ЕСТЬ БОГ!

ЕСТЬ БОГ!

«Доказательства бытия Божия» сщмч. Владимира Богоявленского

Все вы знаете, что в настоящее время, при усилившемся социал-демократическом материалистическом движении, возгоралась борьба не только против Церкви и против Христианства, но и против Самого Бога. Есть ли живой Бог, или нет никакого Бога? Вот вопрос, выдвигаемый на первый план современными учителями!

 

Опыт свидетельствует, что некоторые в своей жизни мало думали о Боге, даже сомневались в бытии Его или отрицали Его, но в преддверии страшной вечности начинали тосковать и томиться о чем-то невидимом и неразрушимом.

 

Не есть ли, однако, Бог только фантазия, зародившаяся в человеческом сердце из страха и надежды, но никакой действительности не отвечающая? Если бы Бог был только человеческою мыслью, то тогда, увы, суетна была бы наша вера, напрасно утешение и надежда. Но не из собственного только убеждения миллионов сердец, из коих многие перестали биться с этой надеждою, а многие еще и сейчас живут и будут жить в этой вере, пока мiр стоит, взываю я к настоящему многолюдному собранию: есть Бог!

 

Называют обыкновенно пять доказательств бытия Божия: первое доказательство почерпается из бытия мiра, второе из целесообразности и порядка мiра, третье из совести человека, четвертое из нравственности порядка мiра и пятое из заключения разума о том, что если есть Совершеннейшее Существо, то это Существо необходимо должно существовать, ибо иначе оно не было бы совершенным.

 

Если бы истину бытия Бога можно было доказать письменно, как задачу или как математическое положение, тогда, конечно, не было бы нужды ни в какой вере. Но есть ли необходимость доказывать это с очевидной явностью? Вера в Бога имеет прочные, достаточные, твердые основания и без таких усиленных доказательств. В математике есть доказательство, — его и называют косвенным, — которое состоит в том, что перебирают все возможности и доказывают их непригодность, несостоятельность, так что наконец остается только одна последняя возможность; это и составляет истину. Точно также, думаю и я, и мы должны предварительно поступить с доказательствами бытия Бога. Взвесим, удовлетворяет ли нас какое-нибудь другое объяснение мiра: если мы найдем, что никакое другое объяснение нас не удовлетворяет, тогда нам ничего не остается, как сказать: стало быть необходимо должен быть Живой Бог, от Которого мiр получил свое начало. И хотя эти так называемые доказательства бытия Бога не суть несомненные общественные выводы, однако от них остается очень многое: они суть залоги в человеческом духе, которые указывают на вечного, абсолютного духа.

 

Ничто целесообразное, предпринимаемое с известной целью, не происходит само собою, но и самая мельчайшая вещь необходимо должна подлежать обработке, побывать в руках мастера и быть приспособлена для своей цели. Можно ли подумать, что вся эта полнота творений, которую мы видим на земле, что весь этот великий мiр и небо в его чудной гармонии мог произойти из одного слепого случая? Это совершенно невозможно.

 

Из существования мiра для мыслящего разума должно быть выведено такое заключение: если существует мiр, то должен существовать и Тот, от Которого произошел этот мiр, то есть Творец его. Человеческий ум имеет потребность в этой полноте и пестроте явлений мiра, в этом разнообразии предметов. В природе нашего человеческого духа лежит потребность возвращаться к своему первоисточнику. <Но> Даже и ученейший из ученых, и тот никогда не может понять и основательно объяснить тайну жизни. Он видит происходящее явление, но тупо стоит пред ним в состоянии удивления и благоговения.

 

Обратимся теперь к нашему собственному сердцу и взвесим доказательства из нашей духовной жизни.

 

Крупный факт внутреннего человека есть его совесть. Если внутри нас есть голос, который говорит нам: это справедливо, а это несправедливо, — голос, который, если мы пытаемся его пересилить, делается воплем совести и напоминает нам о вечном Судии, Воздаятеле: этот факт есть действительное доказательство бытия Бога. Откуда происходит этот голос? Не от нас. Следовательно, должен быть кто-то, Который вложил в нашу душу эту совесть. Бог дал нам ее, это — Его голос, поэтому она и имеет такую неотразимую силу!

 

Как в жизни отдельного человека, так и во всем человеческом мiре существует такой нравственный строй и порядок, в котором доброе должно пересиливать дурное. Вспомним неоднократные нашествия татар, крымскую войну, войну с Наполеоном, да и сколько можно бы привести здесь случаев из жизни как нашего, так и других народов в подтверждение этой мысли!

 

И даже кажущиеся несправедливыми в нашей жизни зло истрадания, – на самом же деле только наклоняются к вере в Бога, приближают к Нему. Бог употребляет наказание и чрез это поддерживает и дает силу Своему закону. Страдания, — учит Христианство, — есть суд над мiром: но Отец Небесный, Который любит Своих детей, не оставляет нас без утешения… И если мы только мужественно ведем борьбу, то из страданий происходит такая радость, такое блаженство, которое продолжается вечно.

 

Никто не может похвалиться своим совершенством: все мы грешники, – говорит Св. Писание; но если мы чувствуем наше несовершенство, то это пробуждает нас к улучшению себя, к раскаянию, к добрым намерениям исправления и приводит нас к стопам Того, Который оставляет нам наши прегрешения и приводит к истинному миру и спасению. Таким образом, и грех у нас также может служить добру, — и это также есть акт великого, чудного могущества Живого Бога, доказательство нравственного порядка мiра.

 

Итак, после того, как мы объяснили себе доказательства бытия Божия, их значение, их силу и их слабости, нам естественно спросить теперь: что же из этого следует? Следует, по крайней мере, убеждение в том, что признание Бога лучше всего разрешает мiровую загадку, конечно, только признание Живого, Личного Бога. Если Бог есть Творец, Вседержитель, Промыслитель, Мздовоздаятель, Искупитель, то Он, несомненно, должен быть Живым Богом; Он не может Свои творения, как напр., и фабрикант свои продукты, рассеять по мiру, не имея никакого попечения о дальнейшей судьбе их; Он должен, как Отец Своих детей, содержать их в Своей руке, в Своем сердце.
Только такое понятие о Боге удовлетворяет нашему желанию.

 

«Обретение Бога (доказательства бытия Божия)»
Свщмч. Владимир Богоявленский
(в сокращении)

 

Написать комментарий