Суздальский и Мордовский просветитель

Суздальский и Мордовский просветитель

Полное житие святителя Иоанна, епископа Суздальского. Для се­го пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го, пре­слав­но­го и твер­до­го на­став­ни­ка, епи­ско­па Иоан­на, гор­ний Иеру­са­лим был как бы Ро­ди­ной и Оте­че­ством, ибо, по жи­тию сво­е­му, свя­той мог быть на­зван зем­ным Ан­ге­лом и небес­ным че­ло­ве­ком.

О ме­сте рож­де­ния свя­то­го – го­род то был или весь – о ро­ди­те­лях его, обу­че­нии гра­мо­те и о вре­ме­ни при­ня­тия им ино­че­ства, – све­де­ний не со­хра­ни­лось. Из­вест­но лишь, что свя­той Иоанн пре­бы­вал в неко­ей оби­те­ли, где в ис­пол­не­нии по­ру­чен­ных ему служб от­ли­чал­ся по­слу­ша­ни­ем к игу­ме­ну и бра­тии, из­ну­ряя те­ло свое ве­ли­ким воз­дер­жа­ни­ем, по­беж­дая стра­сти и на­ве­ты бе­сов­ские.

В то вре­мя ве­ли­ким кня­зем Суз­даль­ским был Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич (пра­пра­внук Ан­дрея, сы­на св. Алек­сандра Нев­ско­го). По смот­ре­нию Бо­жию бла­жен­ный Иоанн за ве­ли­кую доб­ро­де­тель, сми­ре­ние и бла­го­успеш­ное про­хож­де­ние ино­че­ско­го жи­тия был по­став­лен пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским во епи­ско­па го­ро­дов Суз­да­ля, Ниж­не­го Нов­го­ро­да и Го­род­ца. Вру­чив бла­жен­но­му Иоан­ну паст­ву, пат­ри­арх от­пу­стил его с ми­ром в го­род Суз­даль.

Ко­гда епи­скоп при­бли­зил­ся к го­ро­ду, на­встре­чу ему вы­шел бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич в со­про­вож­де­нии са­нов­ни­ков. Встре­тить епи­ско­па вы­шел так­же свя­щен­ный со­бор, ино­ки, весь клир с кре­ста­ми и мно­же­ство на­ро­да, му­жи и же­ны, стар­цы, юно­ши и де­ти. Ко­гда епи­скоп был близ го­род­ских во­рот, весь на­род окру­жил его; пре­кло­ня­ясь пред ним, ве­ру­ю­щие при­ни­ма­ли от свя­то­го бла­го­сло­ве­ние и це­ло­ва­ли но­ги его, вос­пе­вая с ра­дост­ны­ми сле­за­ми мо­леб­ные пес­но­пе­ния. Свя­той же Иоанн по­ве­лел на­ро­ду ча­сто взы­вать: «Гос­по­ди по­ми­луй» и, воз­дев ру­ки к небу, стал мо­лить­ся:

– Вла­ды­ко Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Бо­же наш, Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих, Со­зда­тель всей тва­ри ви­ди­мой и неви­ди­мой, Без­на­чаль­но­го От­ца со­прис­но­сущ­ный и со­без­на­чаль­ный Сын! Ни­щий и убо­гий, дер­заю я при­зы­вать чуд­ное, страш­ное и свя­тое имя Твое. Те­бя, неиз­ре­чен­но­го Све­та, при­зы­ваю я, об­ле­чен­ный немощ­ною пло­тью, ко­то­рую вос­при­ял Ты, на­ше­го ра­ди спа­се­ния. Не от­верг­ни убо­гой мо­лит­вы мо­ей, спа­си го­род сей, в ко­ем бла­го­дать Твоя на­зна­чи­ла пре­бы­вать мо­е­му сми­ре­нию. Спа­си вся­кий го­род и вся­кую стра­ну от гу­би­тель­но­го го­ло­да, зем­ле­тря­се­ния, по­то­па, ог­ня и ме­ча, от на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков и меж­до­усоб­ной бра­ни, ибо ми­ло­стив Ты, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем во ве­ки ве­ков.

Окон­чив мо­лит­ву, свя­ти­тель ска­зал:
– Мир всем.
На­род от­ве­тил: «аминь».

За­тем все от­пра­ви­лись в го­род, сла­вя Бо­га. Окон­чив мо­леб­ные пес­но­пе­ния, епи­скоп Иоанн во­шел в цер­ковь Пре­свя­той и Пре­бла­го­сло­вен­ной Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии, чест­но­го слав­но­го Ее Рож­де­ства[3]. Часть на­ро­да во­шли с епи­ско­пом в цер­ковь, на Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, дру­гие же, не вме­стив­ши­е­ся в церк­ви, сто­я­ли во­круг нее, при­но­ся бла­го­да­ре­ние Бо­гу за то, что Он да­ро­вал им столь чуд­но­го и свя­то­го епи­ско­па. Ко­гда Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия бы­ла со­вер­ше­на, бла­го­вер­ный князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич и быв­шие с ним удо­сто­и­лись чуд­но­го ви­де­ния. Они уви­де­ли, что на свя­ти­те­ля со­шла Бо­же­ствен­ная бла­го­дать в ви­де све­та ве­ли­ко­го и осе­ни­ла его. При­няв от рук епи­ско­па просфо­ру, бла­го­вер­ный князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич и граж­дане вос­сы­ла­ли сла­ву Хри­сту Бо­гу, це­ло­ва­ли бла­жен­но­го Иоан­на и уда­ли­лись каж­дый в дом свой.

На дру­гое утро, в вос­кре­се­ние, бла­жен­ный Иоанн, со­вер­шив бо­го­слу­же­ние, был по­са­жен на свя­ти­тель­ское се­да­ли­ще. Он пре­по­дал мир вер­но­му ста­ду и ис­пол­нил серд­ца всех ду­хов­ным ве­се­ли­ем. Епи­скоп при­ни­мал всех со­брав­ших­ся с уте­ши­тель­ны­ми сло­ва­ми; и бы­ло сло­во его, по апо­сто­лу, «при­прав­ле­но со­лью» (Кол.4:6), и на­по­я­ло оно серд­ца как ре­ка ме­до­то­чи­вая. Со­брав в од­но из вос­кре­се­ний всех граж­дан, епи­скоп об­ра­тил­ся к ним с сле­ду­ю­щим ду­хов­ным по­уче­ни­ем:

– Страш­но мне, бра­тие, ибо сан свя­ти­тель­ский пре­вы­ша­ет мои си­лы; ужа­са­юсь я, ду­мая о кон­чине мо­ей и раз­мыш­ляя о ве­ли­чии по­ру­чен­но­го мне де­ла, ибо я ви­жу се­бя недо­стой­ным са­на свя­ти­тель­ско­го. Но Гос­подь по­ста­вил ме­ня пас­ты­рем сло­вес­но­го Сво­е­го ста­да и при­вел ме­ня на сие слу­же­ние из­вест­ны­ми Ему лишь судь­ба­ми, ко­то­рые – «без­дна ве­ли­кая» (Пс.35:7). По­се­му бы­ло бы для ме­ня пре­ступ­ле­ни­ем мол­чать, и я дол­жен счи­тать се­бя не на­ем­ни­ком, но пас­ты­рем. Мо­лю вас, бра­тие, креп­ко сто­ять и дер­жать­ся пра­вой ве­ры, от­вра­щать­ся вся­кой нечи­сто­ты, блу­да, лжи, во­ров­ства, за­ви­сти, кле­ве­ты и идо­ло­слу­же­ния, устра­нять­ся от вся­кой ере­си и вся­ко­го зла, ча­сто по­се­щать свя­тые Бо­жии церк­ви и со­блю­дать спра­вед­ли­вость. Ибо апо­стол ска­зал: «ни­кто не мо­жет по­ло­жить дру­го­го ос­но­ва­ния, кро­ме по­ло­жен­но­го, ко­то­рое есть Иисус Хри­стос» (1Кор.3:11). По­ло­же­но же сие ос­но­ва­ние чрез свя­тых апо­сто­лов и свя­тых бо­го­нос­ных отец; оно есть пра­во­слав­ная ве­ра, про­по­ве­дан­ная, утвер­жден­ная и изъ­яс­нен­ная свя­ты­ми Все­лен­ски­ми Со­бо­ра­ми. На сем ос­но­ва­нии ве­ры сле­ду­ет по­ла­гать нам, по апо­сто­лу, зо­ло­то, се­реб­ро и дра­го­цен­ные кам­ни[4] – про­сто ска­зать: со­здать на ос­но­ва­нии сем де­ла бла­гие. Ибо жизнь вне пра­вой ве­ры к Бо­гу – жизнь непро­све­щен­ная, и ве­ра без бла­гих дел не мо­жет до­ве­сти нас к Бо­гу. Сле­ду­ет со­блю­дать и то и дру­гое, чтобы быть вполне Бо­жи­им че­ло­ве­ком и чтобы жизнь на­ша не стра­да­ла недо­стат­ка­ми, ибо апо­стол ска­зал, что спа­са­ет лишь «ве­ра, дей­ству­ю­щая лю­бо­вью»
(Гал.5:6).

Епи­скоп Иоанн рев­ност­но пре­дал­ся ду­хов­ным де­лам, уча и на­ка­зуя, утвер­ждая и уте­шая; щед­ро по­мо­гал он бед­ным, и на де­ле яв­лял всем об­раз и устав бла­го­че­сти­во­го жи­тия. Най­дя, что до­хо­ды по епи­ско­пии слиш­ком обиль­ны, Иоанн ве­лел часть их уде­лить на боль­ни­цу, ко­то­рую он бла­го­устро­ил, по­ру­чив ее над­зо­ру двух бла­го­го­вей­ных иере­ев, чтобы они за­бо­ти­лись о снаб­же­нии ее всем необ­хо­ди­мым.

Невоз­мож­но до­стой­ным об­ра­зом по­ве­дать о тру­дах, кои ис­пол­нил сей вер­ный раб Бо­жий. Вос­сы­лал он мо­ле­ния к Бо­гу; на мо­лит­ве же сто­ял он – непо­ко­ле­би­мый, как бы вы­ли­тый из ме­ди об­раз. Был он мол­ча­лив и кро­ток, ни­ко­гда не гне­вал­ся, пи­тал неиз­ме­ри­мую лю­бовь – оди­на­ко­во к знат­ным и про­стым лю­дям, от­вра­щал­ся от тще­сла­вия и лу­кав­ства. Кро­ме сих доб­ро­де­те­лей, об­ла­дал он да­ром учи­тель­ства и сло­ва, так что мно­гие при­хо­ди­ли к нему за на­став­ле­ни­ем не толь­ко из Суз­да­ля, но и от дру­гих окрест­ных го­ро­дов. Есть из­ве­стия, что свя­той Иоанн усерд­но се­ял се­мя сло­ва Бо­жия меж­ду морд­вою, ко­то­рая ча­стью бы­ла по­ко­ре­на от­цом ве­ли­ко­го кня­зя Бо­ри­са, Кон­стан­ти­ном.

Не ви­ти­е­ва­то го­во­рил свя­ти­тель, но на­зи­да­тель­но, об­ра­щая всех к по­ка­я­нию. Бо­га­тых учил он не ве­ли­чать­ся бо­гат­ством и не упо­вать на ми­мо­те­ку­щее бо­гат­ство; вдо­виц – при­ле­жать по­сту и воз­дер­жа­нию и из­бе­гать укра­ше­ния в одеж­де.

По­лу­чив от свя­то­го ду­хов­ные да­ры и поль­зу для ду­ши сво­ей, на­став­лен­ные им ухо­ди­ли в до­мы свои, бла­го­да­ря Бо­га за та­ко­во­го пас­ты­ря. Мно­гие же из них от­ре­ка­лись от ми­ра и при­ни­ма­ли ино­че­ский об­раз.

Од­на­жды бла­жен­ный Иоанн по сво­е­му обыч­но­му пра­ви­лу сто­ял на мо­лит­ве пред об­ра­зом Ма­те­ри Гос­по­да Иису­са Хри­ста и, ча­сто взи­рая на ико­ну, так мо­лил­ся:
– О, Пре­свя­тая Гос­по­же Бо­го­ро­ди­це, за­ступ­ни­ца креп­кая и по­мощ­ни­ца ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, будь нам хо­да­та­и­цею пред Сы­ном Сво­им, чтобы Он при­з­рел с вы­со­ты на го­род сей и оби­тель сию.

От­пев бла­годар­ствен­ный ка­нон Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и со­вер­шив пра­ви­ло, бла­жен­ный Иоанн сел, чтобы от­дох­нуть. Но в это вре­мя при­шел к нему бла­го­че­сти­вый князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич. При­няв от свя­то­го бла­го­сло­ве­ние и по­мо­лив­шись, стал он бе­се­до­вать с ним на­едине о поль­зе ду­шев­ной. Пол­ный бла­го­че­сти­вых мыс­лей, князь ис­по­ве­дал ему та­кое свое бла­гое на­ме­ре­ние:
– Бла­го­сло­ви ме­ня, от­че свя­той, и по­мо­лись при­леж­но Гос­по­ду Бо­гу, чтобы Он ра­ди свя­тых мо­литв тво­их спо­до­бил ме­ня по­лу­чить же­ла­е­мое. В дер­жа­ве на­шей, в го­ро­де Суз­да­ле, нет об­ще­жи­тель­ной ино­че­ской оби­те­ли. Ес­ли бы Гос­подь по­мог мне тво­им мо­ле­ни­ем со­здать ка­мен­ную цер­ковь во имя Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, чест­но­го Его Пре­об­ра­же­ния, и при ней воз­двиг­нуть оби­тель. Та­ко­во мое сер­деч­ное же­ла­ние. Бла­го­сло­ви ме­ня, от­че, и умо­ли о сем Бо­га. Я же мо­лит­ва­ми тво­и­ми от­прав­люсь в Ниж­ний Нов­го­род, в оби­тель Пе­чер­скую ве­ли­ко­го пре­по­доб­но­го от­ца Ди­о­ни­сия. Там я по­про­шу его дать мне од­но­го из уче­ни­ков его, кто был бы ис­ку­сен в со­зда­нии хра­ма Бо­жия и в устро­е­нии мо­на­сты­ря.
Свя­той Иоанн ска­зал:
– О, князь ве­ли­кий, доб­ро­го де­ла же­ла­ешь ты – Гос­подь Бог да бу­дет по­мощ­ни­ком те­бе и пра­ви­те­лем тво­е­го ду­ше­по­лез­но­го на­чи­на­ния и да охра­нит путь твой.

Пре­по­доб­ный же Ди­о­ни­сий, по прось­бе кня­зя, из­брал из бра­тии сво­е­го мо­на­сты­ря бла­го­по­слуш­ли­во­го уче­ни­ка, име­нем Ев­фи­мия, который и стал пер­вым ар­хи­манд­ритом со­здаваемой Спа­со-Ев­фи­ми­ев­ско­й обители (пре­ста­вил­ся в 1406 го­ду. Па­мять 1 ап­ре­ля). То­гда бла­жен­ный Ев­фи­мий был еще мо­лод ле­та­ми, но ду­хов­ною муд­ро­стью пре­вос­хо­дил стар­цев, укра­шен­ных мно­го­лет­ни­ми се­ди­на­ми. Бы­ло ему все­го 36 лет.

Так, в 1352 го­ду близ Суздаля, на бе­ре­гу ре­ки Каменки, на вы­со­кой го­ре на­шли князь с Евфимием, окруженные народом православным, ме­сто, пре­крас­ное ви­дом и удоб­ное для по­стро­е­ния мо­на­сты­ря.

По­мо­щью Бо­жи­ею бы­ла воз­двиг­ну­та пре­крас­ная ка­мен­ная цер­ковь во имя Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, чест­но­го и Бо­го­леп­но­го Его Пре­об­ра­же­ния. В ско­ром вре­ме­ни чис­ло бра­тии в нем до­стиг­ло до 300 че­ло­век.

Во вре­мя престольной ли­тур­гии в цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста при­шел бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич и уви­дел здесь чуд­ное ви­де­ние. Ему ка­за­лось, что с епи­ско­пом Иоанном слу­жил об­ле­чен­ный в свет­лые ри­зы муж, си­я­ю­щий об­раз ко­е­го был стра­шен и неска­за­нен. По окон­ча­нии ли­тур­гии, улу­чив вре­мя, князь при­сту­пил к свя­то­му Иоан­ну и, по­кло­нив­шись ему до зем­ли, про­сил епи­ско­па объ­яс­нить ви­ден­ное им. Епи­скоп, не же­лая от­кры­вать тай­ны сей, ска­зал кня­зю:
– О, князь, что ты ви­дишь чу­дес­но­го в том, что я слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию с доб­рым пас­ты­рем дво­ра се­го ду­хов­но­го сло­вес­ных овец. С на­ми бы­ли здесь лишь свя­щен­но­и­но­ки, ко­то­рых твое ве­ли­че­ство зна­ет; дру­го­го же свя­щен­ни­ка с на­ми не бы­ло.

Но князь про­дол­жал умо­лять свя­то­го Иоан­на, чтобы тот объ­яс­нил ему ви­де­ние. То­гда свя­той ска­зал ему:
– Ес­ли Бог от­крыл те­бе ви­де­ние, я ли мо­гу сие ута­ить? – То был Ан­гел Гос­по­день, ко­то­рый не толь­ко ныне, но и все­гда, по­се­ще­ни­ем Бо­жи­им, со­слу­жил мне, недо­стой­но­му. Но не рас­ска­зы­вай ни­ко­му о ви­ден­ном то­бою, по­ка я жив.

Так го­во­рил свя­той, ибо не лю­бил он, сми­рен­ный, чтобы де­ла его доб­рые и мзда, при­ни­ма­е­мая им от Бо­га, бы­ли ве­до­мы дру­гим лю­дям. И ко­гда его во­про­ша­ли, ка­кая доб­ро­де­тель выс­шая, он от­ве­чал: «тво­ри­мая тай­но».

– Всем ве­до­мо, что вся­ко­му же­ла­ю­ще­му спа­стись, - поучал Суздальский пастырь, - сле­ду­ет преж­де все­го со­блю­дать ве­ру и ве­сти жизнь со­об­раз­но с нею. Ибо жизнь воз­держ­ная, но без пра­вой ве­ры, не при­не­сет поль­зы; так­же и ве­ра без бла­гих дел не мо­жет при­бли­зить нас к Гос­по­ду. Но для со­вер­шен­ства сле­ду­ет, чтобы бы­ло и то, и дру­гое. Ве­ра же долж­на быть «дей­ству­ю­щая лю­бо­вью» (Гал.5:6). Лю­бовь – на­ча­ло всех доб­ро­де­те­лей, все они про­изо­шли от нее. Сле­ду­ет нам уда­лять­ся от злых дел и дер­жать­ся доб­рых, по­мыш­ляя о том лишь, что до­стой­но небес. Сле­ду­ет нам, со­глас­но Хри­сто­ву Еван­ге­лию, жить в сми­ре­нии, по­слу­ша­нии, в чи­сто­те, воз­дер­жа­нии от те­лес­ных на­сла­жде­ний, в люб­ви, ми­ло­сер­дии, че­ло­ве­ко­лю­бии и в стра­хе Бо­жи­ем по сло­ву: «тре­пе­щет от стра­ха Тво­е­го плоть моя, и су­дов Тво­их я бо­юсь» (Пс.118:120). Не сле­ду­ет нам про­пус­кать вре­ме­ни для сво­е­го ис­прав­ле­ния; мы не зна­ем, что при­не­сет нам зав­траш­ний день, ибо, за­ду­мав мно­гое, ча­сто на дру­гой день мы ни­че­го из за­ду­ман­но­го не до­сти­га­ем. Итак, ес­ли мы бу­дем уда­лять­ся от зла и возрев­ну­ем ука­зан­ным доб­ро­де­те­лям, то спа­сем­ся и, ше­ствуя уз­ким и при­скорб­ным пу­тем, до­стиг­нем Цар­ствия Небес­но­го.

Ви­дя чи­стое жи­тие Иоанна, диа­вол, ис­ко­ни при­но­ся­щий вред ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, воз­двиг брань на пра­вед­но­го. Диа­кон пре­по­доб­но­го, име­нем Елев­фе­рий, с неко­то­ры­ми цер­ков­ни­ка­ми уго­во­рил некую лю­бо­де­и­цу, обе­щав ей мно­го се­реб­ра, и ста­ли они ис­кать удоб­но­го слу­чая, чтобы окле­ве­тать епи­ско­па пе­ред кня­зем. Они воз­бу­ди­ли на­род и, при­дя в епи­скоп­ский дом, из­гна­ли свя­ти­те­ля Иоан­на с безче­сти­ем и по­ру­га­ни­ем из го­ро­да. Он же, па­мя­туя незло­бие сво­е­го вла­ды­ки Иису­са Хри­ста, ни­че­го не ска­зал про­тив их оже­сто­чен­но­го на­па­де­ния, но, вы­хо­дя из го­ро­да, об­ра­тил­ся ли­цом на во­сток и, воз­двиг­нув ру­ки свои к небу, мо­лил­ся Бо­гу о нена­ви­дя­щих его, го­во­ря:
– Гос­по­ди! не вме­ни им се­го в грех.
И тот­час, ко­гда мо­лит­ва еще бы­ла на устах его, гнев Гос­по­день по­ра­зил цер­ков­ни­ков, объ­ял их страх и тре­пет, тьма по­кры­ла их; они со­вер­шен­но ослеп­ли и нуж­да­лись в во­жде. Ви­дя сие, на­род пал к но­гам свя­то­го и с воп­лем и сле­за­ми про­сил про­ще­нья. Свя­той про­стил их и бла­го­сло­вил. Ка­ясь в гре­хе сво­ем, Елев­фе­рий со сле­за­ми при­пал к но­гам Иоан­на, го­во­ря:
– По­ми­луй ме­ня, раб Бо­жий, и про­сти мне, сми­рен­но­му, без­за­кон­ный и пре­ступ­ный за­мы­сел мой про­тив те­бя. Жив Гос­подь Бог мой, не от­ступ­лю я от свя­тых ног тво­их, по­ка ты не обе­ща­ешь про­ще­ния в без­за­кон­ном мо­ем за­мыс­ле. Не по­ми­най сде­лан­но­го мною зла, от­че пре­по­доб­ный.
И дол­гое вре­мя по­вто­рял сие пре­по­доб­но­му Елев­фе­рий. Бла­жен­ный же Иоанн от­ве­чал:
– О, че­ло­век, не мы долж­ны обе­щать про­ще­ние, как ду­ма­ешь ты, но толь­ко Один Ми­ло­сер­дый Бог мо­жет про­щать. Ис­це­ля­ет яз­вы душ на­ших Тот, Кто пре­тер­пел ра­ди нас стра­да­ния. Он да­ру­ет нам про­ще­ние в пре­гре­ше­ни­ях на­ших и очи­стит нас, ибо Он взял на се­бя гре­хи ми­ра.
Под­няв Елев­фе­рия с зем­ли, Иоанн ска­зал ему:
– Гос­подь, ча­до, про­стит те­бя.

Свя­той по­мо­лил­ся пред всем на­ро­дом за со­гре­шив­ше­го Елев­фе­рия и за цер­ков­ни­ков, со­вра­щен­ных им, и осе­нил их крест­ным зна­ме­ни­ем. Они тот­час про­зре­ли. Ужас­ну­лись все лю­ди и про­сла­ви­ли Бо­га, тво­ря­ще­го див­ные чу­де­са свя­ты­ми Сво­и­ми.

На ме­сте чу­да, со­вер­шен­но­го свя­тым Иоан­ном, суз­даль­ские граж­дане за­ду­ма­ли со­здать цер­ковь во имя чу­да свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла в Хо­нех, ибо чу­до бы­ло со­вер­ше­но епи­ско­пом в день празд­но­ва­ния чу­да Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Иоан­на вско­ре бы­ла со­зда­на сия цер­ковь, и граж­дане от­де­ли­ли для церк­ви часть сво­их зе­мель и на­зва­ли их, по име­ни свя­ти­те­ля, се­лом Ива­нов­ским [На по­кро­ве, по­ло­жен­ном на гроб свя­то­го Иоан­на, в 1578 го­ду кня­ги­нею Ев­прак­си­ею, су­пру­гою удель­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Ан­дре­еви­ча, вы­шит тро­парь, в ко­ем ска­за­но: «Зло­умыш­лен­ным цер­ков­ни­ком мо­лит­вою ско­ро про­зре­ти по­ве­ле и на­учи, яко же преж­де св. Леон­тий, – свя­за и па­ки бла­го­сло­ви»].

Од­на­жды к свя­то­му Иоан­ну при­шел бла­го­вер­ный князь Ан­дрей, брат ве­ли­ко­го кня­зя Бо­ри­са Кон­стан­ти­но­ви­ча. По­сле обыч­но­го бла­го­сло­ве­ния и мо­лит­вы князь ска­зал епи­ско­пу:
– О, свя­той угод­ник Бо­жий, хо­чу я про­сить те­бя об од­ном бла­го­де­я­нии.
Доб­рый же тот пас­тырь от­ве­чал:
– Ни­что те­бе не воз­бра­ня­ет­ся.
– Же­лаю я, чтобы ты дал мне бла­го­сло­ве­ние на со­зда­ние мо­на­сты­ря ино­ки­ням, – ибо чу­до слу­чи­лось со мною. Плы­ли мы од­на­жды по Вол­ге от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, и вот на ре­ке под­нял­ся та­кой силь­ный ве­тер, что от мно­же­ства ве­ли­ких волн ла­дьи на­ча­ли со­кру­шать­ся, и всем угро­жа­ла смерть. То­гда пла­ва­те­ли ста­ли мо­лить Бо­га; с ни­ми и я мо­лил­ся, чтобы Гос­подь из­ба­вил нас от угро­жа­ю­ще­го несча­стья. И дал я обет Бо­гу по­стро­ить цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в честь и сла­ву Ее По­кро­ва, и устро­ить мо­на­стырь на жи­ли­ще и по­кой ино­ки­ням. Тот­час пре­кра­ти­лось на ре­ке вол­не­ние и на­ста­ла ти­ши­на. Ныне вре­мя ис­пол­нить обет мой.
Епи­скоп от­ве­тил на это:
– Не пре­пят­ствую в тво­ем же­ла­нии.
Бла­го­вер­ный князь ска­зал:
– По­шлем за пре­по­доб­ным от­цом, ар­хи­манд­ри­том Ев­фи­ми­ем, и по­про­сим у него ме­ста на бе­ре­гу ре­ки, где удоб­но бы­ло бы по­стро­ить мо­на­стырь.

Из­брав ме­сто на ре­ке Ка­мен­ке, про­тив мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия с Бо­жи­ею по­мо­щью бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Покрова Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы в 1364 го­ду. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий пред­ска­зал сла­ву сей оби­те­ли. Здесь впо­след­ствии при­ня­ла по­стри­же­ние су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя всея Рос­сии Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча, Со­ло­мо­ния, на­ре­чен­ная в ино­че­стве Со­фи­ею. Ста­рей­шин­ство в оби­те­ли епи­скоп Иоанн вру­чил пле­мян­ни­це бла­жен­но­го Ев­фи­мия, ко­то­рую он пе­ре­вел сю­да из лав­ры свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Алек­сандра, на­хо­див­шей­ся в том же го­ро­де Суз­да­ле, на го­ре.

Так за­бо­тил­ся свя­ти­тель Иоанн о сво­ем ду­хов­ном ста­де, при­во­дя его на па­жить ду­хов­ную. И про­си­ял сей свя­ти­тель как звез­да не толь­ко в Суз­да­ле, но и в даль­них стра­нах. Пра­вя Бо­го­угод­но сво­ею о Хри­сте паст­вою, до­стиг он свя­то­леп­ной ста­ро­сти.

Оста­вив пре­стол епи­скоп­ский [по­сле смер­ти кня­зя Ан­дрея Кон­стан­ти­но­ви­ча в 1365 го­ду от­кры­лись силь­ные спо­ры меж­ду бра­тья­ми его, кня­зья­ми Бо­ри­сом и Дмит­ри­ем. То­гда Суз­даль, Ниж­ний Нов­го­род и Го­ро­дец бы­ли при­чис­ле­ны к мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ре], уда­лил­ся Иаонн в Бо­го­люб­скую оби­тель Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы близ города Владимира, где по­стриг­ся в схи­му и жил в непре­стан­ном без­мол­вии.

Ко­гда при­бли­зи­лось вре­мя его бла­жен­ной кон­чи­ны, свя­той Иоанн за­бо­лел, но нена­дол­го. В час раз­лу­че­ния с те­лом он при­ча­стил­ся свя­тых и пре­чи­стых Та­ин Те­ла и Кро­ви Иису­са Хри­ста, Гос­по­да на­ше­го, и по­чил о Гос­по­де в 1373 го­ду, ок­тяб­ря ме­ся­ца в 15-й день. Свя­тые мо­щи его с пес­но­пе­ни­я­ми бы­ли пе­ре­не­се­ны в го­род Суз­даль.

Ко­гда в Суз­да­ле узна­ли о пре­став­ле­нии свя­то­го Иоан­на, епи­скоп Ди­о­ни­сий и про­чие ду­хов­но­го и мир­ско­го зва­ния лю­ди вы­шли из го­ро­да со све­ча­ми и ка­ди­ла­ми на встре­чу мо­щам свя­то­го. Встре­тив их бла­го­го­вей­но, с че­стью по­ло­жи­ли их в со­бор­ной церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на пра­вой сто­роне, где они по­чи­ва­ют под спу­дом нетлен­ны­ми и до­ныне, по­мо­гая и ис­це­ляя при­хо­дя­щих с ве­рою, во сла­ву Хри­ста Бо­га на­ше­го, Ему же сла­ва во ве­ки.

В 1743 го­ду, 27 ок­тяб­ря, в день па­мя­ти свя­то­го му­че­ни­ка Несто­ра, при гро­бе свя­то­го Иоан­на со­вер­ши­лось чу­до.

По­сле обыч­но­го бла­го­ве­ста к утре­ни, за три ча­са до рас­све­та, пе­ред са­мым кон­цом по­лу­нощ­ни­цы, ко­гда цер­ков­ный сто­рож вы­шел из со­бор­ной церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, чтобы дать знак к зво­ну, в цер­ковь во­шел че­ло­век бо­сой и в од­ном рас­пах­ну­том каф­тане. Тот­час он устре­мил­ся за пра­вый столп, к ра­кам свя­тых чу­до­твор­цев Иоан­на и Фе­о­до­ра, епи­ско­пов Суз­даль­ских, и вос­клик­нул:
– Свя­ти­те­лю, от­че Иоанне, угод­ник Хри­стов, по­ми­луй ме­ня.
За­тем он, ры­дая, пал ниц.

Слы­ша необыч­ный вопль при­шель­ца, быв­шие в хра­ме свя­щен­но­слу­жи­те­ли по­до­шли к нему, под­ня­ли с зем­ли и ста­ли спра­ши­вать, кто он, и ка­кая при­чи­на воп­ля его. Он же со сле­за­ми по­ве­дал сле­ду­ю­щее:
– Зо­вут ме­ня Ива­ном Ва­си­лье­вым Жин­ки­ным, я из по­са­да се­го го­ро­да; с мар­та ме­ся­ца одер­жим я тя­же­лою бо­лез­нью – пра­вая ру­ка и ле­вая но­га от­ня­лись у ме­ня, и язык пе­ре­стал дви­гать­ся; ни­че­го я не мог яс­но ска­зать в то вре­мя; про­из­но­ся глу­хие и неяс­ные зву­ки, я да­вал зна­ки ле­вою ру­кою. Ве­че­ром се­го дня, ле­жа на од­ре мо­ем, я на­чал пла­кать, по­ми­ная свои гре­хи, ко­и­ми я про­гне­вал Гос­по­да Бо­га. И стал я в уме мо­ем при­зы­вать на по­мощь Ма­терь Бо­жию, свя­тая ико­на Ко­ей бы­ла близ од­ра мо­е­го, и вме­сте с нею угод­ни­ков Бо­жи­их, свя­ти­те­лей и чу­до­твор­цев Иоан­на и Фе­о­до­ра, епи­ско­пов Суз­даль­ских, и пре­по­доб­но­го чу­до­твор­ца Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го. Все до­маш­ние мои в то вре­мя спа­ли, ибо бы­ла уже глу­бо­кая ночь. Во вре­мя пла­ча мо­е­го уви­дел я, что в ком­на­те, где я ле­жал, вос­си­ял свет. И вот явил­ся муж, об­ле­чен­ный в свет­лую одеж­ду. Став близ од­ра мо­е­го, он воз­двиг ру­ки свои к небу и мо­лил­ся:
– Ми­ло­сер­дый Гос­по­ди, по­ми­луй со­зда­ние Твое.

Слы­ша сие, я пе­ре­стал ощу­щать в се­бе бо­лезнь, и дерз­нул во­про­сить явив­ше­го­ся:
– Кто ты, свя­той Бо­жий.
Он же от­ве­тил:
– Я Иоанн, епи­скоп Суз­даль­ский; иди в со­бор­ную цер­ковь, где ле­жат мои мо­щи, и там по­лу­чишь пол­ное ис­це­ле­ние бо­лез­ни тво­ей.
Я хо­тел при­пасть к чест­ным и свя­тым его но­гам, но он тот­час стал неви­дим, ис­чез и свет, си­яв­ший в жи­ли­ще. Встав с од­ра, на ко­ем ле­жал во­семь ме­ся­цев, я по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым и тот­час по­шел в со­бор­ную цер­ковь, воз­да­вая Бо­жию угод­ни­ку бла­го­да­ре­ние.

Вы­слу­шав сло­ва ис­це­лен­но­го, изум­лен­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли по­сла­ли цер­ков­но­го сто­ро­жа в дом его, быв­ший близ Ва­си­льев­ско­го мо­на­сты­ря, из­ве­стить о про­ис­шед­шем его до­маш­них. До­маш­ние ис­це­лен­но­го бы­ли весь­ма изум­ле­ны, не най­дя его до­ма. Вско­ре в со­бор­ную цер­ковь при­шли мать и же­на его, при­нес­ли ему обыч­ную одеж­ду и воз­ве­сти­ли на­хо­див­шим­ся там, что сей Иван дей­стви­тель­но был одер­жим тяж­кою бо­лез­нью, и что они не зна­ют, как он ис­це­лил­ся. Пад­ши ниц у свя­тых мо­щей угод­ни­ка Бо­жия, они воз­да­ли с теп­лы­ми сле­за­ми ве­ли­кое бла­го­да­ре­ние свя­ти­те­лю чу­до­твор­цу Иоан­ну и, от­слу­жив мо­ле­бен, уда­ли­лись в дом свой.

Ис­це­лен­ный же не по­шел с ни­ми, но про­был три дня у со­бор­ной церк­ви, слу­шая со сле­за­ми пе­ние цер­ков­ное. Спу­стя три дня он очи­стил се­бя Та­ин­ством По­ка­я­ния пред от­цом сво­им ду­хов­ным, свя­щен­ни­ком Ва­си­льев­ско­го мо­на­сты­ря, и, при­ча­стив­шись в мо­на­сты­ре Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых, уда­лил­ся в дом свой, ра­ду­ясь, сла­вя и бла­го­да­ря Бо­га и ве­ли­чая за­ступ­ле­ние и по­мощь ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Иоан­на, епи­ско­па Суз­даль­ско­го. Пи­са­ние о сем чу­де за­сви­де­тель­ство­вал Иван под­пи­сью ис­целев­шей пра­вой ру­ки сво­ей, с ним за­сви­де­тель­ство­ва­ли чу­до и при­сут­ство­вав­шие то­гда в хра­ме свя­щен­но­слу­жи­те­ли.

Из­ло­же­но на ос­но­ва­нии жи­тия, со­став­лен­но­го во вто­рой чет­вер­ти XVII ве­ка
ино­ком Спас­ско­го Ев­фи­ми­е­ва мо­на­сты­ря Гри­го­ри­ем,
ко­то­рый поль­зо­вал­ся мест­ны­ми пре­да­ни­я­ми и пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми

Написать комментарий