Бог, хотя долготерпелив, но и правосуден

Бог, хотя долготерпелив, но и правосуден

I. Святая церковь ныне воспоминает о св. пророке Божием Науме, который жил лет за 700 до рождества Спасителя. За двести лет до Наума пророк Иона, по повелению Божию, грозил ниневитянам разрушением Ниневии за великия беззакония жителей ея. Ниневитяне покаялись и всеблагий Господь отменил строгий приговор. Но, по некотором времени, ниневитяне опять развратились; и тогда Господь, устами пророка Наума, открыл им страшныя бедствия, которыя постигнут их. Пророчество сбылось в точности. Ниневия, один из самых значительных и богатых городов древняго мира, была до тла разрушена и разграблена врагами; разлитие реки Тигра довершило опустошение; и теперь едва можно узнать даже место, где стоял этот огромный город.

 
II. Какой урок можно извлечь отсюда? Тот, братие, что Бог, хотя и долготерпелив к грешникам, но вместе с тем правосуден и грозно карает закосневших в беззакониях. Примеров, показывающих, как Бог воздает людям по делам их, мы могли бы привесть целыя тысячи из одной священной истории. Воздаяние Божие начинается от начала мира и простирается до конца дней, в самую вечность.
 
а) Так «Адаму» Бог дал заповедь не вкушать плодов от дерева познания добра и зла и за нарушение ея угрожал смертию. Между тем Адам преступил заповедь Божию и согрешил. И что же? За это Бог наказал его и изгнал из рая. На Адаме, таким образом, мы видим первый пример того, как Бог, по правосудию Своему, наказывает нарушителей заповедей Своих.
 
б) О «Ное» затем в священном писании говорится, что Бог нашел его праведным и непорочным в роде своем, ибо он поступал благочестиво пред Богом, между тем как остальные люди, современные ему, поступали нечестиво и были великими грешниками. И что же? Правосудие Божие проявилось и по отношению к Ною и современникам его. Ноя Бог помиловал, а всех современников его истребил всемирным потопом. По правосудию Своему Бог помиловал также благочестиваго «Лота», а нечестивых жителей Содома и Гоморры истребил.
 
в) Самым неправедным во всей мировой истории судом, допущенным людьми, было осуждение всеправеднаго Сына Божия. Даже язычник Пилат чувствовал всю тяжесть этого преступления и отказался принять участие в страшном злодеянии старейшин израильских. Свой отказ Пилат выразил публичным действием: он умыл руки пред народом и сказал: «неповинен я в крови Праведника сего». Народ, как известно, отвечал на это: «кровь Его на нас и на детях наших». Евреи, следовательно, пожелали взять всю вину этого преступления на себя: Бог должен был отомстить за Него им и детям их. Это было презрением божественнаго правосудия, против какого преступления слово Божие говорит: «не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает». Между тем милосердый Бог и теперь все еще был терпелив к евреям и ожидал их обращения. Но так как они не исправлялись и пребываля в своем ожесточении, то Бог посетил их наконец Своим правосудием за убийство Сына Своего. Ужасная участь постигла их и Иерусалим спустя 70 лет по Рождестве Иисуса Христа. Евреи возмутились против римлян, и римский полководец Тит с огромным войском осадил Иерусалим. Не видя покорности со стороны евреев, он стал поступать с ними с страшною жестокостию. По его повелению ежедневно вокруг Иерусалима было распинаемо на крестах по 500 пленных евреев. Не должны ли были кресты эти напоминать тогда евреям о невинно распятом ими Иисусе Христе? Наконец Тит совершенно разрушил Иерусалим и разсеял евреев по всей земле. Теперь невинная кровь Иисуса Христа пришла на них, но только не для оправдания, а для осуждения. И если мы кроме этого раскроем страницы истории, то найдем безчисленное множество примеров дивнаго проявления божественнаго провосудия, часто весьма заметнаго. Еще раз повторяем: погибель евреев громко вопиет ко всему миру: «не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает»!
 
г) Хотя и не всегда бывает заметно это, однако суд Божий постигает всякаго грешника, иногда, правда, поздно, даже в самый час смерти, как это было с упоминаемым в евангелии неразумным богачем. Но некогда наступит также день всеобщаго суда, в который Бог будет судить всю вселенную по правде Своей и всех людей по истине Своей. Этот день имеет в виду Соломон, когда говорит: «ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо». Он будет днем воздаяния: для людей грешных — днем гнева и наказания, а для подвизавшихся в вере и добрых делах — днем радости и блаженства. Этот всеобщий суд Божий и указанные выше примеры ясно позывают нам существо и проявление божественнаго правосудия.
 
III. Братие, велик Бог в Своем могуществе, велик также Он и «в делах Своего правосудия!» Аминь (Сост. с дполн. по «Урок. по зак. Бож.» А. Царевскаго, доцента Киевск. дух. акад.,вып. 1-й, изд. 3-е, 1896 г.).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Написать комментарий