Пророк Захария Серповидец

Пророк Захария Серповидец

Как ра­дост­ный бла­го­вест раз­дал­ся для иуде­ев, на­хо­див­ших­ся в пле­ну ва­ви­лон­ском, указ пер­сид­ско­го ца­ря Ки­ра об осво­бож­де­нии; и те из них, ко­то­рые то­ми­лись в нево­ле на чуж­бине, как «во тьме и те­ни смерт­ной, око­ван­ные скор­бью» (Пс.106:10), по­спе­ши­ли в зем­лю от­цов сво­их. Взяв с со­бою свя­щен­ные со­су­ды, за­хва­чен­ные На­ву­хо­до­но­со­ром при раз­ру­ше­нии Иеру­са­ли­ма (1Ездр.1:7-8), пе­ре­се­лен­цы под пред­во­ди­тель­ством кня­зя Зо­ро­ва­ве­ля, про­ис­хо­див­ше­го из цар­ско­го до­ма Да­ви­до­ва (1Ездр.1:8, 2:2; 1Пар.3:19, 9-17), воз­вра­ти­лись на ро­ди­ну. В седь­мой ме­сяц по воз­вра­ще­нии они воз­об­но­ви­ли из гру­ды раз­ва­лин жерт­вен­ник (1Ездр.3:1-6), а за­тем при­сту­пи­ли к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­но­го хра­ма. Во вто­рой ме­сяц вто­ро­го го­да бы­ла про­из­ве­де­на по уста­ву Да­ви­да за­клад­ка но­во­го хра­ма, и весь на­род вос­кли­цал гро­мо­глас­но, сла­вя Гос­по­да за то, что по­ло­же­но ос­но­ва­ние до­ма Гос­под­ня (1Ездр.3:11); мно­гие же стар­цы, ви­дев­шие преж­ний храм, не мог­ли удер­жать­ся от слёз, зная, что, при бед­но­сти воз­вра­тив­ших­ся, вто­рой храм да­ле­ко не мо­жет быть так ве­ли­ко­ле­пен; они пла­ка­ли гром­ко, при­ме­ши­вая ры­да­ния к вос­кли­ца­ни­ям ра­до­сти (1Ездр.3:12-13). Но са­мая по­строй­ка хра­ма, несмот­ря на щед­рый при­ток по­жерт­во­ва­ний в пер­вое вре­мя, шла чрез­вы­чай­но мед­лен­но. Стра­на бы­ла неспо­кой­на; всю­ду рыс­ка­ли раз­бой­ни­ки, и невоз­мож­но бы­ло ве­сти пра­виль­ных по­се­вов и убор­ки хле­ба; тя­же­лое бре­мя прав­ле­ния пер­сид­ских чи­нов­ни­ков (Неем.9:36-37), частые за­су­хи, го­лод (Агг.1:6, 10-11) ис­то­щи­ли на­род. К это­му при­со­еди­ни­лась враж­да с са­ма­ря­на­ми. Имея свое свя­ти­ли­ще на го­ре Га­ри­зим и счи­тая Па­ле­сти­ну уже сво­им вла­де­ни­ем, они крайне враж­деб­но от­но­си­лись к ев­ре­ям, осо­бен­но по­сле то­го, как по­след­ние от­верг­ли их пред­ло­же­ние об уча­стии в по­строй­ке хра­ма; раз­ны­ми на­ве­та­ми пе­ред пер­сид­ским пра­ви­тель­ством са­ма­ряне до­би­лись оста­нов­ки ра­бот по­чти на пят­на­дцать лет.

Эти пре­пят­ствия осла­би­ли бла­го­че­сти­вую рев­ность иуде­ев к вос­ста­нов­ле­нию на­род­ный свя­ты­ни; для под­ня­тия ре­ли­ги­оз­но­го чув­ства из­бран­но­го на­ро­да нуж­ны бы­ли осо­бен­но силь­ные ду­хом му­жи; та­ких му­жей Гос­подь и воз­двиг в ли­це Сво­их про­ро­ков Аг­гея и За­ха­рии, о ко­то­ром нам пред­сто­ит сло­во.

Свя­той про­рок За­ха­рия сер­по­ви­дец про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ле­ви­и­на; он был сын Вара­хии и внук Адды или Ид­до; по­след­ний воз­вра­тил­ся вме­сте с Зо­ро­ва­ве­лем из ва­ви­лон­ско­го пле­на и в кни­ге Нее­мии на­зы­ва­ет­ся гла­вою свя­щен­ни­че­ской фа­ми­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние не со­хра­ни­ло по­дроб­ных и опре­де­лен­ных све­де­ний о жиз­ни про­ро­ка За­ха­рии; оно лишь из­ред­ка при­под­ни­ма­ет за­ве­су, чтобы со­об­щить то или иное от­ры­воч­ное из­ве­стие о жиз­ни про­ро­ка Бо­жия. Так, оно умал­чи­ва­ет о вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния про­ро­ка За­ха­рии, на­чи­ная свое по­вест­во­ва­ние о его жиз­ни со вре­ме­ни вы­ступ­ле­ния его на про­ро­че­ское слу­же­ние. На про­ро­че­скую де­я­тель­ность он был при­зван Бо­гом еще в юно­ше­ском воз­расте (Зах.2:4) во вто­рой ме­сяц вто­ро­го го­да цар­ство­ва­ния Да­рия Ги­с­тас­па (Зах.1:1), – толь­ко дву­мя ме­ся­ца­ми позд­нее про­ро­ка Аг­гея (Агг.1:1). Сов­мест­ною про­ро­че­скою де­я­тель­но­стью свя­тые Аг­гей и За­ха­рия до­стиг­ли то­го, что евреи пе­ре­ста­ли ду­мать о сво­их нуж­дах и с усер­ди­ем при­ня­лись стро­ить храм. Про­рок Аг­гей и про­рок За­ха­рия, сын Адды, – сви­де­тель­ству­ет о сем Езд­ра, го­во­ри­ли иуде­ям, ко­то­рые в Иудее и Иеру­са­ли­ме, про­ро­че­ские ре­чи во имя Бо­га Из­ра­иле­ва. То­гда вста­ли Зо­ро­ва­вель, сын Са­ла­фи­и­лов, и Иисус, сын Иосе­де­ков, и на­ча­ли стро­ить дом Бо­жий в Иеру­са­ли­ме, и с ни­ми про­ро­ки Бо­жии, под­креп­ляв­шие их (1Ездр.5:1-2). И ста­рей­ши­ны иудей­ские стро­и­ли и пре­успе­ва­ли, по про­ро­че­ству Аг­гея про­ро­ка и За­ха­рии, сы­на Адды (1Ездр.6:14).

Слу­же­ние про­ро­ка За­ха­рии, ве­ро­ят­но, про­дол­жа­лось и по­сле по­стро­е­ния хра­ма; в по­след­них ре­чах его, со­став­ля­ю­щих со­дер­жа­ние его кни­ги с 9 гл. до кон­ца, нет уже уве­ща­ний к неле­ност­но­му окон­ча­нию по­строй­ки хра­ма, и мож­но ду­мать, что во вре­мя про­из­не­се­ния этих ре­чей по­след­ний был уже го­тов. Пре­да­ние го­во­рит, что свя­той про­рок За­ха­рия до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти и по­хо­ро­нен близ Иеру­са­ли­ма ря­дом с про­ро­ком Аг­ге­ем.

По­сле про­ро­ка За­ха­рии оста­лось дра­го­цен­ное на­сле­дие – кни­га, со­дер­жа­щая его про­ро­че­ские ви­де­ния и ре­чи. От­ли­чи­тель­ная чер­та со­дер­жа­ния кни­ги про­ро­ка За­ха­рии – оби­лие мес­си­ан­ских про­ро­честв: ни у од­но­го про­ро­ка не встре­ча­ем та­ко­го мно­же­ства по­дроб­но­стей о по­след­них днях жиз­ни на­ше­го Спа­си­те­ля, как у про­ро­ка За­ха­рии. Кни­га про­ро­ка За­ха­рии мо­жет быть раз­де­ле­на по сво­е­му со­дер­жа­нию на две ча­сти: в пер­вой (с 1-ой гл. по 6 гл.) на­хо­дят­ся ви­де­ния, и во вто­рой (с 7-ой гл. до кон­ца) – ре­чи. Всех ви­де­ний во­семь; боль­шая часть их объ­яс­ня­ет­ся про­ро­ку Ан­ге­лом Бо­жи­им; цель их – уве­рить на­род ев­рей­ский в по­кро­ви­тель­стве Бо­жи­ем. В пер­вом ви­де­нии всад­ни­ков, объ­е­хав­ших всю зем­лю и на­шед­ших ее в по­кое, Бог от­кры­ва­ет, что бла­го­ден­ству­ю­щие на­ро­ды – угне­та­те­ли ев­ре­ев бу­дут по­ра­же­ны Его гне­вом, а Иеру­са­лим бу­дет вос­ста­нов­лен и го­ро­да Иуды воз­ве­ли­чат­ся (Зах.1:7-17). Ка­ко­ва бу­дет участь языч­ни­ков, разъ­яс­ня­ет вто­рое ви­де­ние че­ты­рех куз­не­цов, ко­то­рые идут сбить ро­ги – сим­вол на­ро­дов, рас­се­яв­ших иуде­ев и раз­ру­шив­ших Иеру­са­лим (Зах.1:18-21). По­сле со­кру­ше­ния при­тес­ни­те­лей иуде­ев, ме­шав­ших по­строй­ке го­ро­да и хра­ма, Иеру­са­лим сно­ва бу­дет за­се­лен; это от­кры­ва­ет­ся в тре­тьем ви­де­нии Ан­ге­ла Гос­под­ня, ко­то­рой идет с зем­ле­мер­ный ве­рев­кой раз­ме­рить Иеру­са­лим, так как по­след­ний рас­се­лит­ся от мно­же­ства лю­дей, и Сам Гос­подь бу­дет ему ог­нен­ною сте­ною (Зах.2:1-13). Гре­хи на­ро­да уже не бу­дут пре­пят­ство­вать по­се­ле­нию Гос­по­да на Си­оне, по­то­му что они бу­дут про­ще­ны, как по­ка­зы­ва­ет чет­вер­тое ви­де­ние: про­рок ви­дит пер­во­свя­щен­ни­ка Иису­са в за­пят­нан­ных одеж­дах, – сим­вол гре­хов­ной нечи­сто­ты, при­чем его об­ви­нял са­та­на; но Бог оправ­ды­ва­ет его, и с пер­во­свя­щен­ни­ка, пред­ста­ви­те­ля на­ро­да, сни­ма­ют­ся за­пят­нан­ные одеж­ды и за­ме­ня­ют­ся чи­сты­ми, чем пре­ду­ка­зы­ва­лось на бу­ду­щее ве­ли­кое де­ло ми­ло­сти Бо­жи­ей, – из­гла­жде­ние гре­хов всей зем­ли в один день От­рас­лью-Мес­си­ею (гл. 3). В пя­том ви­де­нии про­ро­ку по­ка­зан зо­ло­той све­тиль­ник (сим­вол Церк­ви, – Откр.1:13, 20), с се­мью лам­па­да­ми, на­пол­ня­е­мой мас­лом от двух сто­я­щих по сто­ро­нам его мас­лин; это озна­ча­ло, что Сам Бог бодр­ству­ет над хра­мом и на­ро­дом, а две мас­ли­ны – Зо­ро­ва­вель и Иисус – ору­дия Его про­мыс­ла (гл. 4). Но на­род ев­рей­ский недол­го бу­дет поль­зо­вать­ся ми­ло­стя­ми Бо­жи­и­ми, о ко­то­рых го­во­рят преды­ду­щие пять ви­де­ний: он сно­ва раз­вра­тит­ся и опять по­не­сет на­ка­за­ние; эта мысль рас­кры­ва­ет­ся в ше­стом ви­де­нии свит­ка с про­кля­ти­ем во­ров и клят­во­пре­ступ­ни­ков (Зах.5:1-4), и в седь­мом ви­де­нии ефы (ме­ра жид­ко­сти) с си­дя­щей в ней жен­щи­ною, – об­раз нече­стия, – уне­сен­ную дву­мя дру­ги­ми в Сен­на­ар или Ва­ви­лон (Зах.5:5-10).

В со­зер­ца­е­мое про­ро­ком вре­мя, как по­ка­зы­ва­ют пя­тое и ше­стое ви­де­ния, раз­вра­ще­ние из­бран­но­го на­ро­да до­стигнет сво­ей вер­ши­ны; то­гда про­кля­тие по­ле­тит по всей Иудее и бу­дет по­ра­жать нече­сти­вых, по­ка не ис­пол­нит­ся ме­ра неправд на­ро­да и его не по­стигнет по­след­нее на­ка­за­ние; нече­сти­вая жен­щи­на – на­род ев­рей­ский; ефа – ме­ра неправд, вы­звав­ших про­кля­тие. Не оста­нут­ся без на­ка­за­ния и языч­ни­ки, как по­ка­зы­ва­ет по­след­нее, седь­мое, ви­де­ние че­ты­рех ко­лес­ниц с за­пря­жен­ны­ми в них раз­но­шерст­ны­ми ко­ня­ми, – сим­вол Ан­ге­лов Гос­под­них, ко­то­рые объ­едут всю зем­лю для су­да над вра­га­ми Бо­жи­и­ми. По уни­что­же­нии язы­че­ско­го ми­ра на­сту­пит цар­ство Мес­сии, что про­рок изо­бра­жа­ет сле­ду­ю­щим сим­во­ли­че­ским дей­стви­ем: он на­де­ва­ет на го­ло­ву пер­во­свя­щен­ни­ка Иису­са два вен­ца из зо­ло­та и се­реб­ра,– сим­вол пер­во­свя­щен­ни­че­ско­го и цар­ско­го до­сто­ин­ства гря­ду­ще­го Мес­сии, – вме­сте с пред­ска­за­ни­ем, что при­и­дет От­расль (Мес­сия) и со­зи­ждет храм, и бу­дет пер­во­свя­щен­ни­ком: ко­гда это сбу­дет­ся, то и от­да­лен­ные на­ро­ды при­дут стро­ить храм Бо­гу Из­ра­иле­ву (гл. 6).

Во вто­рой ча­сти (с 7-ой гл. до кон­ца) со­дер­жат­ся ре­чи про­ро­ка За­ха­рии. В пер­вой ре­чи про­рок по по­во­ду во­про­са его совре­мен­ни­ков, нуж­но ли со­блю­дать по­сты, уста­нов­лен­ные в вос­по­ми­на­ние пе­чаль­ных со­бы­тий пле­на, учит, что с по­ста­ми долж­но со­еди­нять де­ла прав­ды и люб­ви к ближ­ним, то­гда по­сты об­ра­тят­ся в дни тор­же­ства, и на Из­ра­и­ле по­чи­ет бла­го­сло­ве­ние Бо­жие и ра­дость спа­се­ния, име­ю­ще­го объ­ять и языч­ни­ков (гл. 7-8). Во вто­рой ре­чи про­рок пред­ска­зы­ва­ет о ги­бе­ли враж­деб­ных Из­ра­и­лю на­ро­дов, а Иеру­са­лим бу­дет на­хо­дить­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им, и к нему не при­дет уже бо­лее ни­ка­кой при­тес­ни­тель. За­тем про­рок при­гла­ша­ет на­род иудей­ский ра­до­вать­ся, ибо к нему гря­дет Царь пра­вед­ный и крот­кий; Он во­дво­рит на зем­ле пра­вед­ность и спа­сет на­род Свой, уни­что­жит вы­со­ко­ме­рие и са­мо­на­де­ян­ность лю­дей. Свое цар­ство Он от­кро­ет, въе­хав в Свою сто­ли­цу на осли­це и мо­ло­дом ослён­ке, крот­ких жи­вот­ных, слу­жа­щих сим­во­лом ми­ра. Цар­ство Мес­сии – цар­ство ми­ра из Иудеи рас­про­стра­нит­ся по всей зем­ле; Царь бу­дет при­вле­кать в него не си­лою, но кро­ва­вою жерт­вою, ко­то­рую Он при­не­сет за всех лю­дей для при­ми­ре­ния их с Бо­гом. Эл­ли­нам – вра­гам на­ро­да Бо­жия пред­ска­зы­ва­ет­ся по­ра­же­ние, а ев­ре­ям – бла­го­сло­ве­ние пло­до­ро­дия и ча­до­ро­дия. По­сле изо­бра­же­ния свет­лой судь­бы, ожи­да­ю­щей Из­ра­и­ля в неда­ле­ком бу­ду­щем, про­рок пе­ре­хо­дит к изо­бра­же­нию пред­сто­я­ще­го за­тем от­вер­же­ния на­ро­ду иудей­ско­му: про­рок об­ра­ща­ет­ся к Ли­ва­ну с прось­бою от­крыть две­ри вра­гу, ко­то­рой опу­сто­шит всю Иудею. При­чи­ну та­ко­го бед­ствия про­рок За­ха­рия объ­яс­ня­ет сим­во­ли­че­ской ис­то­ри­ей о двух жез­лах Небес­но­го Пас­ты­ря. На од­ном из них бы­ла над­пись «бла­го­во­ле­ние», а на дру­гом «узы»; ко­гда ов­цы, несмот­ря на за­бо­ты об них Пас­ты­ря, не ис­пра­ви­лись, то Он пе­ре­ло­мил жезл с над­пи­сью «бла­го­во­ле­ние», что озна­ча­ло ко­нец за­ве­та меж­ду Бо­гом и Его на­ро­дом, а по­том по­тре­бо­вал Се­бе пла­ты за пас­тыр­ские тру­ды, но иудеи оце­ни­ли Его де­я­тель­ность в 30 среб­ре­ни­ков; эти среб­ре­ни­ки Пас­тырь бро­сил для гор­шеч­ни­ка в дом Гос­по­день. Вслед за этим Пас­тырь пе­ре­ло­мил дру­гой жезл – «узы» в знак то­го, что рас­торг­ну­то брат­ство меж­ду Иудою и Из­ра­и­лем. Ко­гда был от­верг­нут доб­рый Пас­тырь, ста­до впа­ло в ру­ки на­ем­ни­ков (гл. 9-11).

В по­след­ней ре­чи про­рок воз­ве­ща­ет, что все на­ро­ды ми­ра вос­ста­нут на Иеру­са­лим, но Сам Гос­подь за­щи­тит его и ис­тре­бит на­па­да­ю­щих, на на­род же ев­рей­ский Гос­подь изо­льёт дух бла­го­да­ти и уми­ле­ния, и иудеи воз­зрят на То­го, Ко­то­ро­го прон­зи­ли, и бу­дут пла­кать о Нем, как о еди­но­род­ном сыне. То­гда от­кро­ет­ся до­му Да­ви­до­ву ис­точ­ник, омы­ва­ю­щий гре­хи их, и уни­что­жит­ся вся­кая па­мять о идо­лах и лже­про­ро­ках; по­ра­жен бу­дет Пас­тырь и рас­се­ют­ся ов­цы. Гос­подь со­зда­ет бла­го­дат­ное цар­ство, неболь­шое по чис­лу, со­став­ля­ю­щее толь­ко тре­тью часть жи­ву­щих на зем­ле, но за то ис­ку­шен­ное и свя­тое. На­ко­нец, на­ро­ды язы­че­ские еще раз окру­жат Иеру­са­лим, но Гос­подь вос­станет на его за­щи­ту и по­ра­же­ние, и то­гда бу­дет един­ствен­ный день, ве­до­мый толь­ко Гос­по­ду: не станет све­та, све­ти­ла уда­лят­ся, бу­дет ни день, ни ночь; лишь к ве­че­ру явит­ся свет. Из Иеру­са­ли­ма по­те­кут жи­вой во­ды, он станет сре­до­то­чи­ем но­во­го цар­ства, в ко­то­ром бу­дут оби­тать толь­ко пра­вед­ни­ки, – ни­че­го нечи­сто­го не бу­дет в нем бо­лее. (гл. 12-14).
                                
                                                                                                                                                    Жития святых

Написать комментарий