Иудо-христианский финиш

Иудо-христианский финиш

Католики реализуют наказ А.Мицкевича «определить евреев старшими братьями по вере» 

Лидеры Католической Церкви в Польше опубликовали открытое письмо, в котором назвали ненависть к иудаизму «грехом» и призывают христиан относиться к иудеям как к «нашим старшим братьям». 

Открытое письмо, под заголовком «Общее духовное наследие христиан и иудеев», опубликовано главами христианской Церкви по случаю 50-летия "Nostra Aetate" - «Декларации Ватикана об отношениях к нехристианским общинам». 

В своем письме церковные лидеры подчеркивают, что польская католическая Церковь ежегодно организует «День иудаизма», и добавляют, что «нельзя относиться к христианско-иудейскому диалогу, как к «религиозному хобби» маленькой группы верующих энтузиастов. Он должен быть центральной частью пастырской работы». 

Церковные лидеры также выступают против «охватившего часть христианских граждан Польши равнодушия к Холокосту, совершенному немецкими нацистами на большей части польской территории», и отмечают, что «если бы в прошлом христиане и иудеи отмечали вместе религиозное братство, то больше евреев нашли бы помощь и поддержку у христиан в период Холокоста». 

В своем обращении церковные лидеры также с почтением пишут о праведниках народов мира, спасших евреев во время Холокоста. «Любовь к нашим соседям, духовная связь с нашими старшими братьями (иудеями) и общая вера обязывают нас заботиться о местах, несущих в себе многолетнюю историю евреев Польши и память об их вкладе в многоконфессиональную и многонациональную культуру Польши», – сказано в письме. 

К написанию этого обращения имеют прямое отношение два известных белАруса. Первый из них - Адам Мицкевич (годы жизни 1798-1855, еврей по матери). Именно его наказ «определить евреев старшими братьями по вере» - упоминается в тексте обращения. Имя другого белАруса - протопресвитер Виталий Боровой. Примечательно, что в эти осенние дни, БПЦ МП под предлогом юбилея Виталия Борового, развернула широкую кампанию по популяризации деятельности этого матерого экумениста. В связи с этим, следует сделать небольшое отступление относительно его непосредственной деятельности при подготовке декларации Второго Ватиканского собора - Nostra Aetate. 

В 60-х годах, без разрешительной санкции государства РПЦ МП не могла проводить никаких мероприятий на международной арене. В то время существовали неписаные договорные соглашения между Московской патриархией и Советским государством. С точки зрения церковных канонов возможность участия русских православных представителей на латинском Соборе исключалась. Об этом, кстати, заявил патриарх Алексий (Симанский) на встрече с Георгием Карповым, председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, в начале апреля 1959 года. В 1960 году Карпов был заменен на своем посту Владимиром Куроедовым, бывшим партийным аппаратчиком из Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС, секретарем свердловского обкома КПСС. Прагматичный Карпов, как правило, соблюдавший неписаные соглашения между Церковью и государством, уступил место функционеру, претворявшему в жизнь утвержденную ЦК КПСС идеологическую линию на развертывание антирелигиозной борьбы.

Куроедов 17 июня 1962 года прямо заявил Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), председателю Отдела Внешних Церковных Сношений, о неэффективности внешней деятельности Церкви и потребовал его отставки с поста. Митрополит Николай (Ярушевич) 21 июня подал в отставку, 19 сентября 1960 года постановлением Священного Синода он был освобожден от своей церковной должности. Умер 13 декабря 1961 года после произведенного медсестрой укола неизвестным препаратом.

Митрополит Николай (Ярушевич) был заменен архимандритом Никодимом (Ротовым), епископская хиротония которого прошла 10 июля 1960 года во епископа Подольского. С приходом епископа Никодима радикально изменилась концепция внешней политики Патриархии.

В связи с подготовкой Ватиканского собора, Римский Папа придавал исключительное значение присутствию на нем представителей Московской патриархии. Первый контакт с представителем РПЦ был установлен в августе 1962 года в университетском городке Парижа. Там проходили заседания международного Совета Церквей. Ватиканский Секретарь Комиссии по содействию христианскому единству кардинал Виллебрандс заговорил с владыкой Никодимом о грядущем Соборе. Как выяснилось, московская патриархия желала вести переговоры с Ватиканом напрямую. При этом, Кремль мог бы согласиться на присутствие Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом.

Архиепископ Никодим и кардинал Вилебрандс согласились, что если Собор не будет осуждать коммунизм, а сосредоточится на вопросах борьбы за всеобщий мир, то это даст возможность присутствовать приглашенным делегатам от Московского патриархата.

По приглашению Председателя Секретариата по содействию христианскому единству Кардинала Беа патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод 10 октября 1962 года определили направить на II Ватиканский Собор: исполняющего обязанности представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей профессора Ленинградской Духовной Академии протоиерея Виталия Борового и заместителя начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Владимира (Котлярова). В тот же день постановлением Президиума ЦК КПСС было дано согласие на отправку представителей Московского Патриархата на Ватиканский Собор.

На открытии Второго Ватиканского Собора Католической Церкви присутствовало 86 официальных делегаций из различных стран и от разных международных организаций. Возле ложи Папы находились делегации 17 различных некатолических христианских Церквей – «отколовшиеся братья». Среди них были представители Русской Православной Церкви, а также различных протестантских направлений.

Nostra Aetate - декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям была утверждена 28 октября 1965 года папой Павлом VI.

8 декабря 1965 года, на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Второго Ватиканского Собора. 

***


Общее духовное наследие христиан и иудеев: 

Пастырское послание

польских епископов по случаю 50-летия "Nostra Aetate"



Возлюбленные во Христе Господе братья и сестры!

50 лет назад - 28 октября 1965 года - Второй Ватиканский Собор провозгласил Декларацию "Nostra Aetate" Об отношении Церкви к нехристианским религиям. При рассмотрении знамения времен, отцы Совета четко воспринимают необходимость межрелигиозного диалога о единстве человечества, мира и сотрудничества между народами. Изначально используя термин «глобализация», Совет уже показал важность этого духовного элемента, который присутствует во всех религиях, признавая его в качестве необходимой основы единства человеческой семьи на всей планете. Выбор в пользу межрелигиозного диалога стал пророческим голосом Церкви на пороге эпохи глобализации.

Соборная декларация является базовой для диалога между христианами и евреями. Её уникальность заключается в том, что она возникает из сознания духовного родства двух религий. В духе учения Совета святой Иоанн Павел II, ссылаясь на слова Адама Мицкевича, провозгласил: Определить евреев "старшими братьями по вере", а Бенедикт XVI добавил, что они являются для нас, "отцы в вере".

По мнению Совета, Папа Римский Иоанн Павел II учил, что тот, кто исповедует Христа - исповедует также иудаизм. Еврейская сущность в христианской религии является не внешней, а внутренней составляющей. Исследуя тайну Церкви, мы обязательно приходим к встрече с евреями, которые причастны к Завету, сделанному в прошлом Богом, и которые до сих пор, являясь потомками Авраама, по-прежнему сохраняют верность Единому Богу - Творцу неба и земли. Их свидетельство всегда присутствует в человеческой истории. 

Духовное наследие евреев должно стать достоянием христиан, которые, по словам апостола Павла, будучи язычниками, были привиты подобно ветвям маслины к живительному корню (Рим. 11: 17-18). 

Опираясь на древний и современный религиозный опыт еврейского исторического пути, содержащего драматические страницы верности и неверности Богу, христиане в полной мере обязаны осознать собственное духовное состояние, суть которого в христианском познании истинного Бога.

"Nostra Aetate " стала настоящим прорывом в отношениях между христианами и евреями. Эта декларация помогла прекратить взаимные упреки, которые часто случались в прошлом и приводили к взаимной враждебности. 

Анти-иудаизм и антисемитизм это грехи против любви к ближнему, грехи, извращающие правду о христианстве, следовательно, необходимо их категорическое осуждение, оставление этих грехов в прошлом. 

Покаяние, к которому призывал святой Иоанн Павел II (будучи выходцем польского епископата) - нам необходимо, чтобы очистить христианство и отречься от поступков тех своих членов, которые исказили послание Евангелия. Признание греха антисемитизма является зрелым плодом покаяния и веры в Евангелие. Это вытекает из глубочайших религиозных и моральных источников христианства.

В декларации "Nostra Aetate" говорится: "Церковь [...] выражает сожаление по поводу каких-либо актов ненависти, преследований и любых проявлений антисемитизма, которые имели место в любое время и исходили от любого народа. Это делается не по политическим причинам, но в результате богобоязненности и евангельской любви". 

Эти слова были достойно оценены многими еврейскими общинами. После многих веков отчуждения было нелегко наладить диалог между христианами и иудеями. Но всё же, в последние полвека он расцвел и является свидетельством глубоких изменений в менталитете, имеющем место, как среди католиков, так и иудеев.

Большим потрясением для христиан стал проводимый нацистской Германией Холокост, который осуществлялся в основном на оккупированной польской территории. Память о Холокосте, об этой трагедии еврейского народа, порой сопутствует с безразличием у определенной части христиан. Трагическая судьба евреев в ХХ веке не должна носить характер глубокого страдания в одиночку. Если бы в прошлом христиане и иудеи составляли вместе религиозное братство, то больше евреев нашли бы помощь и поддержку у христиан в период Холокоста. Светлой памяти и уважения заслуживают христиане, которых евреи называют «Праведник народов мира», и которые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих близких, героически спасали преследуемых евреев.

Декларация "Nostra Aetate " в течение половины столетия, вдохновлённая Папами: Павлом VI, святым Иоанном Павлом II, Бенедиктом и Франциском - служит интенсивному развитию диалога между христианами и евреями.

Папы нашего времени стали великими свидетелями духовности и диалога с евреями. В дополнение они способствовали расцвету совместного образования, посылали Вселенской Церкви красноречивые личные жесты открытости, дружбы и молитвы. Примером тому служит визит Римского Папы в синагогу. Папа посетил синагогу, расположенную рядом с Ватиканом, тем самым символически сократив разрыв между последователями двух религий. Кардинал Бергольо, прежде чем он стал Папой Франциском, питал глубокое чувство дружбы и уважения к раввину Буэнос-Айреса. Все поездки Пап на Святую землю, начиная с паломничества Павла VI, обязательно включали (помимо посещения источников христианской веры) встречи с современными евреями.

Католическая церковь в Польше, согласно декларации "Nostra Aetate", ведет постоянный диалог с иудаизмом. На этот диалог большое влияние оказывает понтификат нашего земляка. Его учение вдохновляет, добавляет силы и поощряет к настойчивости. Конференцией польских епископов создан Комитет по диалогу с иудаизмом, задачей которого является координация различных форм диалога. В течение почти двадцати лет отмечается День иудаизма. Главное место торжества меняется, каждый год празднество проходит в другой епархии, с привлечением многочисленных кругов местных сообществ: приходов, муниципалитетов, школ и культурных учреждений. День иудаизма показывает, как много было сделано в формировании духа диалога, который сближает две религиозные общины и формирует религиозной братство. Строительство этого братства и формирование правильного мышления верующих - требует проведения частых встреч, общения на богословские темы и общая молитва, которая уже имеет место при различных обстоятельствах. 

Необходимо способствовать дальнейшему объединению Церквей, проповедывать об общности обеих религий, разъяснять общие тексты Писания для повышения осведомленности о еврейских корнях христианства. 

Основная идея соборной Декларации фокусируется на общности духовного наследия христиан и евреев. Таким образом, христианско-иудейский диалог никогда не может рассматриваться как "хобби" небольшой группы религиозных энтузиастов, но должен являться мейнстримом в пастырской работе, например: катехизации, проповеди, паломничество в Святую Землю. Осознание еврейских корней христианства - способствует более глубокому пониманию Божьего плана спасения, в начале которого остается избранный народ. В его груди Бог готовит воплощение Сына Божия.

Плодотворный диалог стал закономерным результатом заседаний христианско-иудейских форумов. Культура диалога развивается и обогащается каждый день. Практика диалога между христианами и евреями должна привести к доверительным отношениям, включающим открытость и внимание друг к другу. Универсальная ценность диалога содействует преобразованию мира. 

Таким образом, на уровне диалога между христианами и евреями, необходимо противодействовать антисемитизму и отрицательным стереотипам о евреях. 

Во многих местах в нашей страны часто пренебрегают еврейскими кладбищами. Любовь к ближнему, духовная связь со старшими братьями по вере - обязывает нас заботиться о тех местах, которые обеспечивают память о многовековой истории евреев в Польше и о их вкладе в культуру нашей многонациональной и многоконфессиональном страны (**).

Мы надеемся, что католическо-иудейский диалог послужит преображению нашей земли. Во время памятного первого паломничества на родину, святой Папа Римский Иоанн Павел II молился словами псалмопевца - об обновлении лика земли. С тех пор многое изменилось в нашей стране, но желание обновить лик земли по-прежнему сопровождает нас, это стремление разделяют и новые поколения. 

Успешный католическо-иудейский диалог, который осуществляется благодаря соборному заявлению "Nostra Aetate", на самом деле способствует обновлению нашей земли, на которой христиане и евреи совместно свидетельствуют о Боге, сотворившем человека; и о вечной жизни. 

Мы выражаем нашу благодарность всем, кто в последние десятилетия послужил возрождению религиозных общин евреев в Польше - за их открытость к диалогу, к инициативе. И рассчитываем на расширение братских связей, которые позволяют ещё более продлить и углубить наше общее духовное наследие.

Подписали пастыри Католической Церкви (370), на пленарном заседании Польский епископальной конференции в Варшаве 6 октября 2015 года.

http://www.14vn.com/index.php?news=1878

Написать комментарий