Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(31-01-2016, 00:02)

О средствах обличения заблуждающихся

Слово в день памяти святителей Христовых Афанасия и Кирилла

I. К числу неустрашимых исповедников св. веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые.

Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р. Хр., обличал сильнее других безбожнаго Ария, ложно учившаго о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священнаго Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его — ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетняго правления паствою.

Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианскаго исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал церковь Божию от других еретиков — несториан, ложно учивших, об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать церковь, то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршаго престола. Тогда еретики возстали на св. Кирилла и начали взводить на него разныя клеветы и делать ему всевозможныя оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 г.

II.Святители Христовы Афанасий и Кирилл являются ревностными обличителями ереси и неустрашимыми борцами за истину православия.

Чем должно руководиться при обличении? На ком лежит обязанность обличения? Вот вопросы, которыми мы и займемся теперь.

а)Истинное обличение беззакония и неправды состоит в удалении от беззакония и делании правды.Одна жизнь добродетельнаго христианина, даже без слова обличения, служит действительным средством для исправления многих собратий. В сем отношении всякий христианин несомненно будет обличителем как именующих себя токмо христианами, так и совершенно отвергшихся от Христа, и непременно будет следовать по пути скорбей, по которому шли святые пастыри церкви и прославляемые ныне святители Христовы.Уловим праведнаго,говорят неправедные,яко непотребен, нам есть. Тяжек есть нам и к видению, яко неподобно иным житие его и отменны суть стези его(Прем. Сол. 2, 12–15).

б)Из нравственных действий, потребных при обличении, важнейшее есть молитва.Молитва праведника низводит прощение на согрешающих иногда еще до обличения их согрешений, во всяком случае низводит на самаго молящагося Божественную благодать, открывающую в истинном виде состояние падших собратий, содействующую ему в деле исправления их и сохраняющую во время опасностей, каким может подвергнуться обличающий. Когда евреи, после многих благодеяний и чудес, явленных им от Бога при изведении их из Египта, слили золотого тельца и стали поклоняться ему, и когда Бог, открыв сие Моисею на горе Синае, изъявил ему Свое намерение потребить сей непокорный народ и извести от него другой: то Моисей ходатайственною своею молитвою за народ спас его от потребления и потом, сошел с горы, обличил и наказал его заблуждение.

в)Но при добродетельной жизни и молитве нередко требуется и слово обличения. Еще сынам древняго Израиля сказано:да не возненавидиши брата твоего во уме твоем, обличением обличиши ближняго твоего и не приимеши ради его греха(Лев. 19, 17). Чем должно руководиться при обличении? Единственно законом любви. Еще Моисей, давая закон об обличении, называет обличаемаго братом и ближним: да не возненавидиши брата твоего, обличением обличиши ближняго твоего. Из сего видим, что сия заповедь дана была Израилю не по жестокосердию его, как некоторыя другия.

Как же при обличении может быть сохраняем закон любви? Различным образом. Истинная любовь, если только заметит поползновение брата к падению, то покажет ему опасность его положения, прежде нежели он пал.Обличиши друга,говорит премудрый Сирах,егда аще несотворил(19. 13). Но если брат впал в преступление, то первыя действия обличения должны быть растворены духом кротости:братие,говорит апостол,аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости(Гал. 6. 1).

Но когда преступления против веры и нравственности, несмотря на кроткия увещания истинных ревнителей благочестия, начинают возрастать и служить явным соблазном для других: тогда любовь христианская, сколько для обуздания согрешающих, столько и для предотвращения соблазна от других, повелевает делать обличения явныя и грозныя.Согрешающих,писал святый апостол Павел к епископу Тимофею,пред всеми обличай, да и прочии страх имут(Тим. 5, 20).Обличай их,т. е. критян, писал тот же апостол к Титу,нещадно, да здрави будут в вере, невнимающе иудейским басням, ни заповедем человек отвращающихся от истины; обличай со всяким повелением(1, 13).

Впрочем в сем случае та же любовь предписывает в обличении правила благоразумия.Будите мудри, яко змии(Мф. 10, 16). Обличения сильныя могут не достигнуть своей цели: они могут возбудить злобу в обличаемых и подвергнуть опасности самую жизнь обличающаго. Итак обличающий должен внимательно взвесить обстоятельства свои и лиц его окружающих: не полезнее ли для большаго блага других собратий уклониться от решительнаго обличения; ибо, по словам премудраго,есть время молчати и есть время глаголати(Екк. 3, 7). Так действовала сама небесная Премудрость — Господь наш I. Христос.

III.На ком лежит обязанность обличений?

а)Прежде всего на пастырях церкви.Защищение высоких истин христианства есть прямая обязанность пастырей, которые измлада изучают Священное Писание и разные предметы знаний, да будут сильныи утеш ти в здравом учении и противящияся обличати(Тим. 1, 9).

б)Но преступления против законов нравственных, явные соблазны греховные должны быть обличаемы и всеми христианами.Молим вы, братие, вразумляйте безчинныя,писал святый апостол ко всей церкви солунской (1. Сол. 5, 11)

Благо той стране, в которой возстают праведники обличители, подобные святителям Афанасию и Кириллу. Но будет ли благо той стране, в коей явятся легионы обличителей, которые от истины слух отвратят и к басням уклонятся, которые будут иметь и ревность, но не по разуму, которые обличениями будут не врачевать раны, но растравлять, не имея сами жизни добродетельной, не руководясь ни молитвою, ни духом любви христианской, но всю надежду возлагая на силу слабаго разума человеческаго. Будем молить Господа, да мимо идет нас чаша сия! Аминь. (Сост. по Ч. М и кн. «Слова Сергия, доктор. Богосл. арх. Владимирск. и Суздальск.»).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день годаприменительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах:Том первый. Первое полугодие.(330поучений).—Второе пересмотренное и значительно дополненное издание.— М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина, 1896.— С.54-55.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Глава Миссионерского отдела Архангельской епархии: «в Думе, и в Совете Федерации, и в аппаратах правительства и Президента — верующих людей нет»Председатель Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов в программе «Что скажете, батюшка?» на YouTube-канале иеромонаха Даниила (Плотникова) подверг резкой критике российские власти, которые готовы повысить срок выхода на пенсию, но не хотят отказываться от государственного финансирования абортов и лицемерно выделяют деньги на убийство детей в утробе матери, сообщает сайт Архангельской епархии. 

Сбербанк фиксирует до 9000 попыток в неделю украсть деньги клиентовКоличество киберпреступлении в Российской Федерации в 1 квартале 2018 года выросло более чем на треть в сравнении со всем предыдущим годом. Эксперты насчитали более чем 312 подобных случаев и это лишь те, о которых стало известно. Так же замечена тенденция по увеличению атак с целью нахождения той или иной информации о пользователе, а не ради моментального обогащения. В этом году их доля составила 36% от количества всех атак...

Либералы не отступают от плана по повышению пенсионного возраста «биообъектов» и готовят мощную атаку на регионы20 июня 2018 г. в правительстве состоялась рабочая встреча Дмитрия Медведева с руководством «Единой России» (ЕР) в связи с планируемой «пенсионной реформой». Как сообщила пресс-служба Белого дома, во встрече принимали участие представители социального блока правительства и администрации президента (АП). Встреча прошла «в закрытом режиме», состав участников от исполнительной власти не разглашали. 

В. Катасонов: Тринадцать предупреждений казнокрадамИзвестный сегодня во всем православном мире святитель Николай Сербский (1881-1956) напоминает нам, что казнокрадство – страшнейшее преступление. Это не только попрание юридических законов. В первую очередь, это грех, связанный с нарушением восьмой заповеди Декалога (десяти заповедей Моисеева закона). Этой теме у него посвящена даже специальная статья, которая называется «Не обкрадывай державу». 

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (120)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

МВД Украины отказалось предоставить УПЦ МП альтернативную форму паспортаМинистерство внутренних дел Украины направило письмо с разъяснениями в ответ на обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно возможности получения паспорта гражданина Украины в форме книжечки в адрес президента Украины (от 29.03.2018 г.), сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. В частности, в письме Министерства (от 10.05.2018р. № 6401 / 07136-2018) отмечается, что «в территориальных подразделениях ГМС (Государственно миграционной службы) приостановлено оформление и выдачу паспорта гражданина Украины в виде паспортной книжечки». 

22 июня 1941 года — день памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны попало не просто на воскресенье. Это был церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. В этот день мы вспоминаем всех, кто пал смертью храбрых на полях сражений, кто умер от ран в госпиталях, был замучен в концлагерях. Вечная им память и слава! Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Бомбардировкам подверглись Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь...

Константинопольский патриарх решил спасти «стоящую вне истины» украинскую нациюВарфоломей таки решил спасать наziю... «Существование раскола не является аргументом в пользу того, чтобы "с чистой совестью” оставить целую нацию за пределами правды и каноничности Церкви, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, – заявил т.н. Константинопольский патриарх 11 июня в день своих именин на литургии. – Скорее это стимул к поиску спасительных и объединительных решений». Свою «ответственность» в поиске решений проблем, существующих на чужой канонической территории, предстоятель карликового патриархата объясняет неким неизвестным в каноническом праве статусом «Церкви-Матери».

© Русь-Фронт
Православие в России