Как создается иллюзия того, что в России идет восстановление промышленности

Как создается иллюзия того, что в России идет восстановление промышленности

Пока реклама «АвтоВАЗа» уверяла россиян, что Lada — в доску российский автомобиль (апеллируя, так сказать, к национальной идентичности), в СМИ появилась информация, что уровень скрытого импорта при сборке Lada Granta составляет 31%. Действительно локализованных деталей в машине немногим более половины. Для Lada Kalina эти показатели достигают 30 и 51% соответственно. В новой Vesta на скрытый импорт приходится 18%.

Обратите внимание: ключевое слово здесь — «скрытый», потому что оно более чем красноречиво характеризует методы импортозамещения, которыми, судя по всему, пользуются и в правительстве, и в автопроме. Впрочем, не будем заранее умалять находчивости топ-менеджмента других отраслей: нет сомнений, что маскировать импортное происхождение своих товаров научились далеко не только автопроизводители.

80% локализации за пять лет

Увы, в других отечественных обрабатывающих производствах, в которых видна хоть какая-то активность, примерно схожая или даже худшая ситуация. Между тем уровень локализации — основной ориентир успешности программы импортозамещения, весьма посредственно реализуемой правительством. Не удивительно, что чем дальше, тем больше мы будем видеть продукции с лейблами «Сделано в России», произведенной из зарубежных деталей.

Сами производители не отрицают того, что «балуются» импортными комплектующими или сырьем, однако настаивают, что делают это не от хорошей жизни. Чаще всего это связано либо с отсутствием отечественных аналогов, либо с наличием таких аналогов, но только дорогостоящих или низкого качества. Поставщики отечественных комплектующих, в свою очередь, сетуют на то, что, мол, они и рады бы импортозамещать, вот только для рывка вперед им не хватает самой малости — доступных кредитных ресурсов. А нынешние финансовые власти, кажется, поставили своей целью лишить экономику именно этого.

Замещались сами

Конечно, примеры удачного импортозамещения существуют — это факт. Но, как показывает опыт общения с производственниками, своими успехами они обязаны отнюдь не судорожным попыткам правительства хоть как-то исправить ситуацию, когда петух уже клюнул. Многие предприятия еще несколько лет назад просекли то, что дошло до российских министров только в 2015-м (спасибо санкциям!), и по собственному желанию начали слезать с импорта, постепенно заставляя отечественных поставщиков сырья и деталей адаптировать их под нужды клиента.

Леонид Хомерики
http://rusplt.ru/society/sekret-udachnogo-importozamescheniya-20529.html

Написать комментарий