Братие, как страшно сознавать, что себя любишь больше, чем Бога

Братие, как страшно сознавать, что себя любишь больше, чем Бога

Многоразличны и сложны типы духовной жизни. По извилистым путям возвращается человеческий дух к покинутым обителям Небесного Отца, к утраченной чрез грех Его святыне. И часто у последних бездн падения, у отверстой пропасти греха чувствует человек весь ужас отвержения от Бога и начинает искать спасения от вечной гибели, в последний момент опознанной, бессмертной души своей. Это путь пришельцев последнего часа (евангельская притча о работниках, нанятых в разное время), путь мытарей, блудных сынов, прелюбодеев и грешников, в какой-то момент нечистой жизни своей узревших и устремившихся к чистоте и святыне подлинной, в Боге устрояемой жизни.

Это горький путь греховного опыта, в последних обнажениях своих или духовно уничтожающий человека, или, наоборот, духовно его отрезвляющий.

Но есть еще и иной путь, путь целомудрия, путь духовной чистоты, с начала до конца в непорочности соблюденной и раскрытой, выявленной и приумноженной непрестанным подвигом жизни. Это путь подвижников с молодых лет, не внешне, конечно, только, но всем сердцем Его возлюбивших, в Нем одном положивших радостное упование спасения своего.

Преподобный Антоний Великий услышал Евангельский призыв не покоряться заботам и попечениям житейским, и не стал совещаться с плотью и кровью, но все оставил и последовал за Христом. Сонмы угодников Божиих вменили в "прах и уметие вся красная мира сего", ради мощного и нераздельного стремления ко Храму истинной и совершенной небесной красоты.

Таков был путь преподобного Серафима Саровского. "От юности Христа возлюбил еси, блаженне", - поет Церковь, прославляя великого Чудотворца Саровского.

От юности возлюбил и до конца, до кончины в маститой старости своей, сохранил Преподобный эту любовь. Его образ - целостный образ подлинного, в широком смысле этого слова, духовного целомудрия, чуждого шатаний, чуждого отклонения от прямого пути. Преподобный Серафим по преимуществу подвижник целомудрия в этом смысле. Он олицетворение духовного здоровья, подлинной духовной простоты.

И в наше время особенно назидателен пример его жизни, особенно необходимо его молитвенное предстательство. Мир запутался в сложности, утонул в противоречиях, уклонился от "простоты во Христе".

И на утраченную Божию дорогу зовет его всем жизненным подвигом своим великий Саровский подвижник... Возлюбить Христа, обратить к Нему сердце, Ему служить, а не себе и своим прихотям - вот путь жизни христианской ...

Братие, как страшно сознавать (а как часто это приходится), что себя любишь больше, чем Бога. Ведь, в последнем развитии своем это конец духовный, смерть вторая... И единственный выход здесь - взыскать простоту, "отвергнуть себя", взять крест свой (как бы тяжел он ни был) и последовать за Христом.

Написать комментарий