Век грядущий

Век грядущий

Только два слова. Да, два слова написал. А какая невыразимая бездна, какая тайна, глубина, высота, широта, сущность непостижимая в этих двух словах: «Век грядущий...»

Вот даже век настоящий, в котором мы сейчас живем, видим его, ощущаем, изучаем. И сколько неизведанных тайн скрывает он в себе — век настоящий?! Сколько загадок, сколько вопросов! А для того, чтобы разгадать тайны этого видимого нашего мира, сколько существует различных наук? Множество.

Так вот, настоящий век полон тайн — что же сулит нам тогда век грядущий? А век грядущий, то есть мир невидимый, духовный, небесный — сплошная тайна. Такая тайна, которая более всего принимается верой, доверием слову Божию.

И увидел я новое небо и новую землю (Откр. 21, 1).

Под веком грядущим, или небом с его вечной жизнью, на языке Священного Писания разумеется жилище святых Ангелов, избранных Божиих людей, жилище Самого Господа Бога. Без сомнения, каждый из нас хотел бы знать, как же протекает жизнь на небе, встретим ли мы там своих родных и дорогих, любимых нашему сердцу, на каком языке говорят на небе, что там происходит?

И в самом деле, мы очень мало знаем о том, что ожидает нас там, в жизни будущей. Святая Библия говорит нам об этом очень и очень мало, и говорит весьма сдержанно. Прежде всего и больше всего она говорит нам о том, что относится к нашему вечному спасению и совсем не касается вопросов, возбуждаемых любопытством. Она молчит касательно того, что не относится к необходимому, к действительно нужному, и это молчание есть верное доказательство ее мудрости и Божественного происхождения.

Как многое желали бы мы знать, например, о Спасителе нашем, Господе Иисусе Христе, о Его детстве, которое особенно чарует сердце незабываемой своей красотой. Хотелось бы нам знать и о юном возрасте Спасителя. Юные годы жизни, весна человеческого бытия, когда, как благовонный цветок, расцветает нежная, юная красота. Да и вообще, нам очень хотелось бы знать о привычках Спасителя, о том, что Он делал, каким был Его внешний вид. Какие одежды Он носил, каким именем называл Свою Мать, и многое другое. Ведь Личность Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, для нас Самая дорогая, Самая любимая, Самая драгоценная и незаменимая. Но Святое Писание хранит обо всем этом глубокое молчание. Почему же, спрашивается? Потому что знание подробностей из жизни Спасителя нисколько не увеличило бы нашего благоговения к Нему и благоговейной любви. Не приблизило бы нас нисколько и к вечной жизни. И вот молчание Библии о Небе имеет такое же основание.

Но есть еще и другая причина. Пока мы живем на земле, в теперешней нашей плоти, мы совсем не в состоянии понять, что нам сказали бы о небе, о небесной жизни. Нашему языку не хватило бы слов, чтобы выразить в какой-либо мере тайны вечной жизни.

Вот посмотрите, к примеру, на эту безобразную гусеницу, которая так медленно и с таким трудом ползает в прахе. Что, если бы ей сказали (и она понимала бы человеческую речь) о прекрасной бабочке, порхающей с цветочка на цветочек и питающейся сладким нектаром? Думаете ли вы, что эта гусеница могла бы составить хотя малейшее понятие об этой бабочке и представить себе, что именно она сама посредством таинственного превращения скоро станет таким чудесным существом? Конечно, это было бы для нее совершенно непонятно. Ведь бедная гусеница совсем не знает, что такое крылья, что такое цветы, она никогда не пробовала и сладкого нектара, она совершенно не может представить себе жизни в воздухе.

А разве мы в этой жизни, на земле, не похожи на ту бедную гусеницу? Ведь ползаем же, как червяки, в пыли и грязи. И мы ничего не в состоянии понять о новой жизни там, на небе, даже если бы кто и попытался ясно и понятно описать нам ее, потому что мы ведь не знаем, что означают новые слова, которые пришлось бы употреблять, чтобы рассказать нам о тайнах вечной жизни.

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9), — вот как мог сказать о вечной небесной жизни святой апостол Павел, который однажды сам был восхищен до третьего неба и слышал там неизреченные глаголы, которые невозможно передать человеческим языком.

Но есть еще основание, по которому Бог оставил нас в неведении о небе, и о жизни святых, и о вечных свете и радости.

Дело в том, что если бы мы могли бросить только один короткий взгляд на славу вечной жизни, если бы мы теперь уже знали, какое блаженство ожидает детей Божиих на небе, то, я думаю, жизнь наша здесь, на земле, стала бы для нас совершенно невыносимой, мы чувствовали бы себя слишком несчастными, земля казалась бы для нас ужасной, грязной тюрьмой. Желание будущей жизни, тоска по ней стали бы так ощутимы, так жгучи, что мы не могли бы думать ни о чем другом и совершенно потеряли бы охоту к нашим земным обязанностям.

Но всё же Священное Писание приподнимает немного завесу и открывает нам кое-какие знания о будущей жизни. И вот на основании того, что оно говорит нам об этой жизни, я попытаюсь сказать вам, как я думаю о небе, согласно, конечно, учению об этом святых отцов.

...Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. <...> А нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. ...Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 13, 7, 10).

Вот ведь какое обновление ожидает нашу старушку землю! Да и ученые предполагают, что с землею по каком-то времени должно случиться что-то необычное: или вследствие угасания солнца она должна вся обледенеть и всё погибнет от холода; или, наоборот, столкнется в пространстве с какой другой звездой-планетой и от этого столкновения сгорит как спичка.

...Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10), — так говорит великий апостол Петр, ученик Господа нашего Иисуса Христа. Ему, видимо, Сам Господь открыл великую тайну этого страшного события.

А когда это случится? Тайна непостижимая. Ведома она одному Богу. И вот тогда на этой обновленной земле откроется и новая святая жизнь. Праведные люди, возлюбившие Господа, будут жить там. Они будут жить со своим телом, с которым жили на земле. Но это тело обновится, изменится, преобразится, станет прекраснейшим. Оно никогда не будет уставать или ослабевать, оно не будет и стареть, никакая боль не коснется его, оно не будет умирать, а будет наслаждаться вечной юностью.

И Священное Писание удостоверяет нас в этом самым определенным образом. Святой апостол Иоанн говорит: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4).

Святой апостол Павел, говоря о воскресении мертвых, свидетельствует: ...сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 42-44).

Святой апостол этими словами и говорит, что наше воскресшее тело будет обладать духовными свойствами и будет свободно от грубых, материальных потребностей, то есть ему уже не нужно будет этой земной пищи, которую мы теперь добываем в поте лица. Не нужно будет воды, земной одежды, жилищ, способов передвижений, ничего не нужно будет. Всё это только здесь, на этой земле нам так нужно. А тогда будет всё по-другому, всё будет более совершенно.

Воскресшее тело будет одухотворенным, то есть покорным орудием духа нашего, будет телом утонченным, как бы эфирным, воздушным — словом, оно станет подобно воскресшему телу Спасителя нашего, когда Он являлся ученикам Своим при закрытых дверях, внезапно становился невидимым и вознесся от земли на небо.

Несомненно, мы не будем только бестелесными духами. После воскресения из мертвых душа наша будет обладать телесными органами, посредством которых она будет в состоянии высказываться и действовать, а также и мир, где мы будем жить, станет миром будто материальным, но обновленным, чудным, более совершенным миром, где мы будем познавать новые творения Создателя, бесконечно более прекрасные, чем какие мы знаем теперь.

Чтобы объяснить нам красоту будущего мира, Святое Писание говорит об этом трогающими сердце словами и величественными образами. Об обителях святых оно говорит как о новом городе, сходящем с неба, украшенном, как невеста, и преисполненном всевозможного богатства, куда не войдет ничто нечистое и никто, преданный лжи, а только те, которые написаны в Книге жизни.

Святой апостол Иоанн говорит: Я... у видел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба... Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот...

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота... из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. ...Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец (Откр. 21, 2, 12, 19, 21, 23).

Конечно, сказанное не следует понимать буквально. Это иносказательные образы, которые должны нам показать, что новый мир будет иметь необычайную красоту и будет обладать такими богатствами, каких мы не знаем на земле. Да, если уже красота, присущая нашей бедной земле, может нас пленять и радовать, каково же будет на небе — там, где будет Сам Господь, Его святые Ангелы, все святые, где мы будем наслаждаться радостью неизреченною и пре-славною (1 Пет. 1, 8).

Еще иное открыто нам о будущей жизни. Мы знаем, что она не будет иметь конца, она будет вечна. Вечна! Какая великая мысль! Пытались ли вы когда-либо заглянуть в глубину вечности? Люди брали то один, то другой образ, чтобы понять хоть сколько-нибудь, что есть вечность.

«Представьте себе, — говорили они, — что каждое столетие из моря брали бы по одной капле воды; какое бесконечное время потребовалось бы, чтобы совершенно вычерпать море! Но всё же бесконечный ряд столетий, если сравнить их с вечностью, покажется ничтожной каплей».

Вечность нельзя представить. Никогда не постигнешь того, что означает вечность. Жить без конца, жить вечно счастливо! Как величественно наше упование, как светла наша вера! Если мы только сохраним ее до конца (ср. Евр. 3, 6). Я не нахожу слов, чтобы выразить то, что волнует мое сердце, когда я думаю о вечности. И непостижимо легкомыслие тех, которые сами закрывают себе двери неба по своему неверию или потому, что не хотят отставать от своей суетной жизни. Они проходят мимо того блаженства, проходят холодно и безучастно. И как слаба, как мала наша вера, если мы ввиду такой славной будущности теряем мужество и уныло проходим путь нашего земного странствия!

Свет сияет с высоты
Вечного блаженства,
Продолжает свой полет...
Ангел совершенства.
Что же ты, душа, в тоске?
Аль любовь Христа иссякла?!
Или тонешь ты в песке,
Или ноешь во грехе,
Или жизнь твоя несчастна?

Но, спрашивается, что мы будем делать в вечной жизни? Не покажется ли нам тогда время бесконечно долгим? Не станем ли мы там временами скучать? Некоторые, кажется, в душе боятся этого. Но они могут успокоиться. Несомненно, нужно быть уверенным, что и на небе праведники будут вести жизнь очень деятельную, полную работы и служения. Ведь все дары и силы, которыми Господь наделил нас здесь, там, в будущей жизни, раскроются совершенно иначе, нежели здесь.

Возможно, там люди будут открывать всё новые и новые миры, восхищаться этими дивными познаниями и в бесконечном восторге прославлять Господа и Творца своего, вместе с Ангелами ликовать в просторах величия Божия и как бы таять в безмерной, блаженной любви Божией. А если прибавить радость созерцания славы Божией, радость, какую найдем в общении со всеми, кого мы так горячо любим на земле, радость общения со всеми святыми угодниками Божиими, мучениками, исповедниками, святыми девами и всеми святыми! И вот с такими существами нам дозволено будет находиться в живом общении, и мы будем иметь возможность узнать от них самих, что они некогда пережили на земле!

Какое блаженство ожидает нас, когда мы войдем в близкое общение с теми существами, которых мы называем Ангелами! Какую высокую, невыразимую радость мы почувствуем, когда увидим нашего Господа Иисуса Христа — Того, Кто так горячо любим нами, и в Которого мы веруем, и ради Которого скорби теперь переносим! Как будем радоваться, когда узнаем Его, как Он есть, и когда, взирая на славу Божию, будем всё более и более преобразовываться в тот же образ от славы в славу (ср.: 2 Кор. 3, 18), в образ светозарной Его, бесконечной Его любви!

В заключение еще один вопрос: все ли придут на небо, все ли будут блаженны?

Ах, нет! Много званных, — говорит Спаситель наш Господь Иисус Христос, — но мало избранных (Лк. 14, 24). Блаженство вечное будет даровано лишь тем, которые будут его достойны, кто будет в состоянии воспринять и ощутить его. Господь ни для кого не закрывает дверей Своего Небесного Царства. Напротив, Он постоянно и любовно зовет туда всех. Но не все хотят понимать Его голос. Любвеобильный зов Его остается непринятым. Не хотят люди идти тесным путем жизни, который ведет в жизнь вечную (см. Мф. 7, 13-14). Не хотят люди каяться в своих злых делах и поступках. Не хотят смиренно покориться Богу и Его Святой Церкви и освятиться святыми Таинствами. Многие не веруют истине и любят более неправду и тем самым лишают сами себя небесного счастья, сами делают себя неспособными к нему. Да просто считают, что жизнь и счастье — только на земле. На земле и надо стараться наслаждаться всеми благами, какие есть.

А небо? Да оно пустое, там нет ничего и никого... Ведь вот какие размышления гуляют в голове человека; как ветер или буря опустошают они душу человека, и он теряет вечность. Не верят в будущую жизнь или, прямо сказать, не хотят этой будущей жизни, да еще с Богом, да со смиренными Ангелами, святыми. Нет! Человек, бывает, даже ненавидит Бога, не может Его переносить, терпеть Его не может. Как, например, больной глазами не выносит света, прячется от солнечных лучей во мрак подвала. Это, конечно, уже диавольское настроение, а не человеческое. Ведь сатана же безумно ненавидит Бога и борется против Него всеми средствами. Да еще и людей заставляет делать так же.

Как один неверующий человек говорил своему другу, который был глубоко верующим:

— Что ты это, друг мой, хочешь втащить в общество этих тупых и смиренных, как телят, послушных людей? Не выношу я этих фанатиков, которые спасти хотят только свою душу, а нас всех, неверующих, загнать в преисподнюю, чтобы мы вечно горели в огне. Нет! Друг мой! Не хочу я быть кротким да покорным, да всё терпеть, да за всё благодарить, будь ты по-своему блаженным, а я по-своему хочу быть свободным.

Друг пытался ему доказать, что это гордость, непочтение, неуважение или даже зависть к Богу и святым кипит в душе друга. Он говорил, что человеку предстоит только терпением и смирением искупить свою вину пред Создателем, вину непослушания, самочиния. Другого пути нет к вечной жизни. Но приятель упорно стоял на своем и не хотел покориться истине.

В свете вольном что хочу,

То я буду делать!

Да, уже кто как желает, тот так пусть и живет. Земная жизнь — вольный свет! Но Господь хочет дать человеку еще и вечную жизнь. Любовью своей манит нас, как неразумных детей, заигравшихся на краю пропасти. А мы?! Ох, а мы как медлительны, неповоротливы, всё собираемся идти на зов Божий, да всё и топчемся на одном месте. А то и отходим назад, прячемся подальше, чтобы не слышно было голоса Призывающего.

Много званных, а мало избранных (Мф. 20, 16). Подобно тому как глухой не имеет никакой радости в музыке, как слепой не может насладиться красотой природы, так нераскаянные грешники, не желающие покориться Богу, не будут иметь никакой радости от общения с чистыми духами и избранниками Божиими, если даже и позволено было бы им войти в обители блаженных. Атмосфера чистой истины и святой любви, которою там все дышат, была бы для них невыносима, и Бог вселял бы в них только трепет и ужас, потому что на земле они не любили Его, не хотели служить Ему. Поэтому грешники сами бы убежали из рая сладости, света и красоты, как улетают и прячутся ночные птицы, когда появится солнце в своем блеске на горизонте.

Нет! Не все люди взойдут на небо, не все будут блаженны. Но будете ли вы блаженны, дорогие мои? Будете ли вы петь «Аллилуиа» со всеми Ангелами и святыми пред Престолом Божиим? Да, вы будете блаженны, будете на небе, если только твердо захотите быть истинными детьми Божиими, истинными, преданными учениками Божиими.

Да, вы будете петь «Аллилуиа», если возненавидите грех, как яд смертоносный. Если оставите гнев, ярость, вражду Если победите в себе блуд, нечистоту, объядение, сластолюбие. Если будете бежать, как от змия, от гордости, зависти, уныния. Если предадите себя целиком в волю Божию и отсечете свою греховную волю. Если оставите страх человеческий и будете иметь страх Божий. Если будете более мыслить о небесном, нежели о земном. Наконец, если будете готовы переносить благодушно и благодарно унижения, насмешки, обездоленность, оставленность, страдания, стеснения.

Да, вы будете тогда на небе.

В одном городе жила маленькая девочка. Она была сирота. Папа и мама давно умерли. И только бабушка приласкала малютку и научила ее любить Господа и за все скорби Его благодарить. Но вот умерла и любимая бабушка. Девочка осталась совершенно одна, как былинка в поле. Когда ее взял к себе в дом далекий родственник, то он стал притеснять девочку. Однажды он увидел ее ночью на молитве.

— Слушай, Леночка, и ты еще молишься Богу?! Ведь видишь, как Он сурово с тобой поступил. Взял от тебя маму, папу и бабушку, оставив тебя, крошку, совсем одинокой в жизни, и ты ли еще молишься и благодаришь Его?

Девочка притихла, наклонила свою головку, тихо заплакала. А потом, успокоившись, сказала:

— Ах, милый дядя. Господь у меня отнял маму, папу, бабушку. И я молюсь теперь не потому, чтобы Он вернул их мне, а потому молюсь, что сильно люблю Господа, — так любить меня научила бабушка. И я, кажется, без Господа и молитвы к Нему и жить не могу.

Поистине правдиво пишет Премудрый, что по поступкам ребенка можно уже судить, чисто ли и правильно ли будет поведение его (ср. Притч. 20, 11).

Вот мы пишем всё о веке грядущем. Откуда мы знаем, что он действительно есть? Век грядущий, жизнь вечная?!

Есть, повторяем, такая книга — это великая книга, которая говорит определенно о вечной жизни. Это книга будущего — Святая Библия. Она предсказывает о том, что должно совершиться на земле, и о том, что будет на небе. И как бы мы ни были ограничены в суждениях, однако чувствуем, что вопрос будущего века — великий вопрос. Вопрос самый главный для человека, и решение его важнее всего на свете. Все другие вопросы, касающиеся земной жизни, не имеют никакого сравнения с этим вопросом. И как неразумны те, которые не задают себе этого вопроса. Они беспечно стремительно идут навстречу смерти и суда, не задумываясь над тем, что именно их ожидает за гробом.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10).

И как Господь жалеет этих заблудших детей Своих!

Место рая определяется Священной Библией на востоке. В таком направлении находится рай по отношению к земле. Преподобная Феодора поведала, что по исшествии ее из тела, она с сопутствующими ей Ангелами направилась к востоку (Житие преподобного Василия Нового, день памяти 26 марта/8 апреля).

Великий угодник Божий Симеон Дивногорец видел рай на востоке (день памяти 24 мая/6 июня); на востоке видела его и преподобная Евфросиния Суздальская (день памяти 18 сентября/1 октября).

Восток действительно пред прочими сторонами света имеет таинственную особенность, которая вселяет в душу что-то неземное, веселя сердце духовной радостью. Святая Церковь, не занимаясь отысканием места рая во Вселенной, в своих молитвах, особенно в Великую Субботу и на Пасху, высказывает свое мнение о месте рая на небе.

Итак, век грядущий — рай — находится на небе. Слово Божие и здравый разум свидетельствуют, что слово «рай» означает место жизни блаженных душ с Богом. А где он находится? Находится там, где он есть.

Святой Иоанн Златоуст, не одобряя любопытства при определении места рая, однако, не воспрещает тех полезных размышлений о рае, которые приводят к страху Божию и уклонению от зла (см. Беседы на книгу Бытия. Беседа 13).

Святая Библия представляет рай дивным и обширным садом на востоке (см. Быт. 2, 8-9). Поэтому и храмы строятся алтарем на восток, и покойники кладутся лицом к востоку, и молимся мы на восток.

Святые отцы Церкви будущий век (рай) тоже представляют дивным садом. Святой Григорий Синаит пишет, что рай есть низшее небо, что дерева садов всё время покрыты цветами и плодами; посреди рая течет огромная река, его напояющая и разделяющаяся на четыре реки (см. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Глава 4).

У всех святых рай представлялся садом дивным, неописуемой красоты: эфирная природа, тихое сияние, благоухание, ангельское пение...

Святой подвижник Власий сильно желал узнать, как живут святые люди за гробом. После трехлетней молитвы об этом он в одну ночь был восхищен в рай. Вдруг он увидел, что ходит по какому-то полю или саду, а вокруг дивные птицы. В раю игумен Власий увидел и монаха Евфросина из своего монастыря, он сидел на золотом престоле под деревом.

— Это ты, сын мой Евфросин? — спросил он с изумлением. — Что ты здесь делаешь?

— Я поставлен здесь стражем, — ответил тот.

— А можешь ли мне что-нибудь дать из сада?

— Могу, — и дал преподобному Власию три яблока. Когда утром игумен проснулся в своей келье, то увидел три райских яблока и весьма удивился. Зазвонили к утрени. По окончании богослужения он объявил, чтобы никто из братии не выходил из церкви. Призвав Евфросина, он спросил его:

— Сын мой, где ты был в эту ночь? Евфросин опустил глаза долу и молчал.

Старец не переставал допрашивать. Тогда Евфросин ответил:

— Там, авва, где ты меня видел.

— А где я тебя видел? — спросил преподобный.

— Где просил у меня три яблока. Я тебе их дал. Ты принял их.

— Вот эти три яблока из рая Божия, — игумен показал их братии.

Яблоки были разделены всей братии. И какой был вкус, какое благоухание, какая их красота! (Алфавитный патерик).

Слово Божие учит, что по воскресении тела наши соединятся с душой нашей. Блаженный Августин говорит о том, что в раю, как и на земле, останется разделение на мужчин и женщин: «Тогда изгнано будет из плоти лишь недостаточное, а сама при-рода сохранится». Пол женщины не есть недостаток (так учили догматики средних веков), но природа тогда, конечно, не будет зачинать, ни рождать, посему не будет и бракосочетаний, но будет продолжать существовать в своих женских членах не для прежнего употребления, но для нового украшения, и никогда она не будет возбуждать похоти того, кто будет созерцать ее, напротив, она послужит новой причиной прославлять мудрость и благость Творца.

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, потому что прежнее прошло (Откр. 21, 4).

Святой Иоанн Богослов говорит: ...взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех... народов... стояло пред престолом и пред

Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках... И восклицали громким голосом: «Слава Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» ...Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили их кровию Агнца (Откр. 7, 9-10, 14).

Святой Димитрий Ростовский говорит: «Праведники увидят себя прославленными, не только себя, но и своих близких, сердце их исполнится необъяснимой радости. Возрадуется отец о спасении сына, сын — о спасении отца. Духовный отец возвеселится, увидев рядом своих духовных детей. Мать возрадуется о дочери и дочь — о матери. Муж — о спасении любимой жены, жена — о муже, возрадуются братья о спасении сестер и сестры — о братьях своих; родственники возрадуются о ближних своих и знаемые — о знаемых. И во всех будет единодушная святая любовь, неразоримая, неотъемлемая, неотпадающая любовь».

Так как зло и грех есть источник всех печалей, то греха и зла там не будет. Там праведники будут с праведниками и с Господом, а грешники будут с грешниками и с диаволом. Праведники увидят друг друга, узнают друг друга, вступят в общение друг с другом.

Но свидание за гробом может быть или в высшей степени блаженное, или в высшей степени мучительное. Какая радость о Господе усладит души, поработавшие Ему на земле!

Но что за встреча будет у отца с детьми или матери с дочерью, если они на земле жили в угождении плоти, а не Богу и ближним?.. Не вечный ли плач о потерянном и вечно невозвратимом? Не укоризна ли и негодование и даже проклятие на тех, которые были виновниками погибели? Ад — ах, какое наследие! Какое место вечного огня, тьмы непроницаемой и несмолкаемого вопля.

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «...Там мы увидим друг друга, узнаем один другого. Укоры, проклятия — вот встреча нерадивых. Родители не защитят детей непослушных. Злые дети будут проклинать своих родителей, что не научили их вере. Паства заблудшая вознегодует на своих пастырей, что они не вели их по пути спасения, не наполняли их сердца страхом Божиим, были равнодушны к их грехам, пасли только себя, прятались при опасностях и не возвращали овец заблудших во двор овчий...»

Да, век грядущий — не только век счастья и блаженства в раю, с Богом, Ангелами, святыми, но и век страданий, мук бесконечных, терзаний адских, тьмы ужасной, хлада несогреваемого и прочих бесчисленных мук. Ад!.. Какое ужасное слово! Место вечных страданий, мук, терзаний, отрыва от Бога. И как мы хотели бы, чтобы ада не было! Но есть он, есть — и есть непременно. Ад! Ну где же ты находишься? Видимо, находится он там, где нет света Божия, где ад помещен, там он и есть. Да, ад именно там находится, где ему место определил Бог.

«Ад» — слово греческое, ему соответствует еврейское слово «шеол», славянское — «преисподняя».

Я мало пишу об аде потому, чтобы не сказали: вот он запугивает нас адом, а его совсем и нет. Так я лучше умолчу, а век грядущий откроет. Скажу только, что христиане, которые проводили жизнь во грехах или впали в какой смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами.

Но об аде очень страшно писать. Хотя мы и должны напомнить о вечных мучениях, но что-то очень тяжело писать об этом. Во-первых, никому не желаю этого ада, пусть это будет самый жестокий враг и хулитель — и ему ада не желаю. Во-вторых, ад каждый может испытать в какой-то мере на земле. Сделает он какой смертный грех — и, если совесть его не совсем заглушена, почувствует он настоящий ад в своей душе.

Но ад загробный, ад грядущего века не только в муках совести преступной, но и в разных физических терзаниях, — и какие они ужасные, какие неописуемо мучительные, какие страшные! Святые отцы всегда плакали и стенали, когда вспоминали о вечных мучениях. Они не то что боялись за себя, но жалели других людей, которые так нерадят о своей душе и широкой дорогой идут в погибель.

Казнь Содома и Гоморры огнем и горящей серой служит символом будущих вечных мук, представляемых озером огненным.

Тот раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много (Лк. 12, 47).

О век грядущий, сколько ты таишь в себе непостижимого, сколько тайн, ведомых одному Богу! Ты, век грядущий, с вечной радостью и вечным горем. Ты грядешь, приближаешься нам навстречу. И скоро, скоро ты придешь к нам.

Так что же ты принесешь нам, век грядущий?!

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его... Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22, 11-14, 17).

 Господи! Да откроется нам век грядущий в радости и веселии вечном. Аминь. Конец и слава Живому Богу! 

 
Источник: Архимандрит Тихон (Агриков). Чтобы душа проснулась. М.: Духовное Преображение, 2013 г. 


Написать комментарий