ЖИЛИЩЕ СВЯТОСТИ

ЖИЛИЩЕ СВЯТОСТИ

Слово о смирении, святитель Иаков Низибийский

Смирение всегда прекрасно. Оно освобождает людей от всех мучительных забот. Плоды его изобильны, вожделенны. От него раждается простосердечие, коим Ной угодил Богу и получил спасение, так как написано: «Видех тя праведна предо Мною и проста в роде сем» (Быт.7:1). Какими похвалами украшает­ся смирение! Писание говорит, что «кроткие наследят землю и вселятся в ней во веки веков». Также Господь говорит устами пророка Исаии: «В ком упокоюсь, или в ком вселюся, токмо в кротких и смирен­ных, и трепещущих словеси Моего». И еще: «Лучше кроткодушен со смирением, нежели иже стяжавает град». Опять: «Смиренныя утверждает Господь в славе». И о Мо­исее муже верном написано: «Человек Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли».


Смирение есть знак и выражение доброты и благочестия. Любящие добродетель сию получают чрез нее дары многочислен­ные. В смиренных открывается милосердие. Смирение есть жилище святости. Смиренные бывают опытны, и уста их изливают мудрость. Смирение даст смысл и разум, и сердце наполняет восторгом.

Хощешь ли научиться воздержанию и терпению? Ищи образца для сего в смиренных. Они служат примером уединен­ной, подвижнической жизни.

Смирен­ный любезен во всем; слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость.


Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякаго зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен.

Смирен­ный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такия слова не вошли в его сердце.

Мысль смиреннаго устремляется ко всему благому, а тщательность духа спешит осуществить благое. Он пьет Божественное учение, как воду; и мудрость, как елей, проникает внутренность его.


Смирен­ный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там, где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен выспрь, на красоту неба.


Смиренный всегда опасается, чтобы как-нибудь не слетело с языка мстительное слово в порицание кого-нибудь.

Смиренный привержен к закону Господню, и в нем находит врачевство потребное для души своей.


Смиренный радуется о счастии ближняго своего, и заботит­ся об нем, как о себе самом. Встречается ли он с гордым? его кротость пленяет и связывает дух надменнаго. Смирение разрушает укрепленные замки, смягчает ярость, обезоруживает злобу.


Смиренные далеки от всякой зависти, злаго соперничества и безпокойнаго искательства. Величавость гордости для них отвратительна, упорное непослушание им чуждо. Удаляя от себя лож, они непричастны злословия.


Как сыны мира и согласия, ненавидят и изгоняют вражду; как неусыпные ревнители добраго имени, чуждают­ся всякаго легкомыслия.

Они не знают лукавства, любят искренность и чистосердечие.

Они спокойны, ибо живут надеждою успокоения.


Как сами сделались чуждыми для сего мiра, так чужды для них и шумныя его занятия.

Уничижение, насажден­ное во глубине души, оплодотворяет их веру и любовь.


Охотно открывают и расточают свое имущество, никогда не оставляют в сокровищнице и не скрывают сребра своего.

Любят скорби настоящей жизни, надеясь чрез то освободиться от мучений вечных.


Человек не может служить двум господам. Какое общение у гордости с смирением? Что общаго у гневливости с кротостию? Какое соучастие у лености с прилежанием, у заботливости с спокойствием? Кто предается удовольствию и утехам в сей жизни, тот лишится их в будущем веке. И всякой, кто любит смирение, вознесется и возвеличится в царстве славы.


Зло несовместно с добром, мрак противен свету, дружество – неприязни; смирение ничего не имеет общаго с завистию и рвением, безмолвие – с строптивостию. Зло не может сопротивляться добру; мрак бежит, когда является свет; сладость прогоняет горечь; кротость побеждает притворство; молчаливость уничтожает споры.

Одно средство к предостережению себя от злобы завистников – молчание и терпение. Они получат ужасное воздаяние.

Не отворяй для гнева двери, то есть, уста твои, и не искажай им лица твоего, не давай ему языка, дабы он не произвел горьких плодов; пусть умрет его изчадие, пусть злые помыслы уничтожатся в самом начале своем.


Надобно, чтобы слово несколько дней обращалось в сердце твоем: если найдешь его достойным, передай языку; если же нет, то пусть оно умрет в сердце твоем и погребено будет в твоих помышлениях.


Люби смирение, оно твердо, как железная стена; стяжи трезвение и плоды благотворительности. Душа, питающаяся ими, насыщается, веселится и торжествует.

Всякое древо познает­ся от плода своего: человеческия мысли обнаруживают­ся посредством слов. Мудрый из слов узнает мысли того, с кем обращает­ся; ибо уста говорят от избытка сердца.


Муж Богобоязливый находит удовольствие только в размышлении о законе Господа своего.

Смиренный не смущается, если здесь встретится ему какая-нибудь неприятность; ибо он привык быть довольным своим состоянием. Но как тяжело бывает надменному, неумеющему смирять себя, когда случится с ним какое нибудь несчастие!


Много друзей у смиреннаго, но никто не спрашивает о его здоровье. Многие проповедуют его славу, но собственное смирение открывает ему только нечистоты грехов его. Что скрывается в его сердце, того он никому не сказывает. Он непоколебимо стоит на пути своем и углубляется в премудрость. Его ум занят предметами возвышенными, небесными. Надобно со вниманием слушать слово смиреннаго; ибо оно взвешено в мыслях его.


Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, Кто любит жить в кротких и смиренных.

Тщательно сохраняй Господа, в тебе обитающаго, и не впускай в сердце твое ничего такого, что Ему неприятно, враждебно. Он хощет жить в человеке один; злыя помышления не должны при Нем присутствовать. Язык, коим ты прикасаешься к ранам Господа своего, должен любить молчание; уста, коими лобызаешь Царя мира, должны остерегаться от раздора; ничто гнилое не должно исходить из них: иначе и Христос оставит тебя и удалится.

Написать комментарий