«Не пе­ре­ста­ну ни­ко­гда по­клонять­ся иконе Хри­ста и Бо­га мо­е­го»

«Не пе­ре­ста­ну ни­ко­гда по­клонять­ся иконе Хри­ста и Бо­га мо­е­го»

Преподобный Никита Исповедник ро­дил­ся око­ло 763 го­да в Па­фла­го­нии от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Он был даль­ним род­ствен­ни­ком им­пе­ра­три­цы Фе­о­до­ры, же­ны им­пе­ра­то­ра Фе­о­фи­ла ико­но­бор­ца. По­сле обу­че­ния, 17 лет от ро­ду, Ни­ки­та при­шел в Кон­стан­ти­но­поль. В то вре­мя им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­ни­ма­ла су­пру­га умер­ше­го им­пе­ра­то­ра Льва IV Ири­на, за ма­ло­лет­ством сво­е­го сы­на Кон­стан­ти­на. При­ня­тый на цар­скую служ­бу, Ни­ки­та в ско­ром вре­ме­ни воз­вы­сил­ся, воз­ве­ден был в пат­ри­ци­ан­ское до­сто­ин­ство и сде­лан смот­ри­те­лем над всем цар­ским двор­цом, а по­том по­став­лен на­чаль­ни­ком войск в Си­ци­лии.


До­стиг­нув вы­со­ко­го по­ло­же­ния, Ни­ки­та со­знал всю тще­ту и су­ет­ность мир­ских зва­ний и благ и возы­мел бла­го­че­сти­вое же­ла­ние при­нять ино­че­ский по­стриг. Но им­пе­ра­тор Ни­ки­фор и сын его Став­ра­кий, це­ня за­слу­ги Ни­ки­ты го­су­дар­ству, не хо­те­ли от­ста­вить его от за­ни­ма­е­мой им долж­но­сти и от­пу­стить его в мо­на­стырь.


Ко­гда же по­сле них всту­пил на цар­ство Ми­ха­ил Ран­гав, Ни­ки­та вы­про­сил у него доз­во­ле­ние оста­вить свою служ­бу и по­стричь­ся в мо­на­ше­ство (святому было примерно 50 лет). Од­на­ко ему не поз­во­ле­но бы­ло при этом уда­лить­ся из сто­ли­цы, но им­пе­ра­тор ве­лел дать ему по­ме­ще­ние в Зо­ло­тых во­ро­тах, в так на­зы­ва­е­мой Хри­со­ни­кии, где он дол­жен был на­хо­дить­ся по­сто­ян­но. В сей оби­те­ли свя­той Ни­ки­та оста­вал­ся без­вы­ход­но до цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на.


Ко­гда же свя­той Ни­ки­та уви­дел по­ру­га­ния, ка­ким под­вер­га­лись свя­тые ико­ны от се­го без­за­кон­но­го ца­ря, то оста­вил Кон­стан­ти­но­поль и всту­пил в чис­ло низ­шей бра­тии од­но­го под­го­род­но­го мо­на­сты­ря и там про­во­дил вре­мя в по­сте и тру­дах. Меж­ду тем ико­но­бор­цы, про­ве­дав, что у него есть ико­на Спа­си­те­ля, ко­то­рую он при­об­рел из Ри­ма, до­нес­ли о том им­пе­ра­то­ру. К Ни­ки­те по­сла­ны бы­ли чи­нов­ни­ки, ко­то­рые с угро­за­ми вы­нуж­да­ли его вы­дать сию ико­ну. Но так как свя­той Ни­ки­та ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся вы­дать ее, то по­слан­ные разыс­ка­ли од­но­го ино­ка, ко­то­рый ука­зал, где на­хо­дит­ся та свя­тая ико­на. То­гда они во­шли в цер­ковь и, взяв свя­тую ико­ну, вся­че­ски над­ру­га­лись над ней. Ко­щун­ство сие при­ве­ло свя­то­го Ни­ки­ту в ве­ли­кую скорбь. Не до­воль­ству­ясь тем, цар­ские по­слан­цы, ухо­дя из оби­те­ли, за­пре­ти­ли ему вы­хо­дить от­ту­да под ка­ким бы то ни бы­ло пред­ло­гом.


Впо­след­ствии, ко­гда на цар­ский пре­стол всту­пил дру­гой ико­но­бор­че­ский го­су­дарь – Фе­о­фил, к пре­по­доб­но­му по­слан был один ца­ре­дво­рец, по име­ни Фе­о­до­сий, ко­то­рый, при всех со­брав­ших­ся, под угро­зой из­гна­ния тре­бо­вал от него при­зна­ния ико­но­бор­че­ско­го пат­ри­ар­ха Ан­то­ния и от­вер­же­ния ико­но­по­чи­та­ния. Но свя­той на это ска­зал:

– Не пе­ре­ста­ну ни­ко­гда по­клонять­ся иконе Хри­ста и Бо­га мо­е­го, а Ан­то­ния на­зо­ву не пат­ри­ар­хом, но пре­лю­бо­де­ем и пре­ступ­ни­ком... Ты же де­лай что хо­чешь.


За сей му­же­ствен­ный по­двиг ве­ры, свя­той Ни­ки­та был тот­час же из­гнан из оби­те­ли. Воз­дав бла­го­да­ре­ние Бо­гу и взяв с со­бою тро­их из бра­тии, он от­пра­вил­ся в дру­гую оби­тель, где про­вел Ве­ли­кий пост и вре­мя до Пя­ти­де­сят­ни­цы, а за­тем оста­вил и сию оби­тель. По­сле мно­гих ски­та­ний и невзгод он по­се­лил­ся, на­ко­нец, в од­ном при­мор­ском мо­на­сты­ре, где и окон­чил свою жизнь на 76-м го­ду от рож­де­ния. Как при жиз­ни, так и по смер­ти он со­вер­шил мно­го чу­дес.


При­ме­ча­ние

Ис­по­вед­ни­ка­ми на­зы­ва­лись в древ­ней хри­сти­ан­ской Церк­ви те ли­ца, ко­то­рые во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан­ство, от­кры­то объ­явив се­бя хри­сти­а­на­ми и пре­тер­пев му­че­ния, бы­ли по­ща­же­ны му­чи­те­ля­ми и оста­лись в жи­вых. Та­кие ли­ца поль­зо­ва­лись осо­бен­ным ува­же­ни­ем в хри­сти­ан­ском об­ще­стве: так им бы­ло предо­став­ле­но пра­во вос­со­еди­не­ния с цер­ко­вью пад­ших.

Написать комментарий