Из католического купца в юродивого чудотворца обратившийся

Из католического купца в юродивого чудотворца обратившийся

Житие святого блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

"Неизвестно, шел ли кто в России прежде блаженного Прокопия по пути юродства", но предполагается, что блаженный Прокопий был "первым образом юродства о Христе в России". Известно, что прежде блаженного Прокопия юродствовал Христа ради преп. Исаакий Печерский, однако имеется различие - "Исакий юродствовал большей частью, по выражению его жития, ходя в монастырь, а Прокопий юродствовал в миру".

Блаженный Прокопий был богатый иностранный купец, который по "обычаю гостей иноземных" прежде ходил на своем корабле в "северные пределы наши", а именно в Новгород, для торговли. Происходил блаженный Прокопий "из западных стран от латинского языка и земли немецкия", был образован и "воспитан среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей". Очевидно, что в Новгороде, насчитывающем в то время десятки монастырей, Прокопий, будучи католиком, обратился к православию и принял Православие.

"Пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною". Приняв решение остаться на Руси, он "роздал еси богатство требующим" и поселился в Хутынской обители, которая располагалась в 10 верстах от Новгорода. Определенное время блаженный Прокопий пребывал в Хутынской обители, где пользовался наставлениями православного подвижника Варлаама Хутынского (†1243), в миру Вячеслава Прокшинича (одноименного со св. Варлаамом Хутынским †1192).

Однако, вскоре Прокопий удаляется далеко на северо-восток от Новгорода - в Великий Устюг, где он вступает на путь юродства Христа ради. Можно предположить, что подобное столь скорое обращение Прокопия (иноземца-католика) и принятие им подвига юродства Христа ради, произошло по особому смотрению Божию. Поскольку данный подвиг столь многотруден, необыкновенен и столь велик, что на него призываются Господом только особенные избранники - совершенные ревнители благочестия, утвердившихся в добродетели, сильные телом и духом. Известно, что все те, кто обрекал "себя на этот подвиг, принимали его не самовольно, а по особенному призванию Божию "по особенному указанию промысла Божия, иногда же и по чрезвычайному откровению, что потом Сам Бог благословлял и утверждал их на сем пути, сопровождал подвиг их Своею благодатною помощью, нередко чудесною, и Сам же открывал их Церкви, как Своих избранных и святых". Так например, Господь повелел св. Андрею (†510) Христа ради юродивому: "отныне ты наш друг и брат; ступай же на добрый подвиг, будь наг и юродствуй Мене ради и ты получишь великую награду в день Моего царствия".

Блаженный Прокопий "не имеющего на земли пребывающего града, но взыскующаго грядущаго" (Евр.13,14), начал проводить ночи в молитве на паперти соборного Успенского храма Великого Устюга, а "днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои; над ним издевались и дети, и те, которые имели духовный смысл еще менее развитый, нежели у детей".

"В этом смирение и любовь, - пишет преп. Паисий Величковский, - чтобы терпеть скорби от брата. Этим одним многие спаслись, особенно этот путь принадлежит юродивым, ибо они много терпят напраслины. Великое дело юродство Бога ради, ибо оно обнимает все добродетели; из всего житейского они ничего не имеют у себя, только одно терпение всеусердно приобретают и тем все скорби преодолевают".

"Был еси бездомен на земли, Богомудре Прокопие, всякое озлобление претерпевая", терпя напраслину и досаждение "Бога ради с благодарением", молился за досаждающих ему, взывая ко Господу: "Господи, не постави им греха сего". "Добродетелей твоих Богомудре, исправления уясниша верных сердца: кто убо, слышав безмерное твое смирение и терпение, не удивися? Еже ко всем кротость и беззлобие...".

Все юродивые постоянно молили Бога, чтобы Он простил неведение тех, кои "ругались юродству". Св. Андрей молится: "Владыце, да не будет им греха о сем, иже ми биение творят". Блаж. Симеон молился за соблазняющихся: "да не вменится им грех сей". Блаженный же Прокопий "пищу зело мало приемляше от богобоязненных человек, и то не по вся дни; от богатых же и неправды творящих ничтоже когда восхоте прияти, и часто без пищи дни многие пребываше" - "молитвами, бдением и пощением тело свое изнурив, душу же возвысив на Небесная".

Наружность "блаженного Прокопия в иконописном подлиннике описывается так: "подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику - стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т.е. длинная); рубище дико-багряное с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы" - "целомудрием и благоверием, яко багряницею многоценною, одеявся Прокопие...". Отдыхать блаженный Прокопий ложился "то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда его была изорванная и в ней он переносил северные морозы".

Так "путем добровольного, внешняго самоуничижения и кажущегося безумия, вверив все дело спасения Божественному водительству, сокровенно и безпрепятственно" обогащал душу свою блаженный Прокопий "самыми высокими добродетелями христианскими, более же всего смирением и любовию к Богу и ближним". Климатические условия "северных пределов" Руси весьма осложняли и без того тяжелейший подвиг блаженного Прокопия, принося ему особые страдания - "благоволив благими деянии, искусился еси, яко злато в пещи, напастьми, Прокопие славне".

Столь многотрудным и "тесным шествовал путем" блаженный Прокопий, лишь иногда посещая праведную чету Иоанна и Марию, которые построили храм Иоанна Предтечи и монастырь, "но не пользовался удобствами их жизни". Другом и собеседником блаженного Прокопия был преп. Киприан (†1276), основавший в 1212 году Архангельский монастырь близ Устюга и проведщий там в подвиге 60 лет, "но и у него не искал он покоя для плоти своей".

Блаженный Прокопий и все юродивые Христа ради "являлись то наставниками заблуждавшихся, то обличителями порочных, предрекали будущее, исцеляли болезни и др., но в таких важных случаях они поступали загадочно, таинственно, иносказательно; если же и прямо говорили, то под строгим запрещением требовали от тех, с кем имели дело, хранить все в тайне - "да никтоже мнит его быти свята".

Так некому Симеону - своему любимому клирику (отцу св. Стефана Пермского), блаженный Прокопий рассказал событие, которое случилось с ним зимой и заповедал не рассказывать о том другим до своей смерти. "Раб Божий Симеон почудися зело глаголанным от святого и прослави Бога и скры тыйныя его глаголы и некому не поведа о великом терпении его донележе он изыде от живота сего. По преставлении же святаго все написа по ряду, еже виде и слыша от святаго...".

Так "некоего года бысть зима паче иных зим лютейша, мразу нестерпимому стужающу, и ветру дыхающу бурну, спаде же тогда и снег превеликий, яко и храминам многим засыпанным быти от него и мнози человецы и скоты не токмо в путех, но и во граде и весех померзаху, и птицы мертвы на землю падаху, и нищие терпяху беду велию стеняще и трясущеся, и множайшии от них изомроша: продолжися же та безмерная лютость зимняя на дни многи, в то время и Святый Прокопий лютейшая злая наготствующим своим телом от зимы велия пострада: егда же изшед нощию из паперти церковныя, прииде к малым храминам прямо церкви бывшим, в них же нищии жительствоваша, и хоте у них поне мало согретися, нищиии ощутивше приход его, инии затворяху двери крепко перед ним, инии же с палицами противу его изшедше, бияху того и прогоняху от себе, кричаще: отыде отсюду юроде, отыди; он же от них отшед в пустую некую храмину вниде, и обрете во едином угле псов лежащих, и ляже при них яко да мало согреется; пси же воставше, отбегоше от него. Раб же Божий видя, яко не точию человецы, но пси им гнушаются, глаголаша в себе: "буди имя Господне благословенно от ныне и до века", и возвратися паки в притвор церковный, и седе согнувся, и трясыйся телом и отчаяв живота своего, ожидаше последняго издыхания и моляшеся, да приимет Бог душу его".

Неожиданно, блаженный Прокопий ощутил приятную теплоту: взглянув он увидел перед собою Ангела Божия с прекрасной веткой в руке. Ангел коснулся веткой лица замерзающего блаженного Прокопия и оживил страдальца. Приятная теплота разлилась по всему телу блаженного Прокопия и он перестал ощущать леденящий холод. Это была та самая Небесная теплота Святого Духа о которой говорил преп. Серафим Саровский, обращаясь к Матовилову: "Что же вы еще чувствуете, ваше Боголюбие? - Теплоту необыкновенную! - Как, батюшка теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?! Я отвечал: А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит...".

Блаженный Прокопий носил в левой руке три кочерги. "Замечено было, что когда блаженный носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток во всем". Любимым местом блаженного Прокопия был камень на берегу реки Сухоны, на котором он подолгу сиживал и молился за проплывающие суда. За великие подвиги Христа ради, Господь одарил блаженного Прокопия даром прозрения и чудес.

В один из воскресных дней 1290 года, за неделю до разразившейся позднее бури, блаженный Прокопий в храме призывал: "покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного". После литургии, а затем все дни и ночи, блаженный Прокопий сидя на паперти плакал и рыдал, отвечая устюжанам о причине совей скорби: "бдите и молитеся, да не внидите в напасть"(Мф.24,41). На третий день блаженный Прокопий ходил по городу и со слезами обращаясь к людям: "плачьте, други, плачьте о грехах своих, молитеся, чтобы избавил вас Господь от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Садом и Гомору, за беззакония ваши". Устюжане не внимали проповеди блаженного Прокопия. Ровно через неделю после первого предсказания блаженного Прокопия, в полдень, показалось на горизонте черное облако, которое быстро увеличилось и покрыло небо над Великим Устюгом черною мглою. В черном небе блеснули ослепительные молнии и непрекращающиеся раскаты оглушительного грома ударами сотрясали землю и стены домов города. Люди в ужасе устремились в соборный Успенский храм, где увидели перед иконой Благовещения блаженного Прокопия, который со слезами "за люди свои моления предлагая..", взывал к Богоматери, ходатаице к Сыну Своему и Богу за согрешивших. Народ с покаянными рыданием и воплями о помиловании и "спасении от гнева Божия" начал усердно молится вместе с блаженным Прокопием перед иконой. Неожиданно от иконы Благовещения "потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание", в тоже время и в воздухе произошла перемена: "не стало удушливого зноя, тучи сверкая молниями начали отходить в даль" на запад, и, в "20 верстах от Великого Устюга, в дебрях Ковальских... разразилась градом огромнейших камней, не причинив никакого вреда жителям Устюга", а сокрушив только лес. От святой иконы истекало столько мира, что им наполнили сосуды церковные" и помазанные "миром получали исцеление от различных болезней".

Так "Сам Бог избирал этих дивных подвижников, - Христа ради юродивых,- непосредственным орудием Своей воли, чтобы в самом их безславии и уничижении открывалась могущественная сила правды Божией к обличению порока, унижению сильных и мудрых века сего и к облегчению участи страждущих".

Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, перед которой молился блаженный Прокопий с народом, была перенесена в 1567 году в Москву при Иоанне Грозном и митрополите Московском Филиппе и "поставлена в иконостас Успенского Собора". "Несколько камней, павших при святом Прокопии с воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе". Так блаженный Прокопий "многими чудесы... и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг". Блаженный Прокопий "юродством премудрости достиг глубину, преблаженне", продолжал врачевать недуги своих современников, уча их благочестивой христианской жизни, "плача незримыми миру слезами" и "постоянно пребывая в Боге" - любя Его "всем сердцем..., и всею душею..., и всем разумением" (Мф.22,37). "По истине, юродивые Христа ради, - были великими благодетелями для своих собратий, являясь, смотря по требованию нужд современников, то кроткими наставниками, то грозными обличителями и крепкими ратоборцами против зла".

Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины. Восьмого июля 1303 года блаженный пошел перед смертью к устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю и, помолившиcь у ворот обители, отошел от них, лег на землю, и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу".

"Имея душу милостивну и чист помысел, и сердце бодро, веру неблазненну и любовь воистинну нелицемерну", "светом чистым Святой Троицы просвящен, законом же Сея огражден, нощь житейскую без претыкания прешел еси, видении Божественными возвышаяся, блаженне, от земли преставился к небесным...", "в Божий живот вселился еси", "и с лики праведных водворяешися".

Согласно желанию Блаженного Прокопия, его похоронили близ соборной Успенской Церкви, на берегу реки Сухоны, а камень, на котором сидел и молился блаженный, положили над его гробом. Почитание блаженного Прокопия началось практически сразу. По молитвам с призыванием на помощь праведника - блаженного Прокопия, многие получали исцеление - расслабленные, бесноватые, слепые, хромые, "всякаго возраста и звания и все прославляли великого угодника Божия, даровавшаго им разрешение от тяжких недугов".

В 1458 году над его могилой была построена часовня. В 1471 году "Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия ("от повальной болезни"), построили над его могилою церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного "и от того времени начаша праздновати честно и торжественно праздник блаженного Прокопия месяца иулия в 8-й день". Московский Собор 1547 года утвердил это местное празднование блаженному Прокопию. "Мощи прав. Прокопия почивают под спудом в храме, посвященном его имени".

(Цитаты взяты из Минеи и жития)

Написать комментарий