Свидетельство из святцев о почитании царя Иоанна Грозного

Свидетельство из святцев о почитании царя Иоанна Грозного

Будучи неполных семнадцати лет от роду Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил «по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владиміра Всеволодовича Мономаха» венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января (29 января по новому стилю) 1547 г.

Венчание на царство (чин коронации) было перенято из Византии с небольшими отличиями. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1) чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2) рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3) Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни – при крещении. И только над царем – дважды. Помазание царей святым миром (священным благовонным маслом особого состава) берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом. Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем.

В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г., подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владиміра на царство».

Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима (Византии).

Историческое свидетельство из святцев о почитании царя Иоанна Грозного как святого.

После прошедшей 4 октября 2002 года общественно-церковной конференции (www.blagoslovenie.ru/client/New/76-79.htm), рассматривавшей новые данные о жизни и деятельности Царя Иоанна Васильевича Грозного, активизировалась работа по поиску новых свидетельств и доказательств по отдельным историческим эпизодам, связанным с Царем. Нашлись и благочестивые люди, которые молились об обретении новых летописных и богослужебных подтверждений почитания Царя Иоанна. И вот оно, чудо. А в ноябре того же года, были найдены Святцы Корежмского монастыря, в тексте которых имеется прямое указание не только на факт почитания Благочестивого Государя Иоанна Васильевича, но и на факт обретения его мощей. Ранее из других источников, уже было известно, что Царь Иоанн почитался как местночтимый святой.
Приводим свидетельство почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного из Святцев Коряжемского монастыря (см. на фото указанное место в Святцех). Это уже — церковный источник.

«Святцы Корежмского монастыря»


Сии святцы бысть совершены в лето 1624 от Р. Хр. 25 дня месяца апреля в четвертом часу дни.
За июнь месяц 10 дня на обороте 205 листа такая запись:
...В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна".

Эта информация уже появилась в открытой печати (газета «Русский вестник» № 45-46, 2002).


Написать комментарий