НЕБЕСНОЮ СЛАВОЮ ПРОСИЯВШИ

НЕБЕСНОЮ СЛАВОЮ ПРОСИЯВШИ

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский
Священномученик Мефодий родился в 1869 г. в Вятской губернии. После окончания курса тамошней духовной семинарии в 1891 г. был рукоположен в иереи. После чего он семь лет трудился на приходе. Неожиданная потеря любимой жены была им воспринята как указание свыше. В 1898 г. он становится слушателем Казанской духовной академии, а на третьем году обучения в ней принимает монашество. В 1902 г. он оканчивает духовную академию и получает послушание в качестве помощника смотрителя духовного училища в г. Уфе.
В 1903 г. иеромонах Мефодий становится инспектором Александровской Ардонской духовной семинарии.

Через три года последовало новое назначение. Священномученик Мефодий назначается ректором Уфимской духовной семинарии и возводится в сан архимандрита. Кроме должности ректора, на него в этот период возлагается целый ряд обязанностей по епархиальному управлению, с которыми он прекрасно справляется.

Будучи иеромонахом, отец Мефодий посещал «ночлежки», старался помогать их обитателям, молился вместе с ними. Совершал всенощные бдения, читал акафисты и Великим постом приходил в ночлежки исповедовать. Им были организованы религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения в одной из аудиторий церковно-приходской школы Уфы. В неурожайный год своим воззванием он собрал для голодающих более двадцати тысяч рублей. Вскоре он получил известность и как проповедник. С 1908 года архимандрит Мефодий был редактором «Уфимских Епархиальных Ведомостей». С 1912 года он также являлся председателем епархиальной благотворительной комиссии по оказанию помощи населению.

Своим трудолюбием, ревностным отношением к своим обязанностям и просвещенностью архимандрит Мефодий снискал добрую славу у духовного начальства.

Вот почему, когда в 1913 г. в Омской епархии было утверждено второе викариатство с наименованием «Акмолинское» (первое викариатство было Семипалатинским), для назначения на епископскую кафедру была избрана именно его кандидатура. Наречение и хиротония нового викарного Акмолинского епископа состоялись в Санкт-Петербурге 8 февраля 1913 г.

Он принял призвание к новому служению и переехал в Омск. Но уже в следующем году Петропавловская городская Дума возбудила ходатайство о перенесении местопребывания епископа в Петропавловск. Желание властей, горожан было столь велико, что они обязались в случае удовлетворения просьбы отпускать из городских средств ежегодно две тысячи рублей на обезпечение епископа помещением. Вскоре ходатайство дошло до императора и последовало высочайшее соизволение.

И вот 23 декабря наступил столь долго ожидаемый день. Протоиерей, городской голова, полицмейстер, сотни людей ожидали Владыку на вокзале. Поезд опаздывал на три часа, но никому и в голову не пришло уйти. Звон в большой колокол на Вознесенском соборе, подхваченный другими церквами, возвестил о прибытии епископа Мефодия, и пока он не добрался в экипаже до собора, звон не умолкал.

Уже в день приезда в Петропавловск епископ Мефодий служил всенощную в Вознесенском соборе, на следующий день – Божественную Литургию во Всехсвятской церкви, потом – в Покровской подгорной церкви. И так каждый день. Как писали тогда «Епархиальные Ведомости»: «Епископ отдался неутомимому совершению архиерейских богослужений». Действительно, неутомимому…

Февраль 1916 года. Владыка освящает новый храм в селе Екатеринославском, совершает продолжительное богослужение. А уже вечером он должен быть в Успенском приходе. Епископа уговаривают остаться: лютый мороз, усталость, приличное расстояние – 35 верст. И все же он едет: «Люди ждут!», и те, кто присутствовал на всенощном бдении в Успенском храме, говорили потом, что более прекрасной и торжественной службы еще не видели.
Или другой пример. В июне 1915 года император пожаловал икону Николая Чудотворца городу Акмолинску. Дабы почтить великого угодника Божия, славимого даже иноверцами и язычниками, решено было сопроводить икону из Петропавловска в Акмолинск крестным ходом во главе, конечно, с Владыкой. Помимо участия в торжестве перенесения иконы, епископ Мефодий хотел обозреть храмы, приходы, расположенные на пути следования, побеседовать с паствой.

500 верст только в одну сторону! Владыка посетил десятки селений, везде совершал богослужения, читал проповеди, раздавал духовную литературу. Обратно из Акмолинска (туда император присылал на имя епископа Петропавловского Мефодия благодарственную телеграмму) Владыка едет уже по другому маршруту – через Атбасар. Голая солончаковая степь, ветер, облака пыли, которая не дает дышать. Плюс ко всему – зной, палящее солнце. Но епископ продолжает задуманное.

Он побывал почти в каждом уголке нашего края, видел добрые и злые стороны жизни его населения, горе и радость пастырей и пасомых. Чужая боль становилась его болью, и с каждым, кто нуждался в его помощи, он мог беседовать часами и, как свидетельствуют очевидцы, был очень прост и доступен в общении, по-отечески заботлив и внимателен.

Город Петропавловск был наполовину населен киргизами-магометанами, но владыка Мефодий имел почитателей даже среди магометан. Его понятное, тихое, и вместе с тем духовно-сильное слово доходило до каждого и очень впечатляло. За это его и любили простые люди.

Не замыкаясь в узком кругу своих прямых обязанностей, преосвященный Мефодий принимал живейшее участие в общественной жизни. То он посещает детский приют, то женский монастырь, то реальное училище, где освящает икону в честь 300-летия царствования Дома Романовых, созданную на средства учителей и учеников. А вот епископ идет во главе крестного хода на праздник трезвости. Велика была забота епископа Мефодия о людях, многим он помог избавиться от губительных пороков, и многие заблудшие души обратил к Богу.

В 1921 г. Западная Сибирь стала ареной крестьянского восстания. Выведенные из терпения постоянными налетами на деревни продовольственных отрядов с целью отбирания хлеба, скота и др., уже через год после занятия Сибири красными, крестьяне, по заранее разработанному плану, на огромном пространстве Западной Сибири, принялись безпощадно избивать коммунистов, не щадя ни женщин, ни детей. Вскоре крестьянам удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск, где было образовано Северное Сибирское Правительство. На помощь крестьянам стали подниматься сибирские казаки...

С большой жестокостью, «огнем и каленым железом» подавили большевики крестьянское восстание. Когда красные войска заняли Петропавловск, в первую очередь был убит епископ Мефодий.

Красноармейцы хотели ворваться в Никольскую церковь, где владыка служил в тот день Божественную литургию и молебен. На площади перед церковью собралось много народа – сошлись крестьяне из близлежащих деревень. Произошло столкновение крестьян с красноармейцами, и на площади пролилась кровь. В это время в церкви закончился молебен, и епископ Мефодий вышел с крестом на площадь и обратился к народу со словом примирения. Он напомнил людям, что они православные и призвал остановиться, опомниться. Но ему не дали договорить. Раздались крики: «Попа на вилы!», – после чего красноармейцы стали колоть священномученика штыками. В одну из штыковых ран умирающего владыки Мефодия красноармейцы воткнули святой крест, с которым он к ним вышел.

Место захоронения епископа неизвестно, так как, опасаясь народного почитания его останки, нашли себе место упокоения в одной из братских могил того времени.

Епископ Мефодий причислен к лику новомучеников Российских в 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви

Написать комментарий