроде Троицких: жили бы вы где-нибудь поблизости, были бы нашим сотрудником.

- За чем же, - говорю, - дело стало? Мы, слава Богу, люди свободные, никакими мирс­кими обязанностями не связанные: найдется для нас в Оптиной помещение - вот мы и ваши.

- Ну что ж, - говорит старец, - Бог бла­гословит. Переговорите с о. архимандритом и с о. Варсонофием: благословят они - и поселяй­тесь с нами: что может быть лучше нашей оп­тинской жизни?!

Мы были вне себя от неожиданной радости.

Разговор этот происходил во Введенском храме, как раз под Казанской иконой Божией Матери, у правого клироса Никольского при­дела.

И запали нам слова батюшки о. Сергия в самую глубину сердечную: и впрямь - что мо­жет быть лучше жизни оптинской?!..

Когда-то в Оптиной проживал на времен­ном "покое" один из ее знаменитых пострижен­цев, впоследствии архиепископ Виленский. ар­химандрит Ювеналий (Половцев). Во внешней ограде монастырского сада он выстроил себе в конце 70-х годов прошлого столетия отдельный корпус со всеми к нему службами, прожил в нем лет десять и оттуда был вызван на кафедру Ви- ленской епархии. С тех пор корпус этот, пере­шедший в собственность Оптиной, стоял почти всегда пустой, изредка лишь занимаемый на короткое летнее время случайными дачниками. Вот об этом-то корпусе, вернее усадьбе, я и вспомнил после знаменательного для нас разго­вора с о. Сергием под Казанской иконой Ма­тери Божией. Решили пойти его смотреть. По­слали в архимандритскую за ключами и, пообедав у себя в гостинице, пошли около часу дня присматривать себе новое жилище.

В этот час вся Оптина отдыхает.

На площадке между монастырскими жилы­ми корпусами и храмами не было ни души, ни­кого даже из богомольцев не было видно на всем пространстве обширного внутреннего дво­ра обители, когда я с женой и с одной валдайс­кой старушкой, нашей спутницей, проходили по нему, направляясь в сад к ювеналиевской усадьбе.

Подошли к Казанской церкви. Я остано­вился перед нею, снял шляпу, перекрестился и, пользуясь тем, что кругом посторонних никого не было, вслух молитвенно сказал:

- Матушка, Царица Небесная, если Тебе угодно, чтобы мы здесь поселились под Твоим кровом, то Ты уж Сама благослови!

И не успел я до конца промолвить последне­го слова - "благослови", как неожиданно из- за угла Казанской церкви показался с полным ведром воды в руках один из старейших оптин­ских иеромонахов, ризничий о. Исайя, неког­да бывший старшим келейником великого стар­ца Амвросия. Услыхал он мое слово, поставил свое ведро на землю и не без живости меня спро­сил:

- На что благословить-то?

Так нас эта встреча взволновала, что я едва был в состоянии толком объяснить о. Исаии, на что я просил благословения у Царицы Небес­ной. Снял батюшка с головы своей камилавку и, благословляя нас, растроганным голосом про­изнес:

- Бог да благословит вас! Да благословит намерение ваше доброе Сама Царица Небесная!

И пока благословлял нас о. Исайя, вокруг нас, откуда ни возьмись, собралось еще три иеромонаха: благочинный, о. Илиодор, о. Серапион и скитский иеромонах о. Даниил (Бо­лотов), наш особо близкий друг и доброжела­тель, - и тут все четверо благословили наше водворение под кров обители Оптинской, со­зданной и освященной в честь и славу Введе­ния во храм Пресвятой и Пренепорочной При снодевы Богородицы.

Для меня такое "совпадение" было знаме­нием. Знамением оно показалось и всем в тот час с нами бывшим.

Чего только? Тут ли, на земле, это откроет­ся или там, на небе, - одному Богу известно.

О. Даниил - Царство ему Небесное! - по­шел с нами в наше будущее гнездышко и на ко­ленях, милый и любвеобильный старец, помолил­ся там с нами пред иконой Смоленской Божией Матери, чтобы укрыла Она нас в гнездышке этом от зла века сего, от клеветы человеческой.

До чего же нам тогда полюбилось ювенальское затишье!..

О, как было бы желанно в нем и жизнь свою кончить!.. С о. архимандритом уговор о житель­стве нашем покончен был с двух слов; обычно же наш авва никому из мирских не позволяет подолгу заживаться в Оптиной. И это нам было тоже в знамение.

Съездили мы тут же с женой к о. Егору Чекряковскому, моему присному советнику в важ­ные минуты жизни; он тоже благословил нам поселиться в Оптиной.

- Благословите, - говорю ему, - батюш­ка, поселиться нам в Оптиной до смерти.

- Да-да, - ответил он. - Годочка два, ну три, - поживите, поживите! Только условие с монахами напишите, а то ведь их там не один человек: мало ли что может случиться!

- Батюшка! - опять говорю. - Уж вы до смерти нам там жить благословите!

А он все свое:

- Годочка два-три поживите. Ведь вы сами знаете, что теперь почетных мест нет: какие те­перь могут быть почетные места-то?!

Очень нам тогда слова эти были не по мысли.

Все это происходило в августе 1907 года, а первую ночь в новом своем оптинском приюте мы провели с 30 сентября на 1 октября того же года.

Первое утро нашей оптинской жизни, таким образом, было утром Покрова Божией Матери: милости Ее искали - милость Ее в Покрове и получили, под кровом Ее обители, в среде Ее ве­рующих послушников оптинских.

И это тоже было вере нашей в знамение.

И вспомнился мне тогда мой сон, виденный мною лет за семь или за восемь до нашего пере­селения в Оптину. Было это, стало быть, в на­чале 1900-х годов. В те годы я еще продолжал быть довольно крупным помещиком Орловской губернии. Скорби моей личной и помещичьей жизни тогда впервые меня затянули искать со­вета и утешения у Оптинских старцев, и тогда же я впервые ознакомился с поразившим мое чувство житием присноблаженной памяти ве­ликих старцев Льва (Леонида), Макария и, наконец, нашего современника Амвросия. С этого посещения Оптиной пустыни прилепи­лось мое сердце к этому великому и святому ме­сту узами неумирающей, святой любви и веч­ной благодарности; с этого жития и открылся мне тайник сокровенного Оптинского духа, выпестовавшего таких богатырей русской мыс­ли, как братья Киреевские, напоившего до сы­тости и меня водами источника жизни, приснотекущего в блаженнейшую вечность и именуемого истинным старчесгвом, истинным монашеством.

Я не застал в живых ни великого Амвросия, ни великого Анатолия (Зерцалова), еще так не­давно блиставших чистыми звездами на твер­ди Оптинской, но узнал и сблизился, в меру моей духовной скудости, с их еще здравствовав­шими тогда сотрудниками и сотаинниками. И этого было для меня довольно - предовольно, ибо большего не могло бы вместить убожество моего сердца и духа.

 - Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный! - воскликнул первоверховный Апо­стол Пегр Спасителю мира, ибо наполнились лодки и стали тонуть от великого множества рыбы, пойманной им и другими с ним бывши­ми рыболовами... Не могло бы и мое грешное сердце вместить всего духовного оптинекою улова, если бы он открылся мне во всей неизме­римой своей полноте, во всей глубине своей не­постижимой...

И вот, вскоре после первой моей поездки в Оптину, я видел сон: иду будто из монастыря в Скит заветной дорожкой и несу к о. Амвросию великую и безнадежную скорбь моей души, об­ремененной всякими грехами, подхожу к скитс­ким святым воротам и вижу, что на месте "хи­барки" стоит большое белое каменное здание; но я знаю, что это все-таки прежняя батюшки­на хибарка. Вхожу в нее; меня встречает монах высокого роста, плотный и широкоплечий; во­лосы у него не очень длинные, белокурые, со значительной проседью и вьющиеся природны­ми мелкими завитками. Одет он в белом бала­хоне, какой летом у себя в келье носят оптинс­кие монахи... Я знаю, что это келейник старца.

- Батюшка! - обратился я к нему. - Мож­но ли мне видеть отца Амвросия?

- Можно, - говорит, - он вас... - при этом он встал со стула и пристально взглянул мне в глаза, - он вас примет.

- Я слышал, что он все болен.

- Нет, - говорит, - он у нас совсем здо­ров, совсем здоров! И с этими словами монах повел меня внутрь "хибарки". Ввел он меня в просторную, высо­кую, под сводами комнату, сияющую ослепи­тельной белизной своей побелки. Огромное, во всю стену, окно освещает эту комнату яркими и теплыми лучами чудного летнего дня. В ком­нате стоит аналой, на аналое крест и Еванге­лие. Никакой мебели в комнате этой не было.

 - Подождите здесь, - сказал мне монах, - к вам батюшка сейчас выйдет.

Сказал и вышел.

И он вслед вошел, небесный человек и зем­ной ангел! Вошел в епитрахили и в поручах, светлый, благостный, любвеобильный, старень­кий, седенький, но живой в движениях и быст­рый, и... такой, такой добрый, такой любящий, такой всепрощающий...

Я упал ему в ноги и залился слезами...

И плакал я долго, безудержно, безутешно плакал и, плача у ног его, все говорил, все го­ворил ему, прерывая слова свои рыданиями, про все скорби мои, про грехи юности моей и неведения, про грехи знания и противления моего, про соблазны и соблазненных мною, любящих меня, любимых мною моих дорогих и близких - про все, про все свое я говорил ему. И когда я все сказал, все выплакал под ноги великому и святому старцу, тогда он поднял меня с полу и стал мне в свою очередь что-то го­ворить. и говорил долго, ласково, любвеобиль­но. И по мере того как он мне говорил свои, сер­дцу моему сладкие речи, тоска и скорбь моей души начинали от нее отходить мало-помалу и все светлее и светлее становилось на сердце, измученном неправдою моей нехристианской жизни. Но что мне говорил великий старец, того не запомнил я ни во сне, не помнил и тогда, ког­да проснулся... И после речей своих, забвенных мною, покрыл меня батюшка своей епитрахи­лью, отпустил мне грехи мои многие, дал поце­ловать крест и Евангелие, положил мне свою руку на левое плечо и сказал такое слово:

- Ну, вот что, друг, скажу я тебе: и проку­рором будешь, а Исаакия все равно не мину­ешь. Господь с тобою!

И я, весь в слезах, проснулся, а в ушах еще звенели последние слова великого старца.

И подумалось мне: старец скончался во дни настоятельства в Оптиной пустыни архиман­дрита Исаакия... Уж не монахом ли мне быть в его обители? Мирской человек со всеми своими привязанностями и чувствами, я отогнал эту мысль как нелепую, но сон этот не мог уйти из моей памяти...

И вот я - в Оптиной: Исаакия, стало быть, не миновал, успокоенный, утешенный святы­ней Оптинского духа и всем, чем наделил меня от щедрот Своих Господь...

Что значит: "и прокурором будешь?.." Сей­час не понимаю. Когда-нибудь узнается, если будет угодно Богу...

Вскоре после поселения нашего в Оптиной пустыни жена в тонком сне, ночью, видела отца Амвросия в нашем доме: вышел старец из на­шей моленной, прошел к нам в спальню, подо­шел к нашей кровати и о чем-то долго со мною говорил, но о чем - жена не слыхала.

Я в эту ночь спал крепко и никаких снов не видел. Про этот сон свой жена рассказала дру­гу нашему, отцу Даниилу (Болотову).

- С нашими старцами, - сказал он, - это бывает: поселится кто в обители новый, они его навестят непременно, посмотрят, как живет, иногда вразумят, наставят, а то и наказанием взыщут.

Про свой сон об о. Амвросии я рассказывал старцу о. Иосифу. Он не без волнения рассказ мой выслушал и признал его истинным, но объ­яснения ему не дал. Говорю - "не без волне­ния", потому что я видел, как во время моего повествования глаза батюшки Иосифа затума­нились слезой и одна тихо-тихо скатилась по его ланите...

И вот уже седьмой месяц доходит второго года, что мы живем здесь, в тихом нашем при­станище, тихо и радостно. Что будет дальше?

Твори, Господи, волю Свою!


Сергей Нилус
НА БОЖЬЕЙ РЕКИ

Написать комментарий