Преподобный Феодор Освященный

Преподобный Феодор Освященный

Свя­той Па­хо­мий был уже вез­де из­вест­ным ав­вою, ко­гда Фе­о­дор Освя­щен­ный был еще маль­чи­ком. Он по­лу­чил све­де­ния о Па­хо­мии, жи­вя уже в од­ном из мо­на­сты­рей и с юно­ше­ским жа­ром стре­мясь к выс­ше­му со­вер­шен­ству.

Фе­о­дор был сын бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей. На две­на­дца­том го­ду от рож­де­ние он еже­днев­но хо­дил в шко­лу, по же­ла­нию от­ца. Он был бо­лее всех де­тей лю­бим ма­те­рью за свой ум и бла­го­че­стие. Од­на­жды в празд­ник Бо­го­яв­ле­ния его ро­ди­те­ли при­го­то­ви­ли пре­крас­ные ку­ша­нья, по­ста­ви­ли раз­ные ви­на, во всех ком­на­тах разо­стла­ли ков­ры. Юной Фе­о­дор, уви­дав тор­же­ствен­ную об­ста­нов­ку до­ма и рос­кош­ный стол, при­шел в силь­ное сму­ще­ние от од­ной мыс­ли. Он ска­зал се­бе: «ес­ли ты бу­дешь есть эти ку­ша­нья, то Бог не да­ру­ет те­бе благ бу­ду­щей жиз­ни». Крайне взвол­но­ван­ный этою мыс­лию, маль­чик ухо­дит в уеди­нен­ное ме­сто, ста­но­вит­ся на ко­ле­ни и со сле­за­ми мо­лит­ся Спа­си­те­лю.

– Я не хо­чу, – го­во­рил он, – этой тлен­ной пи­щи, ко­то­рая ве­дет к ги­бе­ли; но я же­лаю Те­бя Еди­но­го с те­ми бла­га­ми, ко­то­рые Ты на­зна­чил вер­ным в дру­гом ми­ре.

Он дол­го со сле­за­ми по­вто­рял эти сло­ва. В это вре­мя мать ищет его по все­му до­му. Ожи­да­ли Фе­о­до­ра к сто­лу, и ни­кто не на­чи­нал есть. Най­дя его и за­ме­тив­ши на ли­це его слё­зы, мать с неж­ною лю­бо­вью го­во­рит ему:

– Ты пла­кал, сын мой! где ты был? мы те­бя ис­ка­ли.

Фе­о­дор от­ве­тил, что с ним ни­че­го не слу­чи­лось. Мать зо­вёт его обе­дать, при­бав­ляя, что, ес­ли он не станет есть, то и ни­кто не ся­дет за стол. Фе­о­дор ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от вку­ше­ния празд­нич­ной пи­щи. Он еще неко­то­рое вре­мя жил в до­ме ро­ди­те­лей, пре­да­ва­ясь по­сту, мо­лит­ве и пла­чу. От этих слёз у юно­го Фе­о­до­ра да­же за­бо­ле­ли гла­за. Он в это вре­мя про­дол­жал хо­дить в шко­лу. Но вот при­хо­дит ко­нец это­го го­да. Неда­ле­ко от се­ле­ния, где жи­ли ро­ди­те­ли Фе­о­до­ра, был один мо­на­стырь. Здесь каж­дый брат жил от­дель­но от дру­гих, в сво­ей кел­лии. Фе­о­дор явил­ся сю­да и стал жить от­шель­ни­ком. Его здесь ско­ро все по­лю­би­ли за его ум, бла­го­че­стие и скром­ность.

В том мо­на­сты­ре, где по­се­лил­ся пре­по­доб­ной Фе­о­дор, бы­ло обык­но­ве­ние каж­дый день ве­че­ром по­сле тра­пезы со­би­рать­ся вме­сте для ду­хов­ной бе­се­ды. Го­во­ри­ли о том, что ко­му при­шлось узнать из Свя­щен­но­го Пи­са­ния или услы­шать, ес­ли это мог­ло по­слу­жить к об­ще­му на­зи­да­нию. Эти бе­се­ды мог­ли да­вать обиль­ную пи­щу для ду­ши и предо­хра­ня­ли от празд­ных бе­сед или увле­че­ние дур­ны­ми по­мыс­ла­ми. Во вре­мя од­ной из та­ких бе­сед один инок, по­се­тив­ший недав­но Па­хо­ми­ев мо­на­стырь, вспом­нил объ­яс­не­ние од­но­го ме­ста из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, слы­шан­ное им от Па­хо­мия. Этот инок с вос­тор­гом рас­ска­зы­вал о по­ряд­ках Та­вен­ни­сий­ско­го об­ще­жи­тия, о том, с ка­кой лю­бо­вью его там встре­ти­ли, а бо­лее все­го о са­мом Па­хо­мии. Осо­бен­но вни­ма­тель­но, по обык­но­ве­нию, слу­шал юный Фе­о­дор, сам все­гда хра­нив­ший мол­ча­ние. По­сле та­кой вос­тор­жен­ной ре­чи о Па­хо­мии Фе­о­дор вос­пла­ме­нил­ся же­ла­ни­ем уви­деть ве­ли­ко­го ав­ву. Остав­шись один, он с ве­ли­ким жа­ром мо­лил­ся. Вот со­дер­жа­ние мо­лит­вы юно­го по­движ­ни­ка:

– Бо­же, Гос­по­ди, Тво­рец вся­кой ве­щи! Ес­ли Ты услы­шишь ме­ня и да­ру­ешь мне то, о чем я Те­бя про­шу; ес­ли Ты дашь мне воз­мож­ность уви­деть Тво­е­го слу­жи­те­ля Па­хо­мия; то я бу­ду слу­жить Те­бе во все дни жиз­ни мо­ей и не укло­нюсь от Те­бя до дня мо­ей смер­ти. Да бу­дет во­ля Твоя, но сде­лай ме­ня до­стой­ным ви­деть Тво­е­го слу­жи­те­ля!

Он це­лую ночь не мог уснуть, от­да­ва­ясь раз­мыш­ле­ни­ям о сви­да­нии с ве­ли­ким учи­те­лем мо­на­хов. До утра он не один раз вста­вал, со сле­за­ми умо­лял Гос­по­да сде­лать его до­стой­ным ви­деть Па­хо­мия. По­том он по­шел в кел­лию то­го бра­та, ко­то­рой был в Та­вен­ни­си, и про­сил его непре­мен­но рас­ска­зать ему по­дроб­нее о жиз­ни Па­хо­мия, о тех пра­ви­лах, ка­кие он дал ино­кам. Брат по­дроб­но озна­ко­мил его с тем, что он знал о Па­хо­мии, его жиз­ни и пра­ви­лах. С это­го вре­ме­ни, Фе­о­дор еще на­пря­жен­нее мо­лил­ся Бо­гу, чтобы Он удо­сто­ил его уви­деть Па­хо­мия. Фе­о­дор на­де­ял­ся при по­сред­стве Па­хо­мия луч­ше по­знать Бо­га и Его свя­тую во­лю.

В это вре­мя Фе­о­дор за­бо­лел. Ро­ди­те­ли но­си­ли ему пи­щу. Фе­о­дор от­ка­зы­вал­ся от нее. Но вот бо­лезнь его уси­ли­лась. Ро­ди­те­ли взя­ли его из мо­на­сты­ря до­мой. Он и не за­ме­тил это­го, бу­дучи от бо­лез­ни неко­то­рое вре­мя без со­зна­ния. При­дя в се­бя, он очень огор­чил­ся тем, что уви­дал се­бя сно­ва в до­ме ро­ди­те­лей. Ро­ди­те­ли, убе­див­шись в твёр­до­сти его ре­ше­ния, воз­вра­ти­ли его в мо­на­стырь. Те­перь уже са­ми ино­ки усерд­но за­бо­ти­лись о юном по­движ­ни­ке до са­мо­го его вы­здо­ров­ле­ния.

Про­шло еще че­ты­ре ме­ся­ца, и Фе­о­дор не пре­кра­щал сво­ей мо­лит­вы о сви­да­нии с Па­хо­ми­ем. В это вре­мя в мо­на­стырь, где жил Фе­о­дор, при­шел ав­ва Пе­чош (или Пе­ку­сий), инок Па­хо­ми­е­ва мо­на­сты­ря. Ему по­ру­че­но бы­ло во вре­мя пре­бы­ва­ния здесь слу­жить ино­кам. Его сми­ре­ние, его мо­лит­вен­ное на­стро­е­ние, всё его по­ве­де­ние вы­зва­ли у всех ино­ков удив­ле­ние и ува­же­ние, и серд­ца всех неволь­но рас­по­ла­га­лись к Пе­чо­шу. Ко­неч­но, и Фе­о­дор по­зна­ко­мил­ся с ним. Он уви­дел, что при по­сред­стве это­го ав­вы ему лег­че все­го осу­ще­ствить свое же­ла­ние. Он и про­сил Пе­чо­ша по­мочь ему в этом. Пе­чош, од­на­ко, не ре­шил­ся взять Фе­о­до­ра с со­бою, опа­са­ясь гне­ва ро­ди­те­лей от­ро­ка. Фе­о­дор был твёрд в сво­ем на­ме­ре­нии. Ко­гда ав­ва Пе­чош с неко­то­ры­ми ино­ка­ми сел в лод­ку, чтобы от­пра­вить­ся в Па­хо­ми­ев мо­на­стырь, Фе­о­дор идет вслед за ни­ми пеш­ком. Всё еще не за­ме­ча­е­мый, он шел по бе­ре­гу Ни­ла не на боль­шом рас­сто­я­нии от лод­ки. На­ко­нец, неко­то­рые ино­ки за­ме­ти­ли его. Они ука­за­ли на него ав­ве Пе­чо­шу, вспом­нив­ши, что имен­но он про­сил ав­ву взять и его с со­бою в лод­ку. При­бы­ли на­ко­нец в Та­вен­ни­си. Уви­дев сте­ны оби­те­ли, Фе­о­дор воз­бла­го­да­рил Гос­по­да за ис­пол­не­ние сво­е­го же­ла­ния и в ра­до­сти це­ло­вал эти сте­ны. Уви­дев са­мо­го Па­хо­мия, он со сле­за­ми вос­тор­жен­ной ра­до­сти при­вет­ство­вал ве­ли­ко­го стар­ца. Па­хо­мий ука­зал ему на Гос­по­да, Ко­то­рый ис­пол­нит вся­кое же­ла­ние его бла­го­че­сти­во­го серд­ца, по­то­му что он ра­ди Гос­по­да оста­вил мир. Фе­о­дор остал­ся в Та­вен­ни­си, го­то­вой ис­пол­нять все пра­ви­ла ино­че­ской жиз­ни и под­чи­нять­ся во всем во­ле сво­их ру­ко­во­ди­те­лей. Ему бы­ло толь­ко че­тыр­на­дцать лет. Шел уже пя­тый год со дня ос­но­ва­ния Па­хо­ми­е­ва об­ще­жи­тия.

По рас­ска­зу епи­ско­па Ам­мо­на, при­ход Фе­о­до­ра в Та­вен­ни­си был пред­ска­зан с точ­но­стью са­мим Па­хо­ми­ем.

По­се­лив­шись в Та­вен­ни­си, Фе­о­дор стал про­яв­лять ве­ли­чай­шую рев­ность об уго­жде­нии Бо­гу. Счаст­лив был юный по­движ­ник, что по­уче­ние и част­ные бе­се­ды Па­хо­мия ука­зы­ва­ли ему вер­ный путь к до­сти­же­нию ино­че­ско­го со­вер­шен­ства, а весь строй жиз­ни в об­ще­жи­тии не да­вал осла­беть его рев­но­сти.

Од­на­жды в бе­се­де с бра­ти­я­ми пре­по­доб­ный Па­хо­мий вы­ска­зал та­кую мысль: «ес­ли бы че­ло­век вла­дел ис­тин­ным ве­де­ни­ем, то он не со­гре­шил бы ни про­тив Бо­га, ни про­тив сво­е­го ближ­не­го». Ду­ша Фе­о­до­ра вос­пла­ме­ни­лась же­ла­ни­ем при­об­ре­сти это ис­тин­ное ве­де­ние. Вме­сте с тем он очень скор­бел, ду­мая, что ему труд­но бу­дет до­стиг­нуть ис­пол­не­ние сво­е­го же­ла­ния. Он усерд­но про­сил Бо­га да­ро­вать ему ис­тин­ное ве­де­ние, сми­рен­но со­зна­ва­ясь в сво­ем недо­сто­ин­стве, в сво­ем бес­си­лии по­знать ис­ти­ну.

– Гос­по­ди, – го­во­рил он в мо­лит­ве, – Гос­по­ди, к Ко­то­ро­му я при­бег! Дай мне ве­де­ние, как Ты обе­щал тем, кто воз­лю­бит Те­бя, чтобы мне де­лать всё то, что мо­жет удо­вле­тво­рить Те­бя.

Фе­о­дор да­же ча­сто пла­кал о том, что он да­лек от ис­тин­но­го ве­де­ния. Па­хо­мий в глу­бине ду­ши ра­до­вал­ся этим сле­зам юно­ши, по­ощ­рял его стрем­ле­ние к при­об­ре­те­нию ис­тин­но­го ве­де­ния. При встре­чах он не раз го­во­рил Фе­о­до­ру:

– Ста­рай­ся при­об­ре­сти ис­тин­ное ве­де­ние.

Од­на­жды но­чью он при­звал Фе­о­до­ра, ко­гда яр­ко све­ти­ла лу­на. От это­го чуд­но­го неба с его све­ти­лами об­ра­щая мысль юно­ши к неви­ди­мо­му Твор­цу вся­че­ских, ав­ва Па­хо­мий ска­зал Фе­о­до­ру:

– Бой­ся Его во все дни тво­ей жиз­ни; знай, что имен­но Он со­тво­рил нас со все­ми тво­ре­ни­я­ми, и что мы в Его ру­ке. Ко­гда ты бу­дешь иметь страх Бо­жий и ду­мать, что Бот ви­дит те­бя в каж­дое мгно­ве­ние, смот­ри, не со­гре­шай про­тив Него, и та­ким об­ра­зом те­бе бу­дет по­сла­на от Него вер­ная по­мощь. Воз­да­вай Ему сла­ву каж­дый день.

Обиль­ные слё­зы под­твер­жда­ли ис­крен­ность их бе­се­ды. Мо­лит­вою они за­кон­чи­ли об­мен мыс­лей о Бо­ге и об уго­жде­нии Ему. По­доб­ные бе­се­ды они ве­ли не один раз. Для Фе­о­до­ра, юно­ши чрез­вы­чай­но вос­при­им­чи­во­го, пы­лав­ше­го свя­тою рев­но­стью об уго­жде­нии Бо­гу, каж­дое сло­во свя­то­го Па­хо­мия име­ло боль­шое зна­че­ние: в его ду­ше не толь­ко укреп­ля­лись бла­го­че­сти­вые чув­ство­ва­ния и стрем­ле­ния, но и раз­ви­ва­лась ду­хов­ная муд­рость. Па­хо­мий сво­и­ми бе­се­да­ми, осо­бен­но близ­ким об­ще­ни­ем с Фе­о­до­ром, пред­на­ме­рен­но или нена­ме­рен­но, при­го­тов­лял Фе­о­до­ра к бу­ду­ще­му слу­же­нию мо­на­хам уже в ка­че­стве их ру­ко­во­ди­те­ля в ду­хов­ной жиз­ни.

Как вни­ма­те­лен был пре­по­доб­ной Па­хо­мий к каж­до­му де­лу и да­же сло­ву Фе­о­до­ра, как твёр­до он вел юно­го по­движ­ни­ка к выс­ше­му со­вер­шен­ству!

Од­на­жды Фе­о­дор встре­тил од­но­го бра­та с ков­ром на пле­чах, воз­вра­щав­ше­го­ся с ка­ко­го-то мо­на­стыр­ско­го по­слу­ша­ния. Фе­о­дор спро­сил его, от­ку­да он идет. Па­хо­мий услы­шал этот во­прос. По­до­звав к се­бе Фе­о­до­ра, он ска­зал ему:

– Фе­о­дор, смот­ри, будь гос­по­ди­ном сво­е­го серд­ца в каж­дое мгно­ве­ние. Не спра­ши­вай у бра­та: от­ку­да ты идешь? Это мо­жет вой­ти в при­выч­ку. Что за на­доб­ность так го­во­рить? Ведь это сло­во не слу­жит ни для уте­ше­ния, ни для спа­се­ния.

Фе­о­дор ча­сто вспо­ми­нал это на­став­ле­ние сво­е­го учи­те­ля, при­да­вая ему боль­шое зна­че­ние: он знал, что вер­ность в ма­лом ве­дет к вер­но­сти и в боль­шом и тре­бу­ет­ся за­по­ве­дью Спа­си­те­ля.

Как-то Фе­о­дор стал жа­ло­вать­ся Па­хо­мию на то, что у него силь­но бо­лит го­ло­ва. Па­хо­мий на это ска­зал ему, что ве­ру­ю­щий че­ло­век не дол­жен ни­ко­му го­во­рить о сво­их те­лес­ных неду­гах, кро­ме тех слу­ча­ев, ко­гда бо­лез­ни нель­зя скрыть от дру­гих, но и по­доб­ные бо­лез­ни на­доб­но пе­ре­но­сить с долж­ным тер­пе­ни­ем. Ведь и воль­ные, и неволь­ные стра­да­ния со­став­ля­ют как бы му­че­ни­че­ство. Да и во­об­ще нуж­но умерщ­влять свое те­ло из люб­ви к Бо­гу. Это на­став­ле­ние Па­хо­мия пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­нял с глу­бо­чай­шею ве­рою и стал уже скры­вать от лю­дей ту го­лов­ную боль, ко­то­рою дол­го стра­дал. Ему при­шлось еще два­дцать лет вы­но­сить эту боль, но уже ни­кто не слы­шал от него жа­ло­бы. Фе­о­до­ра по­се­ща­ли и дру­гие бо­лез­ни, бо­лее или ме­нее про­дол­жи­тель­ные, на­при­мер, боль в ушах, ли­хо­рад­ка, глаз­ная бо­лезнь: он все пе­ре­но­сил мол­ча и бла­го­душ­но. И во­об­ще ни­кто из ино­ков не умерщ­влял се­бя так, как Фе­о­дор, ко­то­рой тща­тель­но скры­вал свои по­дви­ги от лю­дей. Еже­днев­но он вку­шал пи­щу лишь позд­но ве­че­ром, а ино­гда по­стил­ся по два дня сря­ду, вку­шая пи­щу лишь к кон­цу вто­ро­го дня. Ино­гда он при­ни­мал пи­щу, но не упо­треб­лял во­ды по два дня сря­ду. Ва­ре­ную пи­щу он вку­шал толь­ко в слу­чае бо­лез­ни. От упо­треб­ле­ния при­ят­ных на вкус пло­дов он во­об­ще удер­жи­вал­ся. Но ес­ли бра­тия вку­ша­ли фини­ки, он так­же ел их вме­сте с мо­на­ха­ми, да­же брал с со­бою до­воль­но мно­го, но съе­дал по­том не бо­лее двух. Но­чи он лю­бил про­во­дить в бодр­ство­ва­нии. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор в ко­рот­кое вре­мя успел стя­жать мно­го пло­дов ду­хов­ных.

Фе­о­дор всею ду­шою при­вя­зал­ся к сво­е­му ве­ли­ко­му стар­цу пре­по­доб­но­му Па­хо­мию и к сво­им спо­движ­ни­кам ино­кам. Все они бы­ли род­ные ему по ду­ху, и все они так­же лю­би­ли его. Но юный по­движ­ник со­всем был чужд при­стра­стия к род­ным по пло­ти: они по­чти не су­ще­ство­ва­ли для Фе­о­до­ра, они не мог­ли от­влечь его от люб­ви к Па­хо­мию и мо­на­хам.

Как Фе­о­дор бо­ял­ся род­ствен­ных при­стра­стий, по­ка­зы­ва­ет сле­ду­ю­щий слу­чай. Шел уже де­ся­тый год с то­го дня, как он при­шел в Та­вен­ни­си. Его мать, дав­но же­лав­шая ви­деть сы­на, при­шла сю­да с пись­мом от епи­ско­па об­ла­сти Эсне. Свя­ти­тель про­сил Па­хо­мия раз­ре­шить этой жен­щине сви­да­ние с ее сы­ном. Про­чи­тав пись­мо епи­ско­па, Па­хо­мий го­во­рит Фе­о­до­ру, чтобы он шел на сви­да­ние с ма­те­рью, так как это­го очень же­ла­ет мать и про­сит об этом епи­скоп. Но Фе­о­дор не ре­шил­ся по­слу­шать­ся это­го при­ка­за­ния и ска­зал свя­то­му Па­хо­мию:

– Я спро­шу те­бя об од­ном. Ска­жи мне: ес­ли я пой­ду к ма­те­ри, то не ока­жусь ли я со­гре­шив­шим пред Гос­по­дом, по­то­му что не по­ви­но­вал­ся за­по­ве­дям, на­пи­сан­ным в Еван­ге­лии, так как Вла­ды­ка наш ска­зал: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, не до­сто­ин Ме­ня» (Мф.10:37).

Па­хо­мий ска­зал, что он во­все не хо­чет при­нуж­дать его на­ру­шить за­по­ведь Еван­ге­лия об от­ре­че­нии от род­ствен­ных при­стра­стий ра­ди со­вер­шен­но­го уго­жде­ния Бо­гу, но пред­ла­гал ему ид­ти на сви­да­ние с ма­те­рью по­то­му, что знал о ее сле­зах и опа­сал­ся, что и сам Фе­о­дор бу­дет опе­ча­лен скор­бью ма­те­ри. Па­хо­мий, при­зна­ва­ясь, что и он сам очень рад точ­но­му ис­пол­не­нию его уче­ни­ком за­по­ве­ди Бо­жи­ей, вы­ра­зил мысль, что и епи­скоп бу­дет рад это­му, так как имен­но епи­ско­пы учат то­му, что за­клю­ча­ет­ся в Еван­ге­лии. Неко­то­рые из бра­тий, же­лая до­ста­вить хо­тя ма­лое уте­ше­ние ма­те­ри Фе­о­до­ра, при­ду­ма­ли об­щую ра­бо­ту для мо­на­хов вне мо­на­сты­ря. На эту ра­бо­ту от­пра­вил­ся и Фе­о­дор. Мать бы­ла уте­ше­на тем, что хо­тя из­да­ли уви­де­ла меж­ду мо­на­ха­ми сво­е­го сы­на по­движ­ни­ка.

Од­на­жды, ко­гда Фе­о­дор был вне мо­на­сты­ря на ка­ком-то по­слу­ша­нии, явил­ся в мо­на­стырь род­ной брат его Па­ф­ну­тий. Он изъ­явил же­ла­ние сде­лать­ся мо­на­хом, но с тем усло­ви­ем, чтобы ему быть вме­сте с Фе­о­до­ром. Ко­гда Фе­о­дор воз­вра­тил­ся в оби­тель, ему пе­ре­да­ли сло­ва бра­та. Но рев­ност­но­му мо­на­ху ка­за­лось нехо­ро­шим, что брат его хо­чет быть мо­на­хом как буд­то толь­ко ра­ди него. По­это­му он не хо­тел и ви­деть бра­та. Од­на­ко Па­хо­мий убе­дил его не от­ка­зы­вать бра­ту в сви­да­нии. По­сле вза­им­но­го при­вет­ствия Фе­о­дор ска­зал бра­ту:

– Ес­ли ты при­шел сю­да ра­ди ме­ня, то воз­вра­тись ту­да, от­ку­да при­шел; ес­ли же ты при­шел ра­ди Бо­га, то по­че­му не со­гла­шал­ся сде­лать­ся мо­на­хом преж­де, чем я при­шел бы к те­бе?

С эти­ми сло­ва­ми Фе­о­дор тот­час оста­вил бра­та. Но Па­ф­ну­тий по­шел вслед за ним и, до­гнав его, ска­зал ему со сле­за­ми:

– Сколь­ко дней я ожи­дал тво­е­го при­хо­да, а ты, явив­шись, го­во­ришь мне та­кое же­сто­кое сло­во!

Фе­о­дор от­ве­тил ему:

– Ес­ли ты ра­ди ме­ня при­шел, чтобы сде­лать­ся те­перь мо­на­хом, то ты мог бы оста­вить мо­на­стыр­скую жизнь, ес­ли бы я ее оста­вил. Но ес­ли ты так по­сту­па­ешь по стра­ху Бо­жию, то вы­не­су ли я эту жизнь или нет – ты бу­дешь оста­вать­ся в мо­на­сты­ре по­сто­ян­но.

Фе­о­дор ввел бра­та в оби­тель. Вско­ре же, спро­сив кел­лию Фе­о­до­ра, Па­ф­ну­тий во­шел ту­да и сел. Уви­дев в сво­ей кел­лии бра­та, Фе­о­дор силь­но сму­тил­ся и ска­зал ему:

– Оста­вай­ся здесь: но я уже не хо­чу здесь жить из опа­се­ния, чтобы нам не быть по­хо­жи­ми на лю­дей, на­хо­дя­щих­ся друг с дру­гом в плот­ском род­стве. Поз­воль мне жить вбли­зи те­бя на­равне со все­ми бра­ти­я­ми, по­то­му что в этой оби­те­ли нет раз­ли­чия, мы все слу­жи­те­ли Бо­жии и де­ти на­ше­го ав­вы.

Су­ро­вые сло­ва Фе­о­до­ра страш­но огор­чи­ли его бра­та. Па­ф­ну­тий тот­час по­шел к свя­то­му Па­хо­мию и со сле­за­ми про­сил от­пу­стить его об­рат­но до­мой, так как для него невы­но­си­мо та­кое небрат­ское об­ра­ще­ние Фе­о­до­ра. То­гда Па­хо­мий при­звал Фе­о­до­ра и стро­го ска­зал ему:

– По­че­му ты го­во­рил с ним же­сто­ко? Неуже­ли ты не зна­ешь, что это мо­ло­дое рас­те­ние? Не ду­ма­ешь ли ты, что вся­кий, кто при­дет с тем, чтобы сде­лать­ся мо­на­хом, бу­дет уже иметь страх Свя­то­го Ду­ха? Ведь есть лю­ди, ко­то­рые при­хо­дят, чтобы спа­сать свои ду­ши, а дру­гие при­хо­дят по иным по­буж­де­ни­ям.

Па­хо­мий ука­зал Фе­о­до­ру, что ино­ки во вся­ком слу­чае долж­ны от­но­сить­ся к по­доб­ным лю­дям с пол­ным тер­пе­ни­ем, ожи­дая, что и они по­зна­ют на­ко­нец путь Бо­жий и оста­вят свое плот­ское муд­ро­ва­ние. На­ко­нец, Па­хо­мий про­сил Фе­о­до­ра быть ру­ко­во­ди­те­лем бра­та в жиз­ни мо­на­ше­ской, по­ка он сам не при­об­ре­тет ис­тин­но­го по­ни­ма­ния обя­зан­но­стей ино­ка.

На­хо­дясь под непо­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством свя­то­го Па­хо­мия и с неуто­ми­мою рев­но­стью ис­пол­няя все его на­став­ле­ния, Фе­о­дор ско­ро сде­лал­ся об­раз­цом для под­ра­жа­ния всем ино­кам. Пре­по­доб­ной Па­хо­мий да­же по­сы­лал к нему мно­гих ино­ков за на­став­ле­ни­ем и уте­ше­ни­ем. Сво­им муд­рым, пол­ным люб­ви сло­вом свя­той Фе­о­дор успе­вал уте­шать и успо­ка­и­вать мно­гих. Один инок не мог сне­сти стро­гих за­ме­ча­ний свя­то­го Па­хо­мия. Он го­тов был да­же по­ки­нуть брат­ство. Толь­ко свя­той Фе­о­дор на­шел спо­соб успо­ко­ить его.

– Не ты один тер­пишь, – ска­зал Фе­о­дор, – я так­же пе­ча­лен серд­цем из-за него, по­то­му что он ча­сто уко­рял ме­ня. Те­терь оста­нем­ся вме­сте, чтобы уте­шать друг дру­га, по­ка не уви­дим, не пе­ре­станет ли он уко­рять нас; а в про­тив­ном слу­чае мы пой­дем в дру­гое ме­сто.

Эти сло­ва успо­ко­и­ли ду­шу ино­ка. Тем вре­ме­нем Фе­о­дор всё со­об­щил Па­хо­мию тай­но от дру­гих. Спу­стя ме­сяц Фе­о­дор при­гла­сил это­го бра­та к Па­хо­мию. Ко­неч­но, Па­хо­мий с ве­ли­кою кро­то­стью и оте­че­скою неж­но­стью встре­тил двух мо­на­хов. Они оба успо­ко­и­лись: опе­ча­лен­ный преж­де Па­хо­ми­ем инок рад был, что ав­ва из­ме­нил свое от­но­ше­ние к нему, а Фе­о­дор ра­до­вал­ся его успо­ко­е­нию и бла­го­да­рил Бо­га, по­слав­ше­го ему слу­чай по­слу­жить ору­ди­ем спа­се­ния для скор­бев­ше­го мо­на­ха.

Вот еще слу­чай, сви­де­тель­ству­ю­щий о той преду­смот­ри­тель­ной люб­ви к бра­ти­ям, ка­кая от­ли­ча­ла и Па­хо­мия, и Фе­о­до­ра. Один мо­ло­дой мо­нах по­же­лал непре­мен­но от­пра­вить­ся на сви­да­ние с ро­ди­те­ля­ми. Па­хо­мий очень опа­сал­ся, что он уже не воз­вра­тит­ся в мо­на­стырь. По­это­му муд­рый ав­ва не от­пус­ка­ет его од­но­го, а в спут­ни­ки да­ет ему Фе­о­до­ра.

– Со­гла­шай­ся с ним во всем, чтобы он воз­вра­тил­ся сю­да с то­бою, – го­во­рил Па­хо­мий Фе­о­до­ру.

Ро­ди­те­ли мо­ло­до­го ино­ка с лю­бо­вью встре­ти­ли сы­на и его спут­ни­ка. В осо­бой ком­на­те по­да­ли им пи­щу, раз­ре­шен­ную мо­на­ше­ски­ми обы­ча­я­ми. Мо­ло­дой инок про­сил есть и Фе­о­до­ра. Он сна­ча­ла от­ка­зы­вал­ся. Но брат ска­зал, что, ес­ли Фе­о­дор не бу­дет с ним есть, то он уже не воз­вра­тит­ся в мо­на­стырь. Фе­о­дор вспом­нил за­по­ведь Па­хо­мия, про­тя­нул ру­ку к пи­ще и немно­го съел. Но ис­пол­няя та­ким об­ра­зом по­след­нюю за­по­ведь Па­хо­мия, Фе­о­дор хо­ро­шо пом­нил и од­ну из пер­вых, очень важ­ную. Ав­ва неко­гда го­во­рил ему, что он сам во вре­мя сво­ей мо­на­ше­ской жиз­ни не поз­во­лял ни­ко­му из ми­рян ви­деть, как он ест. Сле­до­ва­тель­но, мо­на­ху, по мыс­ли пре­по­доб­но­го Па­хо­мия, нель­зя вку­шать пи­щу в мир­ском до­ме, кро­ме слу­чая край­ней необ­хо­ди­мо­сти. Это дол­го вы­зы­ва­ло в ду­ше Фе­о­до­ра рас­ка­я­ние, и он мо­лил Бо­га про­стить ему грех, до­пу­щен­ный ра­ди то­го, чтобы мо­ло­до­му мо­на­ху не дать воз­мож­но­сти со­всем остать­ся в ми­ре. Так был строг к се­бе пре­по­доб­ный Фе­о­дор.

Стро­гость свя­то­го Фе­о­до­ра к се­бе, недо­ве­рие к сво­е­му мне­нию – от­ли­чи­тель­ные ка­че­ства его. Вот слу­чай, при ко­то­ром осо­бен­но яс­но вы­ра­зи­лась его стро­гость к се­бе. Один брат ел мно­го по­рея. Ду­мая, что мо­ло­до­му мо­на­ху не по­лез­но есть мно­го по­рея, по­то­му что он укреп­ля­ет те­ло, Фе­о­дор крот­ко ого­во­рил его. По­том Фе­о­дор стал раз­мыш­лять о том, хо­ро­шо ли он по­сту­пил; мо­жет быть, мо­нах сам ис­пра­вил­ся бы. Од­на­ко сло­ва Фе­о­до­ра очень силь­но по­дей­ство­ва­ли на мо­ло­до­го ино­ка: он уже до са­мой смер­ти, в про­дол­же­ние два­дца­ти де­вя­ти лет, со­всем не упо­треб­лял по­рея. Узнав о воз­дер­жа­нии это­го ино­ка, Фе­о­дор и сам уже до са­мой смер­ти не ел по­рея, чтобы не ока­зать­ся пред Гос­по­дом ви­нов­ным в на­ру­ше­нии то­го пра­ви­ла, ка­кое на­ло­жил на дру­го­го.

По это­му свой­ству са­мо­от­вер­же­ни­ея и са­мо­го тон­ко­го бла­го­род­ства свя­той Фе­о­дор, как и во всем про­чем, яв­лял­ся ис­тин­ным уче­ни­ком свя­то­го Па­хо­мия.

Нелег­ко бы­ло свя­то­му Па­хо­мию управ­лять мно­го­чис­лен­ным брат­ством, рас­се­ян­ным по де­вя­ти мо­на­сты­рям. Ему ну­жен был по­мощ­ник. Фе­о­дор Освя­щен­ный, луч­ший из уче­ни­ков ве­ли­ко­го стар­ца, мог быть и луч­шим по­мощ­ни­ком в де­ле слу­же­ния спа­се­нию ино­ков. «Жи­тие» Па­хо­мия пе­ре­да­ет, что он имел от­кро­ве­ние свы­ше, утвер­див­шее его в ре­ше­нии сде­лать пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра сво­им по­мощ­ни­ком.

Фе­о­дор Освя­щен­ный от­ли­чал­ся не толь­ко доб­ро­де­тель­ною жиз­нью, но и осо­бен­ным да­ром сло­ва и по­зна­ни­я­ми в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Свя­той Па­хо­мий од­на­жды по­ру­чил ему ска­зать бра­ти­ям по­уче­ние в день вос­крес­ный. Фе­о­дор без вся­кой гор­до­сти за­ни­ма­ет ме­сто Па­хо­мия и про­из­но­сит по­уче­ние, счи­тая для се­бя за­ко­ном во­лю стар­ца. Сам Па­хо­мий с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем слу­шал оду­шев­лен­ную речь сво­е­го уче­ни­ка, за­няв ме­сто в ря­ду всех мо­на­хов. Но неко­то­рым из ино­ков не по­нра­ви­лось, что Фе­о­дор, этот мо­ло­дой инок, учит их вме­сто Па­хо­мия. У них яви­лась силь­ней­шая за­висть. Они да­же оста­ви­ли со­бра­ние. Окон­чи­лось по­уче­ние. Па­хо­мий при­зы­ва­ет ушед­ших от по­уче­ния мо­на­хов и упре­ка­ет их в том, что они по сво­ей гор­до­сти не ста­ли слу­шать по­уче­ние Фе­о­до­ра, меж­ду тем как об этом он сде­лал рас­по­ря­же­ние при них же, и к то­му же он сам вни­ма­тель­но и с поль­зою для ду­ши слу­шал речь сво­е­го уче­ни­ка. Па­хо­мий уве­рял их, что они не по­лу­чат ни­ка­кой ми­ло­сти от Бо­га, ес­ли не при­не­сут ис­крен­не­го по­ка­я­ния. Ко­неч­но, мно­гих вра­зу­ми­ла стро­гая речь стар­ца, мно­гие при­ня­ли его со­вет из­го­нять из серд­ца за­висть и гор­дость. Од­на­ко бы­ли и та­кие ино­ки, ко­то­рые по­сле об­ли­че­ния стар­ца еще силь­нее воз­не­на­ви­де­ли Фе­о­до­ра, так что да­же не мог­ли спо­кой­но смот­реть на него. Сам Фе­о­дор не толь­ко не пи­тал к ним ни ма­лей­шей враж­ды, но все­гда об­ра­щал­ся с ни­ми с осо­бен­ным вни­ма­ни­ем и лю­бо­вью.

Вско­ре свя­той Па­хо­мий по­ста­вил Фе­о­до­ра стро­и­те­лем в Та­вен­ни­си. Сам ве­ли­кий ста­рец по­се­лил­ся в дру­гом мо­на­сты­ре – Пе­воу. Он на­де­ял­ся, что Фе­о­дор бу­дет управ­лять в его ду­хе, и что от его муд­рых бе­сед и на­зи­да­тель­но­го при­ме­ра бу­дет боль­шая поль­за для мо­на­хов.

Ка­кой ду­хов­ной вы­со­ты до­стиг в это вре­мя Фе­о­дор, вид­но из сви­де­тель­ства опыт­но­го и рев­ност­но­го ав­вы Кор­ни­лия, од­но­го из пер­вых уче­ни­ков Па­хо­ми­е­вых. Кор­ни­лий, смот­рев­ший на пре­по­доб­но­го Па­хо­мия, как на Ан­ге­ла во пло­ти, ви­дел в Фе­о­до­ре луч­ше­го из уче­ни­ков Па­хо­ми­е­вых и го­во­рил, что он же­лал бы в бу­ду­щей жиз­ни за­нять ме­сто имен­но по­сле Фе­о­до­ра. Сде­лав­шись на­чаль­ни­ком в Та­вен­ни­си, свя­той Фе­о­дор ча­сто хо­дил в Пе­воу про­сить се­бе со­ве­тов у ав­вы Па­хо­мия или по­слу­шать его об­щих по­уче­ний. Воз­вра­тив­шись к сво­им ино­кам, он пе­ре­да­вал им слы­шан­ное от Па­хо­мия. Ав­ва Па­хо­мий имел обык­но­ве­ние по окон­ча­нии по­уче­ния за­став­лять мо­на­хов по­вто­рять ска­зан­ное. И свя­той Фе­о­дор усво­ил это обык­но­ве­ние. С сво­ей сто­ро­ны труд про­из­не­се­ния по­уче­ний он счи­тал для се­бя необ­хо­ди­мым, чув­ствуя ве­ли­кую сла­дость от усво­е­ния и со­об­ще­ния дру­гим сло­ва Бо­жия.

Па­хо­мий так­же ино­гда хо­дил в Та­вен­ни­си и здесь бе­се­до­вал со все­ми или с кем-ни­будь от­дель­но о спа­се­нии ду­ши. Его муд­рость, его доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но сми­ре­ние пред все­ми, да­же пред са­мы­ми юны­ми чле­на­ми брат­ства, всё это бы­ло ис­точ­ни­ком на­зи­да­ния для всех. Но осо­бен­но Фе­о­дор до­ро­жил эти­ми по­се­ще­ни­я­ми и сла­гал в серд­це сво­ем уро­ки от жиз­ни или от сло­ва ве­ли­ко­го стар­ца.

Па­хо­мий тща­тель­но сле­дил за все­ми дей­стви­я­ми Фе­о­до­ра, чтобы бла­говре­мен­но по­да­вать ему доб­рой со­вет. Ко­гда Фе­о­дор не стро­го смот­рел за со­блю­де­ни­ем всех пра­вил, на­зна­чен­ных Па­хо­ми­ем, Па­хо­мий ука­зы­вал ему, что необ­хо­ди­мо тре­бо­вать от ино­ков по­слу­ша­ния все­це­ло­го, по­слу­ша­ния да­же и в ма­лых де­лах, по­то­му что на­ру­ше­ние ма­лей­ше­го пра­ви­ла рас­стра­и­ва­ет по­ря­док мо­на­стыр­ской жиз­ни и ве­дет к раз­ви­тию в мо­на­хах ду­ха непо­слу­ша­ния. Ко­гда два ино­ка поз­во­ли­ли се­бе раз­го­ва­ри­вать во вре­мя ра­бо­ты в хлеб­ной, а Фе­о­дор не об­ра­тил на это вни­ма­ния, Па­хо­мий стро­го и на­стой­чи­во го­во­рил ему, что он дол­жен сле­дить за ис­пол­не­ни­ем пра­вил внеш­не­го по­ве­де­ния.

Ко­гда Фе­о­дор, со­вер­шен­ству­ясь бо­лее и бо­лее, на­ко­нец до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни чи­сто­ты серд­ца и муд­ро­сти ду­хов­ной, пре­по­доб­ный Па­хо­мий вы­зы­ва­ет его из Та­вен­ни­си к се­бе в Пе­воу, же­лая, чтобы Фе­о­дор раз­де­лял с ним тру­ды управ­ле­ния все­ми мо­на­сты­ря­ми. чтобы он был та­ким же по­мощ­ни­ком для него, ка­ким был Иисус На­вин для Мо­и­сея. Те­перь Па­хо­мий неред­ко да­ет Фе­о­до­ру очень важ­ные по­ру­че­ния. Он по­сы­ла­ет его вме­сто се­бя для на­блю­де­ния за ду­хов­ным со­сто­я­ни­ем бра­тий, для вра­че­ва­ния их ду­ха. Фе­о­дор имел пра­во во всех мо­на­сты­рях рас­по­ря­жать­ся при­е­мом ино­ков и из­гна­ни­ем из оби­те­ли тех, кто, бу­дучи неис­пра­вим, сво­им по­ве­де­ни­ем про­из­во­дил в брат­стве со­блазн. Объ­яс­няя Свя­щен­ное Пи­са­ние, Па­хо­мий са­жа­ет Фе­о­до­ра ря­дом с со­бой. Те­перь Фе­о­дор еще ча­ще преж­не­го про­по­ве­ду­ет вме­сто Па­хо­мия. Сло­во его ока­зы­ва­ет са­мое бла­го­твор­ное дей­ствие на слу­ша­те­лей. Та лю­бовь, ка­кую Фе­о­дор, по сви­де­тель­ству древ­не­го жиз­не­опи­са­те­ля, имел не толь­ко к каж­до­му мо­на­ху, но и ко вся­ко­му че­ло­ве­ку, да­ва­ла ему воз­мож­ность и про­ни­кать в ду­хов­ные нуж­ды бра­тий и по­мо­гать им муд­рым и теп­лым сло­вом. Па­хо­мий, со сво­ей сто­ро­ны, был для него опыт­ным со­вет­ни­ком и стро­гим об­ли­чи­те­лем: он же­лал, чтобы Фе­о­дор не оста­нав­ли­вал­ся на той сту­пе­ни нрав­ствен­ной чи­сто­ты и ду­хов­ной муд­ро­сти, ка­кой он так ско­ро до­стиг, но чтобы он со­вер­шен­ство­вал­ся бо­лее и бо­лее, чтобы сде­лал­ся все­це­ло чи­стым по ду­ху и не мог уже по­те­рять этой чи­сто­ты.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор ча­сто по­учал ино­ков. При этом он неред­ко об­ра­щал­ся к ино­кам с ре­ча­ми, в ко­то­рых об­ли­чал или об­щие мно­гим недо­стат­ки, или недо­стат­ки, про­ступ­ки от­дель­ных лиц, не на­зы­вая ви­нов­ных по име­ни. Слу­ча­лось, что они са­ми при­но­си­ли по­ка­я­ние пред всем со­бра­ни­ем и про­си­ли про­ще­ния у бра­тий.

По смер­ти пре­по­доб­но­го Па­хо­мия и его пре­ем­ни­ка ав­вы Пет­ро­ния, жив­ше­го недол­го по­сле Па­хо­мия, свя­той Фе­о­дор был муд­рым ру­ко­во­ди­те­лем на пу­ти ко спа­се­нию для всех мо­на­сты­рей Та­вен­ни­сий­ских, ча­стью по­мо­гая в управ­ле­нии ими ав­ве Ор­си­сию, ча­стью же вме­сто него управ­ляя мо­на­сты­ря­ми, хо­тя и в пол­ном еди­не­нии с ним, как бы в ка­че­стве его со­пра­ви­те­ля. И жиз­нью, и сло­вом ве­ли­кую поль­зу он при­но­сил ино­кам и про­сла­вил­ся еще чу­де­са­ми сво­и­ми. За его по­дви­ги и за его муд­рость к нему с осо­бен­ным ува­же­ни­ем от­но­сил­ся свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский. Скон­чал­ся он лет два­дцать спу­стя по­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Па­хо­мия. Ино­ки с ав­вою Ор­си­си­ем во гла­ве дол­го опла­ки­ва­ли его. Их скорбь ис­крен­но раз­де­лял и свя­той Афа­на­сий. В уте­ше­ние ино­кам свя­ти­тель Алек­сан­дрий­ский при­слал им боль­шое по­сла­ние, в ко­то­ром мно­го и крас­но­ре­чи­во го­во­рил о доб­ро­де­те­лях и по­дви­гах ав­вы Фе­о­до­ра Освя­щен­но­го.

                                                                                                                                       Жития святых

Написать комментарий