Верую во единого Бога Отца Вседержителя...

Верую во единого Бога Отца Вседержителя...

С древнейших времен Воспоминания о Первом Вселенском Соборе почитаются Святой Церковью Христовой. Согласно словам Господа нашего Иисуса Христа, мы все знакомы с непреложной истиной: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16:18, 20). Вот, как нам объясняет эти слова блаженный Феофилакт Болгарский: "Говоря «церковь Мою», указывает, что Он - Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада - это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас". Вся история Христианской Церкви подтверждает истинность этих слов: никакие гонения; изощренные издевательства и пытки; уничтожение приспешниками диавола храмов и монастырей; убийства священнослужителей, монашествующих и верующих мирян в наше время; никакие ереси, обновленческие течения и лжехристианские учения не смогли и не смогут даже с места сдвинуть камень, на котором стоит возведенная Господом Святая Церковь!
 
Вся история Христианской Церкви подтверждает истинность этих слов: никакие гонения; изощренные издевательства и пытки; уничтожение приспешниками диавола храмов и монастырей; убийства священнослужителей, монашествующих и верующих мирян в наше время; никакие ереси, обновленческие течения и лжехристианские учения не смогли и не смогут даже с места сдвинуть камень, на котором стоит возведенная Господом Святая Церковь!

Давайте сейчас вернемся на много столетий назад и выясним, для чего же потребовалось собирать со всего мира в одном месте такое количество достопочтимых отцев церкви, что же случилось, что пришлось прибегнуть к этой крайней мере? 

Хоть в IV веке уже прекратилось массовое преследования христиан, однако внутри самой Церкви, по наущению людей лукавым, начали возникать ереси, т.е. самовольное и самонадеянное толкование Священного Писания. Одна из первых опаснейших ересей была ересь Ария, александрийского пресвитера. Безмерно гордый и честолюбивый Арий отвергал Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом. Его учение заключалось в том, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом, тем самым он умалял достоинство Бога Сына, ставя Его ниже Отца.

Был созван Поместный Собор, по настоятельному требованию Александрийского Патриарха Александра, где арианское лжеучение было осуждено, однако гордец не покорился, и, мало того, разослал многим епископам письма, в которых он жаловался на "несправедливое" определение Поместного Собора. Также он активно продолжал распространять свое лжеучение по всему Востоку, потому что имел поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. 

Тогда святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского для того, чтобы расследовать происходящее и установить истину. Когда император получил от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, то принял решение созвать Вселенский Собор. Для этого в город Никею по приглашению святого Константина в 325 году собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран.Среди прибывших епископов было и много исповедников, которые пострадали во время гонений на христиан всю свою жизнь носили на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви, такие как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией”.

У Ария сторонниками были 17 епископов. Хоть на Соборе он и держался независимо и гордо, пытаясь отстоять свое учение, однако, это ему нисколько не помогло - его учение было опровергнуто, а его самого Собор отлучил от Церкви. Окончательную точку поставил святой диакон Александрийской Церкви Афанасий, в своей речи грамотно опровергнув богохульные измышления Ария. 

Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. По предложению святого Константина, в текст Символа веры было внесено слово "Единосущный”, которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святыми отцами было сформулировано апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа, а ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. 

Когда было принято решение по главному догматическому вопросу, Собор далее установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины, а также именно на Первом Вселенском Соборе был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха не должна праздноваться христианами в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).  

Что же страшного было в ереси Ария? Какое бесчинство пресекли отцы Собора? Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова. Этот догмат - единственное прочное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий, потому что у Ария была сильная поддержка в лице епископа Никомидийского  Евсевия, который был очень влиятельным при царском дворе. Именно благодаря Евсевию арианство получило очень широкое распространение. До сегодняшнего дня враги христианства (например секта "Свидетелей Иеговы"), берут за основу своего учения ересь Ария и, называя ее уже по-своему, смущают умы множества людей и вводят их в соблазн. 


СИМВОЛ ВЕРЫ
трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь. 


СИМВОЛ ВЕРЫ
(употребляемый ныне в Православной Церкви)
ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского 

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. 


http://www.religruss.info/1568-veruyu-vo-edinogo-boga-otca-vsederzhitelya-pervyy-vselenskiy-sobor.html

Написать комментарий