Занимайтесь все своим духовным воспитанием со вниманием и усердием

Занимайтесь все своим духовным воспитанием со вниманием и усердием

Мудрые советы святых отцов.

Церковь — земное небо: доколе я в церкви и сердечно участвую в богослужении — занимаю душу богослужением, молитвою, чтением или пением, дотоле я, как на небе, весь парю любовью к Богу, к небожителям, каюсь, умиляюсь, проливаю слезы, сочувствую всему человечеству, особенно единоверным братьям и сестрам; а когда удаляюсь из церкви, я подвергаюсь искушениям страстей: раздражению, гневу, чувственности, зависти, гордости, неприязни, лености мысли и чувства, — словом, делаюсь мишенью, прицелом для всяких искушений бесовских. Церковь — ограда безопасная для всех преданных ей чад; вне церкви я — добыча врагов или место уязвления для невидимых стрельцов. Как необходима для христианина церковь, ее богослужения, поучения, таинства руководящие! Мы все так слабы, грешны, беззащитны сами по себе, так нужна нам помощь, защита (святой Иоанн Кронштадтский).

Диавол старается находящихся в повиновении иногда осквернять телесными нечистотами, делает их окамененными сердцем и сверх обычая тревожными; иногда наводит на них некоторую сухость и бесплодие, леность к молитве, сонливость и омрачение, чтобы внушить им, будто они не только никакой пользы не получили от своего повиновения, но еще и вспять идут, и таким образом отторгнуть от подвига послушания, ибо он не попускает им разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиной глубочайшего смиренномудрия (преподобный Иоанн Лествичник).

Счастлив тот, кто запасся спасением через посредство молитв своих, милостыни своей, покаяния своего, доброй жизни.

Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои».

Мы избегнем адских мучений, если будем чаще размышлять о них с покаянием, т.е. оплакивать свои грехи и исправляться.

Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления.

Советующий кому или дающий о чем приказание не должен употреблять голоса громкого и грозного, как оскорбительного.

Люби молчать более, нежели говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе; от многословия он впадает в рассеянность.

Пусть дитя слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать.
Ничто так не действует на воспитание детей, как пример родителей, воспитателей, окружающих их товарищей. На их душах остается дурной или хороший след от каждого взгляда, слова, дела окружающих их.

Дела суетные — это дела по удовлетворению своих греховных желаний, а также дела ненужные и бесполезные.

Скрывать недостатки других и говорить об их добродетелях есть признак любви и лучший способ привлечь к себе любовь ближних.

Не позволяйте себе быть любопытными в тех случаях, где речь идет о делах, вас не касающихся; никогда не говорите и не заботьтесь о них.

Таинство Исповеди — такой великий дар Божией к нам любви, что мы никогда не сможем достойно возблагодарить Господа за него.

Унывать никогда не надо: согрешил — сейчас же покайся и будь мирен духом.

Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благочестии не воспитывают.

Чаще приводите и приносите своих детей в храм Божий для причащения Святых Таин — это духовная пища, это врачевство от всех болезней душевных и телесных.

В храме мы молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.

Держите детей всегда при себе, внутри своего дома. Не отпускайте их от себя. Старайтесь делать и говорить при детях только божественное и святое.

Бойся любопытства. Любопытство — это исследование чужих дел: за ним обыкновенно следует осуждение ближнего, а за осуждением — казнь вечная во аде.

Ничего бес так не ненавидит и не боится, как быть узнанным через открытие мыслей священнику, потому что тогда он уже не может коварствовать, как хочет.

Богу всего приятнее находить в нашем сердце чувство смирения и самоуничижения: другие духовные дарования не столь ценны в глазах Божиих.

Кто хочет себе внимать, тот должен святые книги со вниманием читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по домам не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

Должно тебе не иметь ни с кем дел бесполезных и отношений, сделаться несведущим в делах человеческих, ибо и слово праздное может отвлечь ум от представления о Боге.

Враг шепчет: «Надо скопить на черный день! Кому вы будете нужны в старости?» А не думает человек того, что сию минуту Господь <может> позвать.

Пост состоит не только в том, чтобы не есть скоромного, но и в том, чтобы не есть и тех постных блюд, которые вам нравятся.

Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведную на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; и если бы комната наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу во всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости (преподобный Серафим Саровский).

Занимайтесь все своим духовным воспитанием со вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвою, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя; упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты и отсекайте все греховные помыслы, вожделения, привычки, страсти (святой Иоанн Кронштадтский).

Довольство своей жизнью принадлежит к числу добродетелей.

Не открывай мыслей твоих перед всеми, чтоб это не послужило причиной претыкания для ближнего твоего. Но только тем, которые могут спасти душу твою, — духовным отцам.

Веселость — не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает — и хуже его нет.

Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей; но в аду хуже, томительнее и безотраднее, и оттуда уже нет надежды избавиться. А если человек терпит скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то через это избавляется от вечных мучений (преподобный Амвросий Оптинский).

Написать комментарий