Молитва - душа веры

Молитва - душа веры

Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова). Молитва является насущной потребностью человеческого духа, выражением веры и надежды о Христе Иисусе, ибо где есть вера, там есть и молитва, так как верить и не молиться фактически невозможно. Молитва — это душа веры, сама ее жизнь.

Новый смысл молитвы после пришествия Христа. С пришествием Христа на землю молитва приобрела новый смысл, зна­чение и силу. Ради правды Христовой и Его высочайших заслуг, ради Его искупительных страданий и смерти, Бог Отец подает блага всем просящим у Него Дух Святый, привлекаемый в душу молитвой, помогает человеку приготовить душу к блаженной вечности. И поистине, когда Благой Утешитель коснется человеческого сердца, тогда от Него, как от фимиама, восходит к Престолу Всевышнего воздыхание, святое желание, истинная молитва.

Естественные причины, побуждающие к молитве. Существуют естественные причины, побуждающие к молитве каждого верующего человека. Постоянные и многочисленные телесные нужды, беды, скорби, искушения побуждают христианина усердно молиться Богу. Осо­бенного молитвенного подвига требуют его духовные нужды, связанные с заботой о спасении. Тот, кто стремится к вечной жизни и просит с верой у Бога помощи в борьбе с грехом, тот непременно и без сомнения получит про­симое.

Как достичь совершенной молитвы. Совершенная молитва в своем идеальном проявлении подобна ангельской. Чтобы достичь такой молитвенной высоты, христианин должен приложить к этому все силы своей души.

Определение молитвы. Молитва есть всецелое обращение ума и сердца человека к Богу. Этим определением выражается внутренний характер молитвенного делания. Истинная молитва не всегда проявляется в словесной форме, она способна совершать спасительные действия и без слов Такая молитва бывает часто недоступна зрению и пониманию окружающих людей, но Бог-Сердцеведец сердечное наше желание, воздыхание слышит и самое помышление наше знает.

Молитва характеризует взаимоотношения Бога и человека. Если молитва есть беседа человека с Богом, то это не только указывает на внутреннее ее достоинство, но и наилучшим образом свидетельствует о ха­рактере взаимоотношений между Богом и человеком. Как сыны Божии по благодати, христиане сподобляются высочайшей милости и чести беседовать с Богом, только они могут, как дети отцу, говорить Ему со страхом и трепетом о своих различных нуждах.
                                                                                          
Постоянная молитва приближает христианина к вечности. При постоянном молитвенном упражнении человек входит в духовное общение с небесным миром, переносится туда своим умом и сердцем, так что небесная отчизна становится для него близкой и родной уже здесь, на земле. А это приближение к вечности дает христианину возможность опытно познать радость общения души с Богом и Горним миром, радость новой, благодатной жизни во Христе. Сердце молящегося, ощутив приток Божественной благодати, обновляющей его духовные и телесные силы, становится непоколебимой твердыней спасающей веры. Усердный молитвенник бывает свободен от искушений маловерия, так как он на деле познает достоинства христианской религии и явно ощущает присутствие и действие Божественной благодати в Церкви Христовой. Вера его восходит на степень непоколебимой уверенности, которая, как правило, проявляется во всех сферах деятельности человека. В этом отношении молитву можно сравнить с влагой, орошающей дерево ибо благодать Божия, как тихий дождь, снисходит на молящегося, орошает его сердце и делает способным творить дела веры .

Значение молитвы.
В деле духовного и нравственного совершенствования христианина молит­ва имеет большое значение. Она, как свет, указывает молящемуся путь духов­ного восхождения, просвещает все его духовные силы, ум озаряет истиной боговедения, сердце наполняет святыми желаниями и стремлениями, волю утверждает на пути истинного богоугождения. Освященная Божественной благодатью, душа человека устремляется к стяжанию христианских доброде­телей. Все существо христианина приобретает духовную ценность, собран­ность, спасительную устремленность ко спасению и вечной жизни.

Молитва — проводник целомудрия. Христианское совершенствование, направленное и поддерживаемое молитвенным подвигом, неразрывно связано с нравственным преуспеянием христианина. Душа и сердце молящегося всегда чутко реагируют на малейшее отклонение от норм нравственной жизни, побуждая его зорко следить за чистотой собственной совести пред Богом и всеми людьми. В этом смысле молитву можно назвать не только средством нравственного совершенствова­ния, но и проводником целомудрия в высшем смысле этого слова (Там же).

Молитва — показатель уровня духовной жизни христианина. Связь молитвенного делания с подвигом христианского совершенствования обнаруживается и через характерные духовные ощущения молящегося. Молитва искренняя, сердечная, с участием всех душевных сил человека всегда пробуждает в нем чувство собственного недостоинства, которое происходит от сознания величия, святости и всемогущества Божия, а это в свою очередь понуждает христианина с еще большим усердием искать помощи у Бога, Подателя всех благ и совершенств. Именно в этом смысле свт.Тихон молитву называет «всех благ ходатаицей». Таким образом, молитва сама по себе выражает стремление совершителя к святости и совершенству. Отсюда можно указать еще на одно значение молитвы: она является своеобразным показателем уровня духовной жизни христианина, зеркалом его религиозно-нравственного состояния. Если христианин имеет желание молиться, значит, есть у него и стремление к жизни святой, совершенной, а если нет такого желания, нет соответственно и стремления к нравственному обновлению и богоугодной жизни (Там же).

Молитва — первостепенное средство к пониманию слова Божия. Усердная молитва является первостепенным средством к пониманию и изучению слова Божия, заключенного в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.

Молитва — оружие в борьбе с духами злобы. Молитва есть также сильное оружие в борьбе христианина с духами злобы. Всегда и везде он должен быть готов отразить молитвой всякий вражий прилог (Там же, с.254).

Во время молитвы сердце освобождается от земных привязанностей — это решающий фактор в борьбе с грехом. Сердце христианина, беседующего в молитве с Богом, исполняется желанием удаляться от всего греховного и богопротивного; в его душе поддерживается и укрепляется спасительная ревность к решительной борьбе с грехом и страстями. Во время молитвы сердце христианина освобождается от уз земных привязанностей и низменных влечений. Этот фактор является решающим в деле борьбы с греховными наклонностями.

Молитва предохраняет от греха. Кто совершает истинную и богоугодную молитву, тот не только расторгает союз с источником греха, но и устраняет возможность дальнейшего развития страстей в своей душе. Вот почему и после совершения молитвы человек должен сохранять в душе молитвенную настроенность и уклоняться от небогоугодных дел, греховных мыслей и желаний. Следуя таким путем, христианин приобретает особую чуткость ко всякому греховному движению или прилогу, постоянно возникающему в душе или же всеваемому извне. Молитва, таким образом, предохраняет христианина от греховных поползновений, а в случае падения она является лучшим средством для его уврачевания (Там же).

Молитва — утешение. Труден и тернист жизненный путь человека на земле. Телесные болезни, смерть близких и дорогих лиц, незаслуженные обиды и притеснения, вне­запные бедствия и различного рода несчастья тяжелым бременем ложатся на плечи всякого человека. На этом тернистом пути лучшей отрадой и утешением является молитва. Соединяя человека с Горним миром, она убеждает его в непреложной Отеческой любви к нему Господа, услаждает сердце верой во всеблагой Промысл Божий. А в нашедших на человека скорбях и страданиях молитва как нельзя лучше способствует прекращению безнадежной тоски, уныния и печали, ободряет душу человека, побуждает его к достойному не­сению жизненного креста (7, с.254).

Молитва учит в любых жизненных обстоятельствах усматривать добрые стороны.
В любых жизненных испытаниях молитва научает усматривать в них добрые стороны, развивает терпение, мужество, преданность воле Божией. Кроме того, обращение к Богу в молитве не только дарует утешение в скорбях и испытаниях, но нередко избавляет от бед и даже от смерти.

Молитва соединяет с Богом. Совершенно невозможно дать исчерпывающий ответ о значении молитвы в деле созидания в душе христианина Царства Небесного. Эта замечательная добродетель не только привлекает в душу христианина спасительную благо­дать, но и соединяет его с Богом (Там же).

Нерадение о молитве пагубно. Насколько велики и бесценны плоды молитвенных занятий для христианина, настолько же пагубно бывает для него расслабление в молитве и нерадение о ней. Всякое доброе дело и начинание, не освященное молитвой, то есть совершаемое не ради Христа, не приносит христианину пользы в деле спасения.

Вред от оставления молитвы. Особенный вред испытывает душа христианина от оставления молитвы, когда она постоянно бывает занята лишь земными заботами и житейскими попечениями. В таком случае она недугует страстями, омрачается, теряет стремление к жизни святой, богоугодной и уподобляется птице, не имеющей крыльев, или же воину, находящемуся на войне без оружия.

Холодность к молитве — верный признак духовной болезни. Если в душе христианина появляется постоянная холодность, отвращение к молитвенному подвигу, то это всегда служит верным признаком духовного расслабления и болезни. Тот, кто оставляет молитву, уже не является воином Христовым и добровольно уступает победу бесплотным врагам в невидимой духовной брани.

Нерадение о молитве ведет к оскудению веры. Духовное расстройство христианина, происшедшее от небрежения к молитве, может перейти в необратимый процесс, ведущий к духовной смерти христианина, ибо вслед за нерадением о молитве, как правило, идет оскудение веры и постепенное ее угасание. Человек теряет страх Божий, начинает вести порочную жизнь, развращается, из-за множества грехов приходит в отчаяние и, наконец, становится на путь явной погибели.

В чем заключается богоугодная молитва. Истинная молитва, творимая в глубине человеческого духа, может и не иметь своего внешнего проявления. Ярким примером такой молитвы является сердечный зов к Богу Моисея, когда он привел израильтян к Чермному морю. Никто не видел его молящимся в это время или взывающим к Богу, потому что все это происходило в тайниках его сердца. Однако Господь во всеуслышание говорит ему «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх.14:15). Подобным образом и Анна, мать пророка Самуила, ничего не говорила устами, но только из глубины сердца воздыхала ко Господу — и услышана была молитва ее (1 Цар.1:13). Главным в молитвенном подвиге должно быть живое ощущение присутствия Божия и глубокое, сердечное чувство, потому что Бог смотрит на сердце человека. Отсюда вытекает, что молитва христианина должна быть сосредоточенной и целеустремленной.

Правильная молитва сопровождается чувством смирения. Правильная молитва всегда сопровождается чувством глубочайшего смирения и благоговения пред Богом. Молясь Творцу видимого и невидимого мира, обладающему бесконечными совершенствами, христианин должен ясно сознавать свое недостоинство и верить, что все вещественные и духовные блага, которыми он обладает, являются не чем иным, как дарованиями Божиими. В глубине своего духа молящийся обязан чувствовать свою ничтожность и бедность, что он недостоин предстоять Вечному и Всемогущему Владыке. У него не должно быть даже и тени самомнения или мысли о каких-либо своих заслугах пред Богом. Без такой настроенности бесполезны бывают молитвенные занятия, тщетны обращения к Богу.

Истинный молитвенник всецело предан воле Божией. Сердце истинного молитвенника преисполнено христианской верой, надеждой и любовью; без них и не может быть богоугодной молитвы. Живая вера, твердая надежда, нелицемерная любовь к Богу возбуждают в душе христианина чувство всецелой преданности Его всесвятой воле. Истинный молитвенник имеет сердечную уверенность в том, что Господь знает все его телесные и духовные нужды и всегда готов удовлетворить их, если это только полезно для его спасения.

Порядок молитвенных прошений. Прежде всякого молитвенного прошения христианин должен прославлять Бога за Его высочайшую святость и совершенство, благодарить своего Творца за Его заботу и промышление о каждом человеке, живущем на земле. Воздав славословие и благодарение, христианин может просить Небесного Отца о всем, что служит к его собственной душевной и телесной пользе, и прежде всего о том, чтобы Господь укрепил в душе веру, даровал прощение грехов, очищение сердца от страстей, укрепил в скорбях, бедах и искушениях. Не должны быть чужды сердцу молящегося и просьбы о телесном здравии, об одежде, пище, покое и прочих житейских благах.

Молящийся о духовном не должен сомневаться. В молитве о духовных нуждах он не должен сомневаться в получении просимого, ибо Сам Бог клятвою подтвердил, что не хочет смерти грешника (Иез.33:11).

Почему прошения о материальных благах не всегда исполняются.
Молитвы же о материальных благах не всегда могут быть исполняемы Богом, и это потому, что люди весьма часто просят бесполезное и даже душевредное для них.

Христианин обязан молиться за ближних. Не только о собственных духовных и телесных благах должен молиться христианин. По своей христианской любви он обязан понуждать себя мо­литься и за других людей, просить им у Бога милостей как во временной, так и в вечной жизни, ибо все христиане есть одно духовное тело, имеющее Единую Главу Господа Иисуса Христа и просвещаемое Единым Духом Божиим. Как в телесном организме все члены заботятся друг о друге, так и в духовном теле Церкви все ее члены должны в молитве проявлять такую же заботу. Итак, каждый христианин должен молиться о властях, о пастырях церковных, о родственниках, близких, друзьях и вообще о всех христианах.

Совершенная молитва — молитва за врагов. Наиболее совершенной и богоугодной молитвой бывает та, которая возносится за врагов и неблагожелателей. Такой молитве научает Своих последователей Сам Спаситель, говоря «Молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф.5:44).

Содержание молитвы определяется воздействием благодати. Содержание молитвы может определяться не столько мыслями и чувствами христианина, сколько воздействием благодати Божией на его душу, ибо сам человек, по слову апостола, о чем молиться, как должно, не знает (см. Рим.8:26). Когда же, возбуждаемая благодатью, молитва исходит из сердца, когда человек кратко, но усердно взывает «О, Господи, помилуй! О, Господи, ущедри!О, Господи, услыши и спаси!» — такая молитва проходит небеса и восходит к Престолу Господа Вседержителя.

Внешние проявления молитвы. Совершаемая в глубинах человеческого духа молитва может проявляться и во внешних действиях молящегося, как-то возведение очей и рук к небу, коленопреклонение, произнесение слов молитвы вслух.

Сила и значение молитвы — в богоугодных мыслях и чувствах.
Сила и значение молитвы заключаются не в механическом произнесении слов, не в количестве поклонов, а в богоугодных мыслях и чувствах. Вот по­чему все христиане на молитве должны внимать одному Богу. Усердно предстоя Богу телом в молитве, христианин должен следить за тем, чтобы и его внутренняя настроенность соответствовала движениям тела, ибо нередко бывает, что, предстоя телом в молитве, он умом и сердцем далеко отстоит от Горнего мира.

Как научиться богоугодной молитве.
Учиться великому искусству молитвы должен каждый христианин. По­добно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и христианин, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать храм Божий. Церковные молитвословия не только сообщают уму и сердцу верующего богоугодные мысли и чувства, но питают его душу духовной пищей, в которой она всегда нуждается. Эту духовную пищу в преизбытке содержат все молитвословия, как-то каноны, стихиры, псалмы и другие церковные молитвы, всегда читаемые в храмах. Желающему научиться правильной молитве следует прилежно внимать церковным песнопениям и водворять их в своем сердце. Благоговейное стояние в храме, внимание ко всему тому, что в нем поется и читается, порождает в душе христианина умиление, благодарение и истинную молитву.

Не нужно ждать расположения к молитве, но понуждать себя к ней. Стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Упражнения в молитвенном подвиге связаны с внутренним напряжением всех духовных и телесных сил молящегося.

Подготовка к молитве. Прежде чем христианин приступит к молитвенному правилу, ему необходимо подготовить себя к нему. Для этого следует оставить все посторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о том, к чему он приступает и к Кому хочет обратиться с молитвой. Первостепенным средством, помогающим стяжать нерассеянную молитву, является размышление о вездесущии Божием. К размышлению о вездеприсутствии Божием необходимо присоединять воспоминание о вечной жизни и о Страшном Суде Христовом. При такой настроенности души рождается дух смирения, страх Божий и надежда на Божию неизреченную благость и че­ловеколюбие. Истинной молитве споспешествует также испытание молящимся своей совести. Всякий грех, отягощающий душу и не очищенный покаянием, делает молитву бесплодной, ибо «Царь Небесный отвращается души, которая смрадными грехов рубищами замарана». Значит, всякий желающий беседовать в молитве с Богом должен прежде всего осознать свои грехи, загладить их покаянием и больше к ним не возвращаться.

Молитва требует внутренней собранности. Занятие молитвой требует особенной внутренней собранности и трезвенности. При произнесении молитвословий надо следить за тем, чтобы словам молитвы внимали ум и сердце. Чтение молитв без внутреннего, сердечного усердия не приносит пользы, ибо Бог смотрит на сердце, а не на слова. Надлежит внимать, чтобы не только сердце молилось, но и ум помышлял о том, что говорят уста. Иногда разнообразные мысли, чувства и впечатления настолько тревожат душу, что подчас она бывает совершенно неспособна к молитве. Исходя из этого, каждому христианину в своих молитвенных занятиях надо приучиться собирать свои мысли воедино и привязывать их к молитве <...>

Для того, чтобы правильно молиться, необходимо исполнять Божественные заповеди. Обучение истинной молитве неразрывно связано с нравственным возрастанием христианина. Для того чтобы навыкнуть правильной молитве, необходимо не только понуждать себя к умственной собранности, но и стремиться к деятельному благочестию, то есть уподобляться Богу своим нравом. Если человек желает, чтобы Бог услышал его молитву, то он и сам должен слушать и исполнять Божественные повеления и заповеди. «Грешники Бог не послушает, но аще кто богочтец есть и волю Его творит, того послушает» (Ин.9:31). Только молитвенный труд и добрый нрав, неразрывно связанные между собой, благоприятны Богу. Как стройное пение хороших певцов благотворно действует на чувства человека, так и Богу приятна бывает молитва, соединенная со святой жизнью христианина. Поэтому кто желает богоугодно молиться и достойно предстоять пред Владыкой мира, тот должен подражать Ангелам в их чистоте и святости. Без святой жизни христианин не только не услышан будет Богом, но и навлечет на себя Его гнев. Да и как может с дерзновением обращаться в молитве к Богу тот, кто бывает подвержен страстям сребролюбию, пьянству, блуду, лицемерию, лести и т.д., или тот, у кого уста осквернены сквернословием, клеветою, злоречием, кощунством, осуждением, ложью, всяким гнилым и праздным словом? Такой человек должен помнить, что, пока он не отступит от греха и не обратится всем сердцем к Богу, чтение молитв и пение псалмов не принесет ему пользы.

Чтобы молитва была услышана, необходимо примириться с теми, кого обидел. Прежде чем принести молитвенный дар Богу, христианину необходимо также примириться с теми, кого обидел он словом или делом. В противном случае его молитва не будет услышана, ибо Сам Господь сказал: «Аще убо принесеши дар твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим» (Мф.5:23-24).

Злые духи препятствуют молитве. Препятствовать прохождению молитвенного подвига могут не только грехи и страсти человека. Большими противниками молитвы являются злые духи, которые, завидуя молящемуся, всякими способами стараются отвлечь его от молитвы. Зная, какую пользу приносит человеку молитва, они внушают мысли о каких-либо неотложных делах, наводят уныние и тоску, возбуждают гнев, стремятся нечистыми помыслами уязвить, осквернить сердце и совесть христианина и сделать этим молитву бесплодной. Памятуя, что враг посевает зло через помыслы, христианин должен всячески противиться им, держать свой ум собранным и внимать только словам молитвы. Тщательное охранение ума преграждает путь греховным внушениям и не дает им возможность нанести какой-либо вред. Кто в молитве прибегает к всесильной помощи Божией, тот всегда сможет выйти победителем в этой борьбе, посрамив гордых и лукавых врагов. Напротив, нерадение к молитве, расслабление в молитвенном подвиге нередко приводит к духовным падениям и претыканиям.

Молитва требует постоянного труда.
Как и всякая добродетель, молитва требует постоянного труда и усердия со стороны человека. Успех в молитвенном делании приходит не сразу и бывает иногда плодом многолетней внутренней работы христианина над собой. Эта работа заключается прежде всего в самоиспытании и понуждении себя к частой и краткой, но усердной молитве.

Что значит часто молиться. Молиться часто — это не значит всегда читать определенные молитвословия и творить поклоны, ведь для многих христиан по их служебной занятости это невозможно. Молиться часто — значит во всяком деле и начинании возводить ум и сердце к Богу и просить у Него милости, помощи и защиты. Молиться духом можно в любых обстоятельствах и на любом месте, в пути, в часы работы и отдыха, во время бесед и принятия пищи, в уединении и многолюдстве, стоя, сидя, лежа. Так молились царь Езекия на болезненном одре (Ис.38:2), Иона во чреве кита (Ион.2:2), три отрока в вавилонской печи (Дан.3). Для того чтобы приобрести постоянную молитвенную настроенность, нужно как можно чаще повторять в уме такие краткие молитвословия, как: «Господи, помилуй», «Господи, помоги», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Христианин должен дорожить временем молитвы и помнить, что погибает тот день и час, в которые человек не призывает своего Господа.

Истинная молитва — дар Божий.
Усердно упражняясь в молитве, необходимо помнить, что истинная и богоугодная молитва есть дар Божественной благодати. Поэтому тот, кто желает приобрести эту добродетель, не должен надеяться только на свои силы, но просить Господа о ниспослании ему этого бесценного дара.

Молитва для всех должна быть верным спутником на жизненном пути. На какой бы ступени своего духовного развития ни находился христианин, молитва всегда должна быть верным спутником на его жизненном пути. Мо­литва искренняя и постоянная необходима как праведнику, так и грешнику: праведник всегда должен помнить, что он имеет праведность не от себя, а от Бога, а грешник должен достигать праведности перед Богом истинной пока­янной молитвой. Даже величайшие грешники не должны оставлять молитву из-за беззаконий своих, но в покаянной молитве всегда прибегать к Богу, ибо их грехи — это капля воды в сравнении с океаном непостижимой Христовой благодати, которая изобильно подается в молитве каждому человеку и вселяет надежду на утешения в блаженной вечности.

Молитва — надежное оружие в непрестанной духовной борьбе. Для избавления от лукавых помыслов, для победы над ними святитель Тихон Задонский указывает эффективные средства, из которых первым является молитва. Она служит надежным оружием в непрестанной духовной борьбе с искушениями и греховными соблазнами.

Молитва очищает душу. Путем молитвы, совершаемой от всего сердца и с полной преданностью Богу, из души исчезает все нечистое и водворяется в ней Божественная сила, одухотворяющая и возрождающее все существо человека. Как немощное тело «чем более освобождается от вредных соков, тем здравейшее бывает: тако душа немощная, чем более освобождается от злых помышлений, тем большее здравие получает».

Действие молитвы. При содействии молитвы христианин становится непреоборимым воином, способным противостоять любому греховному соблазну. И даже если человек, увлекшись страстными пожеланиями, совершит какое-либо нравственное преступление пред Богом, то и тогда «чистая и смиренная молитва, прошение и воздыхание» помогут ему исцелить и уврачевать эту духовную язву.
 
Что будет способствовать молитве. Только внутреннее обновление сможет удержать христианина на соответствующей ступени богоугодной жизни, что будет способствовать водворению в его душе самопознания и молитвы.

Молитва — самое действенное духовное оружие против гордости. Самым действенным духовным оружием против гордости является молитва, которая «вразумляет» христианина, укрепляет его волю в борьбе «против искушения дьявола, греха и всякого неблагополучия». Именно молитва укрепляет духовные силы человека, избавляет его от высокоумия, врачует все прочие духовные язвы и направляет по руслу нравственного совершенствования.

Молитва помогает с Божией помощью сохранить веру. Если вера есть дар Божий, то сохранить этот дар можно только с Божественной помощью, испрашиваемой в молитве.

С молитвой неразрывно связано богомыслие. С молитвой неразрывно связано богомыслие, которое есть благочестивое размышление о тайнах Божественного домостроительства, Премудрости, благости, любви Божией к падшему человечеству.

Не давать молитвенных обетов. Господь часто и один вздох молитвенный принимает вместо великих подвигов. Вот и вы обет не давайте перед Богом делать то или другое, потому что часто мы его не можем исполнить, а от этого будет тяготиться душа, а лучше всего молитесь на всех ваших молитвенных правилах, а особенно тогда, когда приходит слезная молитва. Вот в этот момент и скажите Боженьке, чтобы Он Сам вразумил и наставил того, о ком молитесь на путь истинный.

Только молитвой можно напитать душу. Труд — он нужен, но надо оставлять время и на молитву. Ведь только молитвой можно напитать свою душу, а остальное, как-то труд и другие дела — пусть будут второстепенными.
 
Духовная пища от молитвенного общения с Богом. Из-за беспечности и нерадения мы и не получаем той духовной пищи, которая бывает только посредством молитвенного общения с Богом. Нам всем надо прежде всего усугубить молитвенный подвиг, и тогда мы сможем ощутить в душе мир Христов<...>
 
Молитва — большое утешение. Нет большего утешения для христианина, как ощущать близость Небесного Отца и беседовать с Ним в своей молитве. В молитве христианин раскрывает всю свою душу пред Богом: благодарит Его за все, что Он дает ему, прослав­ляет Его благословенное имя и воздыхает к Нему, прося Его помощи в своих нуждах и печалях. Присутствуя в храме Божием за богослужением, христианин сердцем ощущает Его присутствие, согласно Его обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
 
Молитва имеет великую силу: она вливает в нас новую духовную жизнь, утешает в скорбях, поддерживает и подкрепляет в унынии и отчаянии. Когда верующий человек раскрывает свое сердце в молитве пред Богом и изольет пред Ним все, что его тревожит и беспокоит, и в эту молитву вложит всю свою веру в то, что Бог слышит каждый вздох нашей души, что Он всемогущ и любвеобилен — какой мир и тишина водворяются в такой душе, и из глубины ее хочется сказать «Да будет во всем, Господи, воля твоя». Как утешительна такая молитва!<...>
 
Когда молитва угодна Богу. Молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми пожеланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот. От христианина также требуется еще мир с ближними. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом. Об этом мы находим указание в Священном Писании, где говорится: «Если ты прине­сешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

Молитва Церкви о жителях каждого города необходима. Молитва Церкви о жителях каждого города особенно необходима, чтобы они все более и более укреплялись в вере и благочестии, ибо ради их святой жизни Господь ограждает мирное житие города, или села, или целой страны от всех бед и скорбей (Быт.18:32). По молитвам Церкви Господь ограждает Своей милостью жилище людей от пожаров, наводнений, землетрясений и междоусобных браней до тех пор, пока процветает вера и благочестие. Но как только все это оскудевает и усиливается грех, то Правосудный Бог посылает скорби, которые отрезвляют человека и направляют его к доброделанию.

Молитва Церкви избавляет от опасности. Весьма велики и разнообразны страдания людей, и, пожалуй, очень трудно найти на земле такое место, откуда бы не раздавались стоны и мольбы о помощи. Находятся в опасности плавающие, путешествующие, которые, кроме обычных нужд и трудностей пути, нередко подвергаются опасностям, угрожающим их жизни. Чаще всего такие обстоятельства проходят незаметно для них, и, хранимые Промыслом Божиим по молитвам Церкви, люди лишь иногда впоследствии узнают, что находились в опасности.
    
В молитве надо быть внимательным. Мы ленимся молиться, а если и молимся, то рассеянно, без надлежащего внимания и часто даже не даем себе отчета, перед Кем мы стоим и к Кому обращаемся. Ведь Ангелы предстоят перед Богом со страхом и трепетом, а мы относимся к этому великому делу — беседе с Богом — легкомысленно: устами читаем или слушаем молитву, в то время как ум наш блуждает неизвестно где. Такая молитва не угодна Богу. Она только оскорбляет Его. Господь приемлет молитву такую, которая исходит из чистого сердца и от нерассеянного ума. Поэтому христианин должен употреблять все свои усилия на то, чтобы во время молитвенного правила не дать уму и сердцу рассеиваться и удаляться от Бога, чтобы быть сосредоточенным и устремленным к Небу.
 
По материалам книги Н.В. Маслов. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) 
 
 
 

Написать комментарий