Обретение мощей преподобной Софии Суздальской

Обретение мощей преподобной Софии Суздальской

Житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).

25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.

Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».

Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».

Чудеса святой Софии Суздальской.

В 1598 году, спустя полвека после упокоения Софии, на ее могиле произошло первое известное нам чудо – прозрела жена князя Даниила Андреевича Суздальского княгиня Анна Федоровна Ногтева, бывшая незрячей в течение шести лет. После смерти мужа она также постриглась в этом монастыре и приняла монашеское имя Александра.

В новом веке России предстояли тяжкие испытания. В Смуту, в 1609 году, в Суздаль пришли отряды верного сторонника лжедмитриев князя Александра Лисовского, известного своей беспощадностью при взятии городов и обителей, которые он подвергал полному разорению (не лишне будет отметить, что он был иезуит). Но в этот раз произошло чудо: во сне ему явилась грозная монахиня с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал страх, и у него отнялась рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский не разорил Суздаль.

Многие чудеса у гробницы Софии известны нам благодаря ключарю Покровского собора священнику Анании Федорову, который записал их и поведал потомкам о всенародном почитании монахини Софии. Чудеса множились, суздальские иерархи стали поднимать вопрос о канонизации. В 1750 году Патриарх Московский и всея Руси Иосиф разрешил почитать ее как святую. Но вскоре Россию потрясли еще более тяжкие испытания, чем Смута: церковный раскол, ликвидация патриаршества, петровские реформы. В итоге более двух столетий имя преподобной Софии находилось под негласным запретом. Но люди продолжали почитать святую.

Только в 1916 году по благословению Святейшего Синода имя преподобной Софии Суздальской было внесено в церковный календарь, а в 1995 году были торжественно обретены ее мощи.

«В середине февраля 2003 года у моей матери случился инсульт, левая сторона лица перекосилась, речь нарушилась, глаза почти не открывались. У меня было освященное маслице от мощей преподобной Софии Суздальской, которое я приобрел в Покровском монастыре, и этим маслом я предложил маме помазать голову и лицо… В
больнице ей приснился сон: она стояла в большом храме, окруженная людьми в черных одеждах, их лица были суровы. Матери стало страшно, она захотела вырваться из этого круга. Вдруг она увидела, как в храме появилась женщина в княжеских одеждах, очень красивая. Легко подойдя к матери, она взяла ее за руку и сказала: "Пойдем”. Утром мама почувствовала себя намного лучше».

«Долгое время у нас не было детей. В 1997 году, оказавшись в Суздале, мы посетили Покровский монастырь. Узнав здесь о преподобной Софии, мы приложились к ее мощам и просили о даровании чада. При этом у нас сложилось твердое обещание назвать ребенка Софией, если это будет девочка… Через пять лет у нас родилась дочь София».

«После женитьбы у моего сына долгое время не было детей. Он усердно молился, наложил на себя обеты: не есть мяса и не пить спиртного. В 2000 году мы посетили с ним Покровский женский монастырь в Суздале и приложились к мощам преподобной Софии. Через три года у сына родилась дочка. Невестка моя… объявила мне, что девочку зовут София и что… решение невестки назвать дочку Софией совпало по времени с нашим посещением Покровского монастыря».

«Моя дочь София родилась в 2003 году, крестили мы ее в честь преподобной Софии Суздальской. В полтора года дочке поставили диагноз – ревматоидный артрит… Мы долго лечились у ревматолога. В мае 2006 года дочка очень плохо ходила, и мы поехали в Суздаль в Покровский монастырь приложиться к мощам преподобной Софии. После этого все пошло на поправку, и скоро она выздоровела».

«Моя бабушка Александра рассказывала мне: когда ей было еще лет 15, она пошла как-то в лес за ягодами и заблудилась. Неожиданно набежала туча, в лесу стало темно, начался сильный ветер. Девочка испугалась и стала усердно молиться. Вдруг она увидела икону Божией Матери, шедшую по небу в ярком свете; своим движением икона указывала ей путь. Очень скоро Шурочка оказалась на светлой поляне и здесь увидела монахиню – она сидела на пенечке. Лицо у нее было как у младенца, очень красивая, глаза необыкновенные, небесной чистоты, очень большие, а взгляд как у старицы, будто насквозь тебя видит, и такое было в ней спокойствие. Шурочка попросила монахиню помочь ей выйти из леса. Та встала, и они двинулись в путь… Напоследок монахиня дала девочке образок и сказала: "Шурочка, этот образок передашь единственной внучке, он ей будет помогать и хранить в бедах”, – и стала быстро удаляться. Девочка очень удивилась, что неизвестная ей монахиня знает ее имя. В ответ она успела крикнуть: "А как тебя звать, и где мне найти тебя?” И услышала: "София в Суздале”. Эту дивную встречу бабушка моя запомнила на всю жизнь. Произошло это приблизительно в 1917 году".

"Когда я вышла замуж, то пять лет у меня не было детей. Врачи поставили диагноз – бесплодие. Я не отчаивалась, но постоянно обращалась с молитвой ко Господу, Богоматери и преподобной Софии Суздальской… В 1988 году у меня родился долгожданный сын Иван»

Написать комментарий