"Бла­жен ты, Евпл, доб­рый и вер­ный раб Мой!"

В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на го­не­ние на хри­сти­ан рас­про­стра­ни­лось по всей все­лен­ной. В это вре­мя упо­мя­ну­ты­ми нече­сти­вы­ми ца­ря­ми в Си­ци­лию был по­слан для ро­зыс­ка и му­че­ний хри­сти­ан один из­вест­ный сво­ею же­сто­ко­стью князь по име­ни Пен­та­гур. При­дя в го­род Ка­та­ну, му­чи­тель при­ка­зал го­род­ско­му на­чаль­ни­ку Кал­ви­си­а­ну со­брать на пло­щадь весь на­род, не толь­ко жи­ву­щий в го­ро­де, но и в окрест­но­стях. На Ахил­ли­е­вой пло­ща­ди бы­ло при­го­тов­ле­но ме­сто для зре­ли­ща, и на зву­ки труб и буб­нов со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да обо­е­го по­ла и раз­но­го воз­рас­та. Сю­да при­шел и князь Пен­та­гур с Кал­ви­си­а­ном; уви­дев на­род, он спро­сил по­след­не­го:

– Все ли воз­да­ют честь и по­кло­не­ние и при­но­сят жерт­вы на­шим бо­гам?

Кал­ви­си­ан от­ве­чал:

– По­ис­ти­не, свет­лый князь, все, ко­то­рых ты ви­дишь, усерд­но слу­жат ве­ли­ким бо­гам, при­но­ся мно­же­ство жертв; сре­ди них нет ни од­но­го нече­стив­ца.

Этот от­вет при­вел Пен­та­гу­ра в силь­ную ра­дость, и он вы­ра­зил свое одоб­ре­ние как на­ро­ду, так и на­чаль­ни­ку го­ро­да; за­тем, об­на­ро­до­вав по­ве­ле­ние ца­рей, он пред все­ми дал власть Кал­ви­си­а­ну, – ес­ли най­дет­ся кто-ли­бо, на­зы­ва­ю­щий се­бя хри­сти­а­ни­ном, то он мо­жет пре­дать его му­че­ни­ям и умерт­вить. По­сле это­го Пен­та­гур уда­лил­ся в дру­гие го­ро­да; Кал­ви­си­ан же при­звал к се­бе пре­тор­ских слуг и при­ка­зал им тща­тель­но разыс­ки­вать, не най­дет­ся ли где-ли­бо в го­ро­де или его окрест­но­стях кто-ли­бо, хо­тя бы да­же тай­но ис­по­ве­ду­ю­щий хри­сти­ан­скую ве­ру, – та­ко­го че­ло­ве­ка они долж­ны взять для му­че­ний. То­гда по­до­шел один из слуг и ска­зал:

– Здесь в го­ро­де есть че­ло­век по име­ни Евпл: он но­сит с со­бою ка­кую-то кни­гу и, об­хо­дя до­ма и ули­цы, учит на­род, на­зы­вая ве­ли­ким хри­сти­ан­ско­го Бо­га.

(Свя­той Евпл был диа­кон и но­сил с со­бою Еван­ге­лие: чи­тая из него на­ро­ду о чу­де­сах Хри­сто­вых, он учил его ве­ро­вать во Спа­си­те­ля).

Услы­шав это, Кал­ви­си­ан тот­час по­слал взять его и при­ве­сти к се­бе свя­зан­но­го. Во­и­ны от­пра­ви­лись, разыс­ки­вая свя­то­го Евпла по все­му го­ро­ду; на­ко­нец они на­шли его в од­ной бед­ной хи­жине, где он чи­тал Свя­тое Еван­ге­лие, по­учая слу­ша­ю­щих; во­и­ны взя­ли его, свя­за­ли ему на­за­ди ру­ки и по­ве­ли на суд к го­род­ско­му на­чаль­ни­ку, за­хва­тив и Еван­ге­лие. Уви­дев свя­то­го Евпла, Кал­ви­си­ан ска­зал:

– Ты ли ху­ли­тель бо­гов и пре­ступ­ник при­ка­за­ний цар­ских?

Свя­той Евпл от­ве­чал:

– Кто та­кие ва­ши бо­ги, чтобы я по­чи­тал их?

– На­ши бо­ги – Юпи­тер, Ас­кли­пий и Ди­а­на, – ска­зал Кал­ви­си­ан.

– Ты, – воз­ра­зил ему свя­той, – слеп, не зная еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, со­тво­рив­ше­го небо и зем­лю, со­здав­ше­го че­ло­ве­ка из зем­ли и нас, хри­сти­ан, об­лек­ше­го бес­цен­ною и пре­свет­лою одеж­дою бес­смер­тия, ко­то­рая есть Свя­тое Кре­ще­ние.

– Ты по­то­му го­во­ришь так гор­де­ли­во, что не ис­пы­тал еще му­че­ний, – ска­зал Кал­ви­си­ан.

– Для ме­ня эти му­ки ве­нец свет­лый, а для те­бя тьма и по­ги­бель, – воз­ра­зил свя­той Евпл.

То­гда Кал­ви­си­ан, силь­но раз­гне­вав­шись, при­ка­зал по­ве­сить свя­то­го Евпла и стро­гать его же­лез­ны­ми греб­ня­ми. Во вре­мя этих му­че­ний свя­той Евпл под­нял к небу гла­за свои и, мо­лясь, го­во­рил:

– Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, об­ле­ки ме­ня, с ко­то­ро­го, как одеж­ду, со­вле­ка­ют те­перь плоть, бес­смер­ти­ем в бу­ду­щей жиз­ни, да­руй мне на час сей кре­пость, чтобы не по­бе­ди­ли ме­ня му­ки.

И с неба был го­лос:

– Му­жай­ся и кре­пись, Евпл! те­бе уже уго­то­ва­на ис­тин­ная одеж­да.

Дол­го стро­га­ли свя­то­го му­че­ни­ка, при­чем Кал­ви­си­ан го­во­рил ему:

– Неуже­ли ты не оста­вишь сво­е­го за­блуж­де­ния? По­че­му ты не хо­чешь вой­ти в храм бо­гов и при­не­сти им жерт­ву, чтобы от них по­лу­чить про­ще­ние сво­их гре­хов, от ца­рей – честь и бо­гат­ство, от нас – пред­ло­же­ние друж­бы; во­об­ще через это ты при­об­рел бы мно­го зо­ло­та и се­реб­ра.

– О сын по­ги­бе­ли, слу­га и со­общ­ник дья­во­ла! – от­ве­чал свя­той Евпл, – не зна­ешь ли, как гроз­но в день страш­но­го су­да Бо­жия ты бу­дешь на­ка­зан за всех тех, ко­то­рых те­перь скло­ня­ешь к идо­ло­по­клон­ству зо­ло­том и се­реб­ром?

Еще бо­лее раз­гне­вав­шись, му­чи­тель при­ка­зал бить свя­то­го по че­лю­стям же­лез­ны­ми мо­лот­ка­ми и со­кру­шать ему бед­ра и го­ле­ни. Во вре­мя этих по­бо­ев свя­той Евпл уко­рял му­чи­те­ля, го­во­ря:

– Безум­ный, ослеп­лен­ный зло­бою че­ло­век! к че­му ты при­чи­ня­ешь мне эти му­ки, ко­то­рые я, укреп­ля­е­мый мо­им Бо­гом, счи­таю за па­у­тин­ные се­ти? Ес­ли мо­жешь, изоб­ре­ти еще бо­лее лю­тые, а эти для ме­ня не бо­лее как иг­ра.

По­сле это­го Кал­ви­си­ан при­ка­зал от­вя­зать свя­то­го Евпла и, по­ве­сив ему на шею Еван­ге­лие, от­ве­сти в тем­ни­цу, при этом он ве­лел осо­бен­но тща­тель­но за­пе­реть тю­рем­ные две­ри и за­пе­ча­тать их его перст­нем, и по­ста­вить стра­жу, чтобы ни­кто не мог прой­ти к свя­то­му Ев­плу и при­не­сти с со­бою хле­ба и во­ды: Кал­ви­си­ан хо­тел, чтобы он, му­чи­мый жаж­дою и го­ло­дом, умер. Свя­той Евпл про­был в тем­ни­це семь дней и но­чей и по­чув­ство­вал силь­ней­шую жаж­ду; то­гда он по­мо­лил­ся Гос­по­ду:

– Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, ис­тин­ный Бог наш, да­ру­ю­щий пи­щу все­му жи­ву­ще­му, Ты, на­по­ив­ший в древ­но­сти лю­дей Тво­их, во­ди­мых по пу­стыне Мо­и­се­ем, ис­то­чив им из кам­ня жи­вую во­ду (Исх.17:6), Ты, из­вед­ший для Самп­со­на во­ду из су­хой че­лю­сти осли­ной (Суд.15:19) и омыв­ший нас во­дою Свя­то­го Кре­ще­ния, дай и мне, мо­лю Те­бя, про­хла­ду, ибо я из­не­мо­гаю от жаж­ды: по­ве­ли, да ис­те­чет в тем­ни­це этой ис­точ­ник во­ды и уто­лит жаж­ду мою, и все узна­ют, что Ты один Бог и нет дру­го­го, по­доб­но­го Те­бе.

Ко­гда свя­той Евпл окон­чил эту мо­лит­ву, вне­зап­но в тем­ни­це по­явил­ся ис­точ­ник во­ды; он вы­пил этой во­ды и удо­вле­тво­рил ею не толь­ко свою жаж­ду, но и свой го­лод, как буд­то бы пи­щею; свя­той Евпл вос­пел, сла­вя и бла­го­да­ря Бо­га. По про­ше­ствии се­ми дней Кал­ви­си­ан при­ка­зал вы­ве­сти из тем­ни­цы му­че­ни­ка, ес­ли он еще жив: он по­ла­гал, что свя­той Евпл от­ча­сти от ран, от­ча­сти от го­ло­да и жаж­ды уже умер. Ко­гда во­и­ны при­шли и от­кры­ли две­ри тем­ни­цы, то при­шли в ужас, уви­дев, что вся тем­ни­ца пол­на во­ды. Свя­той же Евпл про­стер ру­ки над во­дою, как бы по­веле­вая, и во­да тот­час ста­ла неви­ди­ма. Во­и­ны ска­за­ли друг дру­гу:

– По­ис­ти­не ве­лик Бог, Ко­то­ро­му слу­жит этот че­ло­век!

И, взяв свя­то­го му­че­ни­ка, они по­ве­ли его в дом го­род­ско­го на­чаль­ни­ка. По­след­ний уви­дев, что свя­той Евпл ни­сколь­ко не из­ме­нил­ся те­лом и ве­сел, точ­но идет с пир­ше­ства, очень уди­вил­ся и ска­зал:

– Хо­тя те­перь по­кло­нись бо­гам, преж­де чем те­бе не от­се­кут го­ло­вы.

Свя­той Евпл от­ве­чал:

– Ко­вар­ный и ослеп­лен­ный друг дья­во­ла! Ко­му охо­та оста­вить свет для то­го, чтобы хо­дить во тьме?

Раз­гне­ван­ный гра­до­на­чаль­ник при­ка­зал ото­рвать ему уши же­лез­ны­ми крюч­ка­ми и от­ве­сти свя­зан­но­го в пре­тор для су­да; сю­да при­шел и сам му­чи­тель и, сев­ши на сво­ем ме­сте, дол­го при­нуж­дал свя­то­го к при­не­се­нию нече­сти­вых жертв, но, ви­дя, что свя­той Евпл оста­ет­ся непре­клон­ным, Кал­ви­си­ан осу­дил его на усек­но­ве­ни­ем ме­чом. Вы­слу­шав свой смерт­ный при­го­вор, свя­той Евпл про­сил гра­до­на­чаль­ни­ка, чтобы пред усек­но­ве­ни­ем ему да­но бы­ло вре­мя для мо­лит­вы, Кал­ви­си­ан изъ­явил свое со­гла­сие на прось­бу. Ко­гда во­и­ны по­ве­ли свя­то­го му­че­ни­ка на казнь, то им со­пут­ство­ва­ла боль­шая тол­па на­ро­да, сре­ди ко­то­рое нема­ло бы­ло и хри­сти­ан, тай­но дер­жав­ших­ся сво­ей ве­ры. До­стиг­нув ме­ста, свя­той Евпл оста­но­вил­ся; по­том, об­ра­тив­шись к на­ро­ду, он взял Еван­ге­лие, ко­то­рое все­гда но­сил с со­бою, и, от­крыв, на­чал чи­тать о чу­де­сах Хри­сто­вых, по­учая по­зна­нию ис­тин­но­го Бо­га, и мно­гие из языч­ни­ков про­све­ти­лись све­том ис­ти­ны Хри­сто­вой. За­тем свя­той Евпл на­чал мо­лить­ся Бо­гу, и к нему при­шел глас свы­ше:

– Бла­жен ты, Евпл, доб­рый и вер­ный раб Мой, гря­ди и всту­пи в ра­дость Гос­по­да тво­е­го, на­сла­жда­ясь по­ко­ем со все­ми от ве­ка бла­го­уго­див­ши­ми Мне!

По­сле то­го, как раз­дал­ся этот глас, свя­той Евпл пре­кло­нил гла­ву свою и по усе­че­нии ее ото­шел ко Гос­по­ду сво­е­му: его стра­да­ния за­кон­чи­лись в один­на­дца­тый день ав­гу­ста ме­ся­ца. Бла­го­го­вей­ные му­жи из хри­сти­ан взя­ли чест­ное те­ло и гла­ву и по­греб­ли в осо­бо уго­то­ван­ном ме­сте, и по мо­лит­вам свя­то­го му­че­ни­ка при гроб­ни­це его со­вер­ша­лось мно­го ис­це­ле­ний, в ко­то­рых дей­ство­ва­ла бла­го­дать Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ему же со От­цом и Свя­тым Ду­хом честь и сла­ва во ве­ки. Аминь.

Написать комментарий