Венчание – красивая традиция или Божие благословение?

Венчание – красивая традиция или Божие благословение?

На Руси и в царской России не было таких понятий, как печать в паспорте и регистрация брака. В те времена любящие юноши и девушки давали друг другу обет перед Богом, а Венчание для каждого человека, каждой семьи было тем Таинством, без которого вступить в семейную жизнь было невозможно – без Венчания брак безоговорочно считался блудом, блудным сожительством. Учение святой Церкви по вопросу брака неизменно, поэтому и сегодня не освященный Таинством Венчания брак не считается для Бога и в Церкви Браком законным. 

Однако до 1917 года не существовало государственной регистрации брака, брак, как и рождение человека, и смерть, регистрировался в особой книге в храме священником. После же революции новое безбожное государство отделилось от Церкви, начались гонения на Православную веру, священнослужителей, верующих… Отказ от Церкви и веры привел к отпадению от Бога и Его заповедей. Многие отказывались венчаться, страшась гонений, наказаний; а для «узаконения» брака была создана государственная структура – ЗАГС, где регистрировалось все, касающееся гражданского состояния человека – брак, рождение, смерть.

На сегодняшний день для светских и далеких от веры людей вопрос о венчании не столь важен, вернее, его решение зависит чаще всего от моды, от настояний родителей, увещевания подруг, советующих «для надежности» повенчаться. Но общем все же общепринятое мнение такого, что к Венчанию нужно относиться серьезно и ответственно. Процедуры «развенчивания» не существует, а разошедшимся супругам запрещено вступать в новый брак – так гласят церковные правила.

Мы решили провести опрос среди молодых пар и узнать, хотели ли бы они повенчаться. Около 30% опрошенных ответили на поставленный вопрос положительно, 55% пребывают в раздумье, что связано с незнанием Православной веры, с далеким от Церкви образом жизни. 5% сказали, что уже повенчаны, и оставшиеся 5% венчаться отказываются. 

Отец Василий - настоятель Успенского собора в городе Владимире - уверен, что Венчание - это неотъемлемая часть Брака: «Молодожены, которые не вступили в этот важный духовный союз, не считаются семьей. Они могут вести совместный бюджет и быт, но перед Богом по отношению друг к другу являются абсолютно посторонними людьми, их дети – рожденными в блуде. И главное – у них нет благословения Божиего на создание семьи! А как сложно в современном мире создать семью, как сложно воспитать детей, как сложно преодолеть все искушения, невзгоды, беды. А без Божиего благословения это вообще невозможно, как невозможно и спастись в такой несчастной семье».

Многие воспринимают венчание как возможность привязать к себе свою вторую половинку (вспомним, как советуют подруги невесте – повенчаться «для надежности»). Аргументом тут служит утверждение, что «мы ведь заключили союз перед Богом и теперь не можем расстаться». Мы спросили об этом у молодой пары Дарьи и Романа Паршиковых, которые совсем недавно повенчались: «Многие воспринимают венчание как некую защиту от ссор или тех же разводов. Но венчание - это не гарантия. Венчание - это благословение Божие. Православные люди не делают какие-то важные и серьезные поступки в своей жизни без благословения. Конечно, венчание не спасет вас от всевозможных жизненных трудностей. Но вместе с вами будет Бог, Который так или иначе будет вам помогает». 

Безусловно, решение венчаться или нет принимают жених и невеста. Но не стоит забывать, что венчаясь, мы даем обещание быть вместе в горести и в радости  не только сами себе, но и Богу, и главное – получаем Его благословение на создание семьи, рождение детей, чтобы  все это вело нас и всех членов нашей будущей семьи к одной цели – ко спасению, к вечному со пребыванию с Богом. 

Валерия Катан
+     +     +

Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества, ибо чрез мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия; и вы, если и вас Господь благословит ими, должны будете воспитать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них прежде всего сами примером веры, благочестия и страха Божия; и друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовию.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Умоляю же вас, не следуйте принятым худым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на эти обычаи, не захотят и слушать наших слов. Несмотря на это, мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить от будущих временных и вечных наказаний. Где имеется столь великий вред для души, для чего тут указывать на обычай? Вот мы и предлагаем взамен лучший обычай… скромно и благоприлично проводить свадебный праздник, чтобы не нарушать досточтимость брака…
Святитель Иоанн Златоуст († 407)

Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается. 

Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки. 
Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.
Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821-1901)

Благоразумие помогает устранять возникшие недоразумения. Не устраняются они от недостатка житейского благоразумия, а больше от нежелания обдумать хорошенько положение дел и ещё больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей. Прекращаются услаждения - прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше - вот и развод... Источник же этого зла в материалистическом воззрении на мир и жизнь. 
Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся. 
Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. 
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894)

Написать комментарий