Память митрополита Зиновия, в схиме Серафима (Мажуги)

Память митрополита Зиновия, в схиме Серафима (Мажуги)

В 1985 году 8 марта почил святитель Зиновий, в схиме Серафиме (Мажута). Со  дня его кончины прошел уже 31 год.  Окончил жизнь архиереем Грузинской церкви, прослужив 35 лет в храме Александра Невского в Тбилиси. Начинал же свой путь владыка в Глинской пустыни в году 1914.

А через два года послушник Захария был призван в действующую армию. В марте 1921 года он принял монашеский постриг. Затем, в 1922 году, после закрытия обители о. Зиновий перебрался в Абхазию, в Сухуми. С 1925 по 1930 год служил там в церквисвятителя Николая.

Затем последовал арест и работа на Беломорско-Балтийском канале до 1934 года. Далее — служба в Ростове-на-Дону в течение двух лет, после чего о. Зиновий вернулся в Сухуми и прожил там до 1942 года, когда перебрался в Тбилиси. Дальнейшее служение о. Зиновия проходило в Грузии, 30 декабря 1955 года он был рукоположен во епископа. А в 1972 году возведен в сан митрополита. После вторичного закрытия Глинской пустыни служил в Грузии, духовно окормлял абхазских пустынников. Это был старец высокой духовности, его душа была озарена благодатью, обильно изливавшейся на всех, кто к нему обращался. Имея явный дар прозорливости, владыка открывал многим волю Божию. Его богослужения отличались высочайшим благоговением.  

Незадолго до смерти Владыка принял схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Последнюю литургию он отслужил в день преподобного Серафима Саровского 1-ого августа 1984 г. и почувствовал, что ноги отказывают. А 19 декабря, в день памяти святителя Николая, Владыка последний раз вышел в храм, был на молебне. В последнюю ночь перед кончиной он сказал келейнику: «я от вас ухожу». В это же время попросил остаться игуменов Филарета и Вениамина. Его соборовали, причастили и во время чтения канона на исход души он тихо скончался на 87 году жизни 8 марта 1985 г. Отпевали его монашеским чином. Возглавил собор иерархов и священнослужителей, собравшихся на отпевание патриарх Илия II. Пели два хора - русский и грузинский.Множество народа собралось проводить Владыку.

Патриарх Илия II сказал прочувствованное слово, выразив в нем свою веру в то, что «он не оставит всех нас в своих молитвах». Многие по вере своей получали помощь в своих трудных обстоятельствах, приходя к надгробию Владыки и прося его молитв. Он и сам перед кончиной, успокаивая келейника, говорил: «Я ухожу, но там (указывая на небо) буду за вас молиться». 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых схимитрополита Серафима (Мажуга). По постановлению Священного Синода его память совершается в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских – 9 сентября (22 сентября по н. ст.).    

Память высокопреосвященнейшего Зиновия митрополита Тетрицкаройского в схиме Серафима

По случаю 25-летия со дня кончины святителя Зиновия (в схиме Серафима), прошли большие торжества в Глинской Пустыни и в Грузии, в стране, в которой старец Зиновий провел большую часть своей жизни. Торжественное Богослужение состоялось в храме св. Александра Невского.

 

Здесь же покоятся и честные останки святителя Зиновия (в схиме Серафима Мажуга),, напротив левого придела в честь святителя чудотворца Николая Мирликийского. На гробнице Владыки сделаны две надписи: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий митрополит Тетрицкаройский в схиме Серафим» А в нише стены храма над надгробием под стеклянную дверцу вставлена его келейная икона - копия Глинской чудотворной иконы Рождества Божией Матери.  Чудесные действия совершаются как на могиле, так и от вещей, принадлежавших ему при жизни. А многие люди исцеляются и получают просимое по молитвенному обращению к изображениям святого старца-святителя Зиновия на иконах.

 Воспоминания Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II о Владыке Зиновии, приуроченная к 25-летию со дня кончины святителя Зиновия 

 «Говорить о Владыке Зиновии можно очень много. Во-первых, Грузия спасла от преследования глинских монахов, когда они остались без монастыря. Некоторые из них приехали в Грузию. Святейший Патриарх Каллистрат их принял с любовью и, фактически, Святейший и Блаженнейший Патриарх спас глинских монахов, в том числе и Владыку Зиновия. Все титулы, которые он имел, он получил в Грузии: архимандритство, епископство, митроплитство. Он был выдающимся человеком и очень мудрым, корректным. Он знал, где что сказать. Он принял участие в моем восхождении по духовной линии. Когда я прибыл сюда будучи студентом 2-го курса Московской духовной академии для пострига, то Святейший и Блаженнейший Патриарх – Католикос всея Грузии Мелхиседек III поручил Владыке Зиновию совершить мой монашеский постриг. Это было 16 апреля 1957 года. 
Тогда ещё грузинских монахов не было. Ни один грузин не участвовал в моем постриге. Матушки были, особенно выделялась матушка Феофания. Они меня покрывали мантией. Они все были приезжие. Во время преследования как-то в Грузии легче было. И вот, я ждал, каким именем назовут меня, и услышал имя Илия. Был Ираклий, а стал Илия. Ираклий – это сила физическая, Геракл отсюда происходит, а Илия – сила Божия, духовная. Духовная сила заменила физическую. Постриги Владыка совершал в Александро-Невской церкви. Святейший Патриарх звонил ему. Когда Владыка меня постригал, то перед этим Патриарх позвонил Владыке Зиновию и сказал: «К вам придет студент духовной академии. Совершите постриг». 
Я помню, думал, что меня оставят на ночь после пострига в Александро-Невском храме. Кончился постриг. Мне было очень тяжело. Какая-то борьба была внутренняя. Я чувствовал, что все, уже мир закрыт от меня. Мы зашли в келию Владыки. Он мне подарил скуфью, четки и сказал: «вызовите такси, чтобы он поехал на квартиру». Я приезжаю. Я ушел светским человеком, а пришел в рясе, в подряснике, в клобуке. Наша родственница посмотрела на меня и говорит: «Ты во что оделся?» Она была верующей, но не знала церковных обычаев. Это был вторник Страстной недели, а в четверг Святейший и Блаженейший Мелхиседек рукополагал меня во диакона. В среду утром Владыка Зиновий меня представил Патриарху. Ему очень понравился этот молодой человек. И Святейший сказал: «Если бы я имел 10 таких же молодых монахов, то я был бы самым счастливым». 

Но, к сожалению, я был один. После рукоположения вся эта тяжесть ушла. Как будто у меня выросли крылья. Я не хотел уходить из Сионского Собора. Все ушли, а я остался. Я все убрал в алтаре, потом вышел, чтобы приложиться ко кресту святой Нины, клобуком задел лампаду, и вся лампада вылилась на меня. С одной стороны, мне говорили, что это благодать сошла, а я переживал – как я поеду в академию в масленом подряснике, рясе и клобуке? Что интересно, я приехал домой к этой нашей родственнице, вытер чистым полотенцем, и никакого пятна не осталось. И в этой рясе и подряснике я окончил академию. Это было чудо. Масло всегда оставляет пятна, но ни одного пятна не осталось. 

Владыка Зиновий был очень милостивым. Он помогал студентам, и мне в том числе. Когда приходили к нему, то он обязательно подарит деньги, четки или еще что-то. Когда умирал Святейший Патриарх Давид, то Владыка позвонил мне, еще когда Святейший болел. Я в Боржоми отдыхал в гостинице. Он сообщил, что Патриарху плохо и сказал: «приезжай». Действительно, Патриарх лежал в больнице. У него была гангрена ноги – ему собирались отрезать ногу. Несколько епископов было. Я был митрополитом и Владыка Зиновий тоже был митрополитом. Мы им сказали: «Вы можете представить себе Патриарха без ноги? - нет! И если вы сделаете операцию, то сколько процентов вы даете, что он будет жив?». Врачи сказали, что один процент из ста. И он скончался. Это были очень тяжелые дни. Во-первых, такое горе, во-вторых, некоторые хотели захватить  Патриархию. Владыка Зиновий принимал активное участие против таких поползновений. Я стал Местоблюстителем Патриаршего Престола.

На заседании Священного Синода Владыка первым назвал меня как кандидата в Патриархи. Был очень милостивым. Когда мы были студентами, он присылал нам посылки с фруктами, с сушеным инжиром. Мы действительно нуждались во фруктах. В России мало было фруктов. Владыка был большим молитвенником, духовным человеком. И его помощь я и сейчас чувствую. Это выдающаяся духовная личность. Много можно говорить и очень много воспоминаний. Он был как ребенок, такой чистый. Я спрашивал его: «Ну как Владыка вы себя чувствуете?». А он говорит: «колотит» - значит холодно ему. У меня есть две панагии и крест. Он подарил их мне с подписью ко дню интронизации. Я очень рад, что он находится у нас, и мы очень его почитаем. Матушка Нина была хранительницей его. Но я не помню, чтобы она мне хоть раз отказала. Многие хотели посетить Владыку, а она не пускала. А когда я приду, она сразу пускала.

Однажды был случай. Когда я был рукоположен, я вернулся в академию. Мне было 24 года тогда. Через некоторое время получаю телеграмму: «По благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека III приезжайте в Тбилиси. С братской любовью, епископ Зиновий». Тогда я подумал, что значит с братской любовью? Я диакон, а он – епископ. Оказывается, хотели меня рукополагать в епископа, но некоторые члены Синода сказали: «зачем отрывать его от учебы? Он учится хорошо. Пусть заканчивает учебу, а потом будем думать о епископстве». Вместо меня рукоположили епископа Наума в Кутаиси. На кутаисскую кафедру хотели меня поставить в 24 года. Патриарх Антоний из царской семьи стал в Патриархом в 21 год. Можно быть пожилым и неготовым к этому. Слава Богу, что все было по воле Божией. 

Главное, Церковь не была готова. Кончина Патриарха – это очень ответственный период. Патриарх должен думать о том, чтобы подготовить Церковь к смене Патриарха и он должен оставить завещание, тогда смена Патриарха более безболезненно происходит. У нас по Уставу Патриарх пишет завещание, кто должен стать Местоблюстителем Патриаршего Престола. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Давид мне почему-то говорил: «Я написал завещание на тебя». Я ему сказал: «зачем вы мне это говорите?». А когда умер Патриарх, то завещания не оказалось, поэтому были такие люди, которые хотели захватить Престол, писали телеграммы в Москву Брежневу, Куроедову о том, что Илия – это антисоветский элемент и так далее. Владыка Зиновий всегда меня поддерживал.

Он был очень дальновидный человек. Он не имел высшего образования, но был очень мудрым, бесконфликтным человеком. Всегда, если что-то не так, то он промолчит. Я помню одно из заседаний Синода, на котором встал один митрополит Шио и потребовал лишения сана Владыки Николая и Владыки. Он так громко говорил, а Владыка обратился ко мне и сказал: «Какой он жестокий». Владыка Зиновий был милостивым человеком и милосердным. Он был в ссылке, но не рассказывал мне о ссылке. Мы говорили о будущем, о настоящем.

У нас есть две иконы: святителя Николая и святого великомученика Георгия. Я их называю членами Синода. Они всегда стоят на столе, и мы на них всегда смотрим и молимся. Я помню, что за такие грубые выпады этого митрополита мы хотели снять его с Батумской кафедры, и он что-то громко говорил, а я посмотрел на икону святителя Николая и в душе сказал: «ты сам управишь!», и он встал и вышел. 

Украинская Церковь причислила его к лику святых еще в прошлом году (25 марта 2010 года) вместе с отцом Серафимом и отцом Андроником. Митрополит Зиновий провел большую часть жизни на Иверской земле. В будущем и у нас канонизация будет. Так что большие воспоминания о Владыке. Владыка Зиновий всегда меня поддерживал. Владыка Зиновий – мой духовный отец. И сейчас он, я повторяю, помогает мне в несении этого тяжелого креста».  

 

07.03.2010г. Тбилиси. (Расшифровка аудиозаписи из архива Зиновия Чеснокова)                                                                                           

 

Написать комментарий