Дух ожидания Христа

Дух ожидания Христа

Слово на Вознесение Господне. Когда Иисус Христос возносился на Небо, и Апостолы, хотя уже и предупрежденные о Его восхождении ко Отцу Своему, стояли с устремленными вслед Его взорами, в изумлении от дивного события и в сетовании о разлучении с Божественным Учителем, тогда успокоить их посланы были Ангелы.

Что же делают сии Небожители? Какое употребляют врачевство для исцеления Апостолов от печали? Как крепкое врачевство употребляют они для сей цели мысль о будущем явлении скрывшегося от Апостольских взоров Господа: Сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, – говорят они Апостолам, – такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на Небо (Деян. 1, 11). И как верно помогло Апостолам сие духовное ангельское врачевство! Возвратишася, – повествует дееписатель об Апостолах, – по Вознесении Господнем во Иерусалим с радостью великою (Лк. 24, 52). Посему-то впоследствии и сами Апостолы, когда нужно было им укрепить слабых или облегчить страждущих христиан, всегда напоминали им о будущем славном Пришествии Христа Спасителя, радостном для истинных и страшном для мнимых христиан.

Можно сказать, что мысль об ожидаемом явлении Христовом была в первоначальном христианстве всеобщим основанием, которым поддерживалось все здание Христианства, и всеобщею силою, которою одушевлялось все тело его. Но так было, к сожалению, не всегда.

Всякий раз как ослабевал в последующие века истинный дух первоначального Христианства, меркла в сознании христиан и мысль о будущем славном Пришествии Христовом. И человечество, под влиянием сего пагубного помрачения духовного смысла, забывая заповедь Спасителя – непрестанно бодрствуйте (Мк. 13, 37), ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 13), погружалось в глубокий духовный сон. Забывая о горнем, небесном, начинало оно жить лишь земным (см.: Кол. 3, 2). Коснит господин мой, – говорит злой раб, – и начинает бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами (Мф. 24, 48–49). Коснит жених (см.: Там же. 25, 5), – думают юродивые девы и спят безпечно, между тем как последние капли елея догорают в лампадах их. Коснит Судия, кричат ругатели Божественного Промысла: Где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания (2 Петр. 3, 4), и в надежде на сие коснение, или лучше сказать, в отчаянии, начинают ходить по своим похотям: Да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15, 32).

Что же делает в сих случаях вечно Бодрствующий и Святый? (Дан. 4, 10). Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими (Быт. 6, 3), – говорит Он в Божественном Совете Своем. И там, где безсильна – не по недостатку Божественной силы, а по отсутствию восприемлемости людей – любовь Божия, начинает вразумлять их глаголами гнева Божия.

Так некогда возглаголал гневом Своим Господь с Небес, когда водами всемирного потопа потопил все греховное человечество и омыл землю от человеческих беззаконий. Так возглаголал Он, когда огнем небесным попалил греховные города Содом и Гоморру. Так было и на Голгофе. Когда греховное человечество не поняло, Кого оно распинало, заговорила сама природа. От шестаго же часа тьма бысть по всей земли до часа девятаго <...>. Завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго, и земля потрясеся, и камение распадеся, и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа (Мф. 27, 45, 51–52).

Так и ныне глаголет Господь вам, о братие, очевидно потому, что и вы стали глухи к гласу Божественной любви вследствие того, что стали забывать о Небе и думаете лишь о земном. Коснит Господь приити, думаете и вы в глубинах сердец ваших.

Нет, лукавые рабы и рабыни, не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3, 9). И кто знает, не наполнилась ли уже мера Его долготерпения? Примечайте, христиане, как со дня на день умножаются знамения Его пришествия, Им Самим предуказанные: туга языков, глады и пагубы, и трусы по местам, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, иссякновение любви (см.: Мф. 24, 3–33; Лк. 21, 11–36). Не были ли и мы свидетелями единственной в своем роде великой всемирной брани, когда не в переносном, а в подлинном смысле слова, восстал, по слову Спасителя, народ на народ и царство на царство (Мф. 24, 7) (имеется в виду Первая мировая война, – примеч. ред.)? И то уже есть знамение близкого пришествия Судии Небесного, что так многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени, ибо, по преждереченным глаголам от святых Пророков и Апостолов, приидет день Господень, яко тать в нощи (2 Петр. 3, 10); Егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати (1 Фес. 5, 3).

Хотим ли мы того или не хотим, но будет некогда время, когда услышим мы сей великий и страшный глас, который с высот небесных возгласит: Се, Жених грядет (Мф. 25, 6)! Се, приближается Судия, се, является Царь, се, Бог всяческих грядет судити живых и мертвых! Тогда от гласа сего содрогнутся основания земли, и силы небесныя подвигнутся (Там же. 24, 29). Соберутся лики Ангелов, Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостью и силою возгласят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, Сый, Иже бе и грядый, Вседержитель!» (см.: Откр. 4, 8). И всякая тварь на Небе и на земле и под землею с трепетом возопиет: «Благословен грядый во имя Господне!» И подобно страшной молнии воссияет и явится для Суда над вселенной Великий и Славный Бог наш!

Святые по знамениям времен узнают это время. Но кто имеет ум обращенным на дела житейские и любит земное, тому не может быть сие ясно, – по слову преподобного Ефрема Сирина (см.: Слово на пришествие Господне). Почему таковых и наказывает Господь нарочитыми знамениями гнева Своего. И вас ныне, о христолюбцы, <…> пробуждает от сна греховного к духовному бодрствованию и ожиданию страшного и славного Его Второго Пришествия. Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3, 7–8).

Се, грядет со облаки, и узрит Его всяко око (Откр. 1, 7). Блажен, кто может от всего сердца сказать: Ей, гряди, Господи Иисусе!(Там же. 22, 20). Аминь.

Архиепископ Феофан Полтавский

Написать комментарий