Преподобный Затворник Киево-Печерской Лавры

Преподобный Затворник Киево-Печерской Лавры

Преподобный Анатолий Затворник, в Дальних пещерах почивающий (его пямять отмечаем 16 июля, 10 сентября - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Местная канонизация святого Анатолия совершилась в XVII в., когда киево-печерский архимандрит Варлаам (Ясинский; 1684-1690, впоследствии митрополит Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер.

Общецерковное почитание преподобного установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно которым ряд киевских святых (в том числе и святого Анатолия Затворника) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. служба Собору преподобных отцов Дальних пещер (время ее создания неизвестно, но предположительно последняя треть XVII в.) была впервые опубликована в издании Киево-Печерской лавры «Службы преподобным отцам печерским».

В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Анатолий Затворник в Дальних пещерах почивающий упоминается в рукописном словаре преподобных отцов Дальних пещер, который в XIX в. хранился в библиотеке Дальних пещер (Модест. С. 31).

16 июля память преподобного совершается ради его тезоименитства со святым Анатолием Патриархом Константинопольским.

Иконография

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. З. описан таким образом: «Сед, брада Власиева, на главе клобук черн, ризы преподобнически, испод бакан, левой рукою держит ризу, правую у сердца положил» (БАН. Строг. № 66. Л. 318об., «левыя страны» 49-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. З. представлен в правой группе, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, напр. на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, литографии 1859, изд. А. Абрамова). В др. эстампах помещен образ преподобного с надписью на нимбе: «Преп. Антоний»; поскольку святой с таким именем в Дальних пещерах отсутствует, его предположительно можно отождествить с А. З. Он представлен без выраженных индивидуальных черт, в монашеском одеянии, с куколем на голове, с прижатой к груди правой рукой, в 9-м ряду первым слева на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), вероятно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. изд. А. Абрамова (ГРМ).


Источник: pravenc.ru

Написать комментарий