Почаевская икона Божией Матери — на стороне правых

Почаевская икона Божией Матери — на стороне правых

Как чудотворный образ Богородицы вернул Православие в униатские земли

5 августа Православная церковь отмечает день Почаевской иконы Божией Матери. Эта икона почти сто лет принадлежала униатам, а возвращение святыни в лоно Православной Церкви ознаменовалось чудом.

История чуда

В Свято-Успенской Почаевской лавре, что в Тернопольской области на западе Украины, вот уже более 400 лет хранится икона Богородицы, одна из главных святынь обители. Эту икону местной помещице Анне Гойской в 1559 году подарил греческий митрополит Неофит, бывший проездом в Почаеве; впоследствии он стал патриархом Константинопольским.

Судьба привела Неофита в Почаев не просто так. Вот-вот будет принята Брестская уния, положившая начало униатству в пределах юго-западной Руси, находившейся в те времена под властью Речи Посполитой. «Иерусалимский патриарх Феофан, — пишет историк Василий Левицкий, — упоминает об участии Неофита в сослужении с ним в Киеве в своей грамоте о восстановлении православной иерархии в юго-западной Руси». Неофит, возможно, приехал в эти земли, чтобы решить церковные дела и заодно поклониться главной святыне Почаевской лавры — Цельбоносной стопе Богородицы, самой древней реликвии обители. Во время набегов татар в XIII веке нескольким монахам и пастухам явилась Богоматерь, объятая пламенем. На каменной скале, где она стояла, остался след ее стопы. Селение было избавлено от татар, а вокруг каменного следа впоследствии и была построена лавра.

Помещица, будучи православной, радушно приняла в своем имении гостей из далеких краев. В благодарность за прием Неофит и подарил ей икону. Долгое время образ хранился в личной молельне Гойской. Со временем домочадцы начали замечать сияние, исходившее от него. Первое сотворенное при нем чудо — исцеление брата Анны, Филиппа: он был слепым от рождения. Гойская верила, что силой молитвы он может исцелиться. Она просила брата молиться Богородице перед иконой, молилась за него и сама. И Филипп чудесным образом прозрел. Тогда помещица решила передать икону в монастырь, а также выделить немалые средства для содержания при лавре монахов — «чернецов, людей добрых, набожной жизни». Главным условием было сохранение православных традиций. «Не иного исповедания, как только греческого, подчиненных Восточной церкви, и двух дьячков», — так гласило послание, написанное помещицей. Как считают историки, монастырь при лавре существовал давно, но жизнь в нем к тому моменту почти угасла.

Так сложилось, что после смерти Гойской все ее имущество досталось дальним родственникам, которые, как и Анна, принадлежали к старинному роду Козиньских — шляхтичей татарского происхождения. Наследник, польский воевода Анджей Фирлей, не был православным и воевал с восставшими против польского владычества украинскими казаками. Фирлей решил, что икона, подаренная когда-то лавре, отныне его собственность. В 1623 году он просто-напросто ограбил Почаевскую лавру и похитил чудотворный образ. Все имения, которые Анна завещала монастырю, Фирлей тоже решил забрать. Он выгнал оттуда монахов и чинил им козни — избивал, запрещал подвозить воду. Бесчинства продолжались без малого 25 лет, пока одному из настоятелей не удалось через суд добиться возвращения незаконно отнятого имущества, включая и образ Божией Матери.

К униатам и обратно

В 1721 году Почаевский монастырь перешел во владение униатов. Как именно это произошло, до сих пор загадка для церковных историков: никаких документов, фиксирующих факт перехода, не сохранилось. Православные храмы и монастыри, находившиеся под польским владычеством, после объявления унии подвергались нападкам: монахов могли избить, церковь — ограбить или поджечь, угнать скот, и все эти преступления были совершенно рядовыми явлениями. В условиях такого давления многие православные обители постепенно сдавались, иногда переход в унию происходил незаметно — среди некоторых настоятелей оказались так называемые скрытые униаты.

Однако и среди униатов были скрытые православные. Первым униатским настоятелем Почаевской лавры стал Феодосий Рудницкий. Как пишет в своем очерке об истории западнорусской церкви Илларион Чистович, новый настоятель-униат не брил бороду, носил традиционную рясу, архиерейскую грамоту посмел подписать по-русски и в целом старался особо не вмешиваться в древние монашеские традиции. Таким образом, лавра, хоть и была формально униатской, сохраняла прежнюю веру, а при образе Божией Матери продолжали совершаться чудеса: за 100 лет — 539 зафиксированных Церковью случаев.

При следующих настоятелях изменения в монашеской жизни стали более заметными: в храмах появились скамьи, начали отмечаться католические праздники, православные посты были отменены. Несмотря на это, монахи, или, как их было принято называть у католиков, базилиане, продолжали хранить верность православному уставу, насколько это было возможно. Видимо, в попытке задобрить монахов в 1773 году папа римский Климент XIV прислал в Почаев две короны из чистого золота, выполненные специально для иконы Божией Матери, — для самой Богородицы и для младенца Христа.

После раздела Польши в 1796 году земли, где находилась Почаевская лавра, вошли в состав Российский империи. Лишь в 1831 году монастырь, а вместе с ним и икона были возвращены православным по указу императора Александра I: это решение он принял из-за участия католического духовенства в Польском восстании 1830 года. После возвращения лавры, если верить церковному преданию, тотчас произошло чудо: исцелилась слепая от рождения девочка Анна Акимчукова.

В наши дни униаты не оставляют попыток вновь завладеть лаврой. В начале 1990-х национал-радикалы объявили настоящий «крестовый поход» против православия на западе Украины, помогая греко-католикам захватывать православные храмы и чиня при этом насилие — так же, как когда-то поступал польский воевода Анджей Фирлей. А Анна Гойская, ревнительница Православной веры, вдруг превратилась в «патриотку Украины, отдавшую свое имущество униатскому монастырю», причем в те времена, когда унии еще не существовало. Впрочем, как показывает история, глумления над православными святынями не раз приводили к изменению государственных границ. Орды монголо-татар, польские короли — все они пали перед силой заступницы Православия Богородицы на древних русских землях.

Источник: http://rusplt.ru/church/pochaevskaya-ikona-bojiey-materi-28068.html

Написать комментарий