Нужно ли для принятия монашества родительское благословение?
Досточтимый друг!
«Смутило меня, — пишете Вы, — то, почему Феофан
Затворник пишет своей духовной дочери, что для отречения от мира
«родительское благословение — первое условие». Его надо выждать». А как
же преп. Феодосии Печерский убегал от своей матери? И вообще, поскольку
надо считаться с волей родительской при принятии монашества?» — Этот
вопрос решается не отвлеченно, а в зависимости от настроения родителей.
Если они духовны и не препятствуют вступлению в иночество, то нужно
получить от них благословение на иноческую жизнь. Так испросил
благословение на иноческую жизнь от своей матери преп. Серафим и получил
его от нее. А если родители не духовны и даже препятствуют вести жизнь
духовную, то нужно поступать так, как поступил в таком случае преп.
Феодосии Печерский.
По поводу моих слов, что «не следует и с
церковными людьми сближаться настолько, чтобы быть чрез меру откровенным
духовно», Вы спрашиваете: это справедливо относительно всех, исключая
своего духовного руководителя, или и по отношению и к духовному
руководителю нужно соблюдать известную меру откровенности? Осторожность
эту нужно соблюдать относительно всех, исключая своего духовного
руководителя. Ему все можно и должно открывать.
Древний
христианский обычай заповедует носить на шее крест. Можно носить и
небольшие изображения Спасителя и святых Божиих сверх креста. Чем носить
ладанку с переписанным на листке 90-м псалмом, лучше носить на устах и в
сердце этот псалом, когда будет в том нужда. Но носить в ладанке «Сон
Богородицы» — это настоящее суеверие. «Сон Богородицы» — это
апокрифическое произведение нецерковного характера.
Архиепископ Феофан Полтавский 1927. IX. 15.
София.