«Огнь пылающий»

«Огнь пылающий»

7/20 июня – память священномученика Андроника Пермского

Архиепископ Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии, в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского, и в Крещении был наречен Владимиром. Первоначальное образование получил в Угличском духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем учился в Ярославской духовной семинарии. Потом юноша поступил в Московскую духовную академию, где на втором курсе, в возрасте 23 лет, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского принял монашеский постриг с именем Андроник – в честь святого апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.

По окончании Академии в 1895 году кандидат богословия отец Андроник был рукоположен в священный сан и поставлен помощником инспектора в Кутаисскую духовную семинарию. Через год он стал преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии на Северном Кавказе, в осетинском Ардоне.

Готовясь ко второму учебному году, батюшка неожиданно получил телеграмму о своем назначении миссионером в Японию. Там он горячо взялся за проповедь учения Христова – местных жителей поражала его простота и сила веры. Но телесные недуги понудили молодого пастыря вернуться в Россию. На Родине отец Андроник получил место ректора Уфимской семинарии и был возведен в сан архимандрита.

В 1906 году будущего священномученика хиротонисали во епископа Киотосского, и вскоре он стал помощником апостола Японии святителя Николая (Касаткина). Вторично приехав в страну восходящего солнца, в город Осака, Владыка за короткое время сумел создать там православную общину. Но континентальный климат вновь не позволил ему задержаться в Японии, и через два года Синод отозвал преосвященного Андроника в Россию, назначив епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.

В то время уже четко обозначилось всеобщее отступление от Церкви – и на этом поле брани Владыка предстал истинным воином Христовым. Его чрезвычайно смелые речи, нещадно обличавшие безбожие и падение нравов, звучали с амвона и тиражировались в печати.

В 1913 году святитель был переведен в Омск. Омская епархия охватывала тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая сформировавшуюся впоследствии Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими переселенцами. Епископ Андроник налаживал в переселенческих селах церковную жизнь, преодолевая тысячи верст пути зачастую даже без келейника и иподиакона. Подвижнический труд до крайности истощил его физически, и священноначалие сочло необходимым направить Владыку в Пермь.

И вот на Пермскую кафедру взошел настоящий подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому – пламенный молитвенник, ни во что не ставивший материальное благополучие. Все свои средства он жертвовал на помощь бедным; одевался просто, шелковых ряс никогда не носил. Жизнь святителя была образцом древнего благочестия, а весь период служения – временем расцвета духовной жизни в Пермском крае. Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желавшим выдавались книги на дом; в храмах города служились акафисты, духовенство встречалось с верующими... Владыка и сам много разговаривал с народом о духовном смысле шедшей тогда войны. Пермь прославилась воспитанными им прекрасными проповедниками, позже засвидетельствовавшими свою верность Христу страданиями и смертью за истину.

Для малоимущих при одном из храмов было организовано попечительство с дешевой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были обустроены детские приюты. Воскресенский храм содержал за свой счет богадельню, в которой жили около 50-ти стариков. При кафедральном соборе было основано общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году появилась дружина для охраны собора и архиерейского дома.

Владыка высоко ценил русскую духовную культуру. В слове по прибытии в Пермь он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову <...>. Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя еще воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».
В 1917 году, на обсуждении в Предсоборном совете вопроса о возможности использования русского языка в богослужении, святитель твердо отстаивал незыблемость церковно-славянского как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.

Из личного миссионерского опыта он знал о положительной роли разного рода паломничеств, а также крестных ходов ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно, – отмечал святой. – Особенно если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».

Владыка Андроник много способствовал просвещению паствы и утверждению в обществе идеалов христианской жизни. Он также пробуждал в людях интерес к родной истории. По его благословению десятки тысяч православных со множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачевских разбойников.

Отечественную войну 1914 года епископ встретил открытием в епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся там на лечении воинов. Летом 1916 года он отправился в район фронта в Царскую Ставку, где был принят Государем.

Но святитель предупреждал народ о том, что внутренний враг гораздо опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского либерального кагала», – замечал он, приподнимая завесу над «тайной беззакония». Позднее, в 1918 году, Владыка разослал многим архиереям открытки и письма по поводу безпорядков в стране, но, как сокрушался о том в письме к Патриарху, не получил ни одного ответа.

Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры на Руси, епископ Андроник хорошо понимал, что переход от монархии к иной форме правления повлечет за собой крах Российской государственности, и поэтому в 1916 году в Пермской епархии им были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать», – признавался мужественный архипастырь.

После Февральского переворота 1917 года, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, при огромном стечении народа, на Литургии, по прочтении Евангелия, он с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя <...>, и Церковь не смеет провозгласить эту святыню русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя русияне объединялись как дети возле отца <...>. Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские слуги <...>. Все как один человек в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в опасности; оно потрясено в основах своих».

В том же месяце Пермский исполнительный комитет адресовал телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием отстранить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, Владыка отправил обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность <...>, очевидно, состоит <...> лишь в опасности для <...> самого совета рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и еврейских провокаторов». И Синод оставил святителя на месте.

Вскоре начал работу Поместный Собор, и Владыка уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай гибели его членов определили шесть заместителей, среди которых оказался и преосвященный Андроник. Он также вошел в состав Издательского отдела и стал одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» – так говорили о нем современники.

убиение священномученика Андроника ПермскогоС февраля 1918-го, после выхода декрета большевиков об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались различные безчинства и зверства безбожников. Владыка вернулся в Пермь, на кафедру, где продолжал обличать новую власть как разбойников, безстыдно обманывающих народ. Тысячи людей, даже совершенно неверующих, приходили послушать смелое слово святителя. Как известно, декрет о национализации церковного имущества обернулся неприкрытым грабежом храмов. В ответ на это архиепископ, обращаясь в проповеди с амвона к представителям власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».

…6 июня 1918 года архиепископ был доставлен на допрос. Святитель молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не отвечал следователю. Затем он снял панагию, завернул ее в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой и произнес в лицо обвинителю: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать Вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы Вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он неспешно развернул платок, вновь надел панагию, спокойно поправил ее на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил далее ни слова...

В ночь на 7 июня палачи отвезли исповедника по Сибирскому тракту в лес и заставили вырыть себе могилу. Исполнив приказ, Владыка минуть десять молился, поклонился на четыре стороны света и лег в свое последнее пристанище. Чекисты тут же начали закапывать его заживо, а затем несколькими выстрелами довершили свое злодейство.

...Еще при жизни святителя многие люди теряли надежду на духовное возрождение Руси. По этому поводу новый мученик Христов замечал, пророчески предрекая: «Стоном стонет наш народ, но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая».

Источник: газета "Православный крест" http://www.pkrest.ru


Написать комментарий