Еще раз о вероотступничестве
Пример святого Марка Эфесского доказывает, что даже один
ревностный защитник истинной веры может предотвратить катастрофу, когда большая
часть иерархов становится вероотступниками. В последнее время происходит размывание понятий «ересь» и
«еретик». «Что есть ересь? Кого следует считать еретиком? Являются ли католики
еретиками?» — на эти и другие вопросы отвечает в интервью известный
православный богослов, председатель Собора православной интеллигенции иерей
Алексий Мороз.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Ересь — это
человеческое мудрование, внесенное в Божественное учение». То есть это есть
искажение Истины человеческим умом. Мы знаем, что постановления Вселенских
Соборов и Символ веры приняты не человеческим разумом, а Духом Святым.
Преамбула определений Вселенских Соборов: «Изволилось Духу Святому и нам…». Это
Божественная Правда, которая через своих светильников была сообщена всему
церковному люду.
Незыблемы постулаты веры, которые невозможно изменить,
потому что это есть Истина в последней инстанции, открытая нам Богом. И когда в
эту Истину человеческий разум пытается внести какие-то свои изменения — это
великий грех, потому что искажается учение Божие, и к Божественной Истине
примешивается ложь, обман, т.е. нечто от лукавого, то, что может исказить всю
духовную и материальную жизнь людей, которые приняли эту ложь. Об этом также
пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), что один ложный принятый помысел
искажает всю умственную деятельность, скоро усваивается нашим сердечным
чувством и может исказить всё наше восприятие мира и действительности и
погубить нас, уведя с правильного пути ко спасению.
Невозможно ничего ни убавить, ни прибавить от того, что
сказано в Символе веры. Православное догматическое богословие уже много веков
руководствуется правилом о том, что нельзя ничего изменять из того, что
содержало догматическое учение ранее, можно только сохранять и излагать более
современным языком то, что всегда было в Церкви. Это всегда соблюдалось.
Мы видим, что сейчас идет нападение на догматическое православное
вероучение, попытки размыть и внести некую толерантность в него. Людей, которые
держатся святоотеческого учения, часто называют ортодоксами, консерваторами, и
всё это с пренебрежительным оттенком, говорят о том, что сейчас другое время и
надо приспосабливаться к реалиям. Такими разговорами пытаются внести мирскую
ложь в Божественную Истину. И здесь происходит страшное. Ложь, усвоенная
человеческой мыслью, приводит к искажению духовной жизни, потере благодати и к
погибели.
К сожалению, мы сейчас видим много таких еретиков и в нашей
православной Церкви. Они пытаются исказить православное учение, примкнув к
католикам. Они уже говорят о том, что это такая же церковь, как наша, немного
другие обряды, другие представления, а в целом то же самое, и в ней есть
благодать Божия, а католики вовсе не еретики, и с ними надо чуть ли не
объединяться. Сейчас видно в церковной политике установку чуть ли не на
единение с Католической церковью. Но это величайшая ложь и заблуждение. Все
наши святые отцы, такие как Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Амвросий
Оптинский, Иоанн Кронштадтский и другие, называли латинян еретиками и их учение
еретическим. Они говорили о том, что Католическая церковь после разделения не
дала ни одного святого миру.
Все святые, которые были признаны католиками после 1054
года, по сути, являлись людьми, находившимися в глубочайшей прелести. Что это
значит? То, что они демонические воздействия принимали за Божественное и
воспаленные психические переживания, своё воображение принимали за воздействие
Духа Святаго. Так появление стигматов принимали за проявление святости, но
известно, что определенные психофизиологические упражнения приводят к такому
явлению. Кроме того, демоническая сила всегда способствует, чтобы человек жил с
разгоряченной кровью, воображением, фантазией. Первым в мире фантазером был как
раз дьявол. Область фантазии, вымысла принадлежит ему. Дьявол вообразил себе,
что он равен Богу. Этому же следуют и так называемые святые Католической
церкви. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, говорил, что может одной
силой своей мысли вознестись в рай, а через секунду опуститься в ад. Он
вообразил себе рай, вообразил ад и решил, что он обрел высочайшие духовные
дары. Чем опасны такие якобы святые?
Тем, что святой человек является образцом
для подражания, на их примере учатся, как достигать духовных высот. А если
идеал является порочным и ведет к погибели, тогда последователи идут ложным
путем и гибнут. Это страшно в духовном плане. Поэтому, когда наши прогрессивные
православные богословы говорят о том, что нам есть чему учиться у католиков,
что надо объединяться, это опасно.
Недавно по радио «Град Петров» вообще заявили, что нам надо
учиться у других религий. Чему учиться? Религия — это связь человека с Богом.
Это полное безумие, которое противоречит словам Христа «Я есмь путь и истина и
жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Это всё
перечеркивается нашими современными богословами-суесловами. Они берут на себя
великий грех, мало того, что сами заблуждаются, так ещё вводят в заблуждение
доверчивых людей, вещая от именно Православной Церкви с использованием СМИ.
Современному православному человеку надо очень четко
держаться святоотеческого предания и ни в коем случае не отступать от него. Мы
живем в мире обмана, в мире подлога, в мире эрзаца. Эрзацкультура в эпоху
постмодерна, которую стремятся привить и нашей Православной Церкви, растворив
её, уничтожив ту жемчужину, которая в ней есть — духовную жизнь и связь с Богом
через Его Сына. Главный упор делается на то, чтобы лишить нас силы. В
пророчествах древних отцов сказано, что в последние времена будут строить
церкви с золотыми куполами, но благодати в них не будет. Действительно, если
принять ложное учение, если соединиться с Католической церковью, это приведет к
духовной гибели людей.
Мы ничего не имеем против рядовых католиков, среди них
много честных и порядочных людей, но мы имеем слова святых отцов: «Люби
грешника, но ненавидь грехи». Мы принимаем их как людей, но отвергаем их ложное
учение и сострадаем им за их заблуждения. Мы должны показать им эти
заблуждения, показать путь ко спасению, а не идти по пути соглашательства и
якобы соединения. Внешнее соединение никому ничего не даст, кроме разрушения
внутреннего, того, что есть в нашей Православной Церкви, и мы потеряем те
остатки духовности, которые ещё есть. Нам надо держаться ортодоксальной,
святоотеческой, аскетичной Православной веры, ни на шаг не отступать от неё.
Священник Алексий Мороз