Христиане суть воины, поставленные на сражение

Христиане суть воины, поставленные на сражение

(Слово Петра некоего о супротивии всяцем. Пролог декабрь 23) 
   Святый апостол Павел называет христианина воином и указывает ему, что он много должен пострадать на войне. Ты убо, говорит, злопостражди, яко добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2:3). Итак, христианин — воин. Но кто же враги его, и какое они сделали ему зло? И что христианин должен делать, чтобы врагов своих победить?
   Слово церковное говорит: «Сначала Господь сотворил в человеках правду. Потом восстала в них от дьявола неправда и стала воевать и гнать правду. И приняли человеки неправду, а правду отвергли, и оставила их правда, и стали они по своей воле жить, чтобы погибнуть. И вот восстало на девство распутство и погубило девство. И восстала скверна на чистоту и злоба на кротость, а ненависть на любовь. Объедение восстало на пост и пьянство на трезвость. Обида восстала на смирение, а разбойничество на братолюбие. Скупость восстала на щедрость, а немилость на милость. И беззаконие восстало на сохранение закона и на все добрые дела.
   Итак, вот кто, по слову церковному, наши враги: наши страсти и грехи, наш тлетворный внутренний змий; и зло они делают нам то, что влекут нас во ад. Что же остается делать нам, чтобы этих врагов победить? Что делать, на то указывает нам тоже слово церковное. Прогоним, продолжает оно, милосердием богатство неправедное и возлюбим нищету Христову, да приобретем через нее небесное богатство. Прогоним воздержанием похоть плотскую, чтобы жить целомудренно и с ангелами в девстве пребывать. Прогоним славолюбие смирением чтобы помиловал нас Бог на суде. Прогоним лицемерие и человекоугождение от себя, чтобы сделаться рабами Христовыми, чтобы Он принял слезную молитву нашу и очистил грехи наши и спас нас. Прогоним прелести мирские и пренебрежем радостями света сего, чтобы возрадоваться в будущей жизни. Отсечем злые желания от своего сердца, чтобы вселилась в нас правда Божия. И подчиним, наконец, и волю свою воле Божией, чтобы приблизиться к Богу, всех милующему, всем помогающему и все исполняющему.
   Теперь вы знаете, братие, что мы подлинно как бы воины, поставленные на сражение, знаете, кто враги наши, а равно и то, что мы должны делать, чтобы победить их. Что прибавить к сему? Прибавим следующее: так как духовная брань наша с врагами нашими должна продолжаться у нас во всю жизнь нашу, то и всю жизнь мы должны быть бдительными и осторожными и всегда облеченными во всеоружия Божия, как и учит нас св. Василий Великий. «Как воин мирской, — говорит он, — покуда война продолжается, не слагает оружия, дабы от неприятеля не быть уязвленну; так и ты, воине Христов, не должен быть беспечен, потому что твой неприятель никогда не дремлет» (кн. «Нетленная пища стр. 168).
   Итак, с Богом, братие! Возмогайте о Господе и в державе крепости Его (Ефес. 6:10). Не убоимся убо, ниже ужаснемся от лица врагов наших, несть бо наше ополчение, но Божие, и узрим спасение Господне с нами (2 Пар. 20:13, 17). Аминь.

   Святый апостол Павел называет христианина воином и указывает ему, что он много должен пострадать на войне. Ты убо, говорит, злопостражди, яко добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2:3). Итак, христианин — воин. Но кто же враги его, и какое они сделали ему зло? И что христианин должен делать, чтобы врагов своих победить?

Написать комментарий