Молитва без умного и сердечного к Богу обращения - не молитва

Молитва без умного и сердечного к Богу обращения - не молитва

Ответы епископа Феофана на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни
В сердце старайся быть вниманием и больше ни где. Что ум после нескольких молитв убегает из сердца и от памяти Божией отстает - это от слабости внимания и от равнодушия к молитве. Не дорожит душа молитвою и спешит отделаться от нее поскорей, бормоча, ее кое-как. Взыщи страх Божий и с ним приступай к молитве и молись, внимание держа на смысле слов молитвенных, Затем, коротенькие молитовки и молитва Иисусова употребляются чтобы привить к сердцу чувство к Богу и тем приковать внимание. Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не успеем в ней. Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми, добродетелями. По мере усовершения добродетелей совершенствуется и молитва. Главнейшие суть: страх Божий, целомудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпение любовь. Когда они будут, явятся и другие, а с ними и молитва. "Количеством ли молитв и поклонов себя определит или внимании более заботиться?" Без внимания молитва не молитва. Следовательно это главное. Но при этом надо и правилом определить количество молитв и поклонов. Это для домашнего молитвословия. Лучше всего для успеха в молитве ходить в церковь на все службы и там стараться в благоговейной быть молитве. На боку лежа, ничего не приобретешь.

В церковь пусть ходит неукоснительно, дома побольше кладет поклонов и пусть непрестанно твердит какой либо молитвенный стишок со вниманием и благоговением, особенно же молитву Иисусову. Особенно надо плоть утончить постом, 6дением и трудом телесным, и постоянно держать ее в напряжении, как солдат на разводе. Да рассеяния бегать, празднословия и смеха и чтения пустого. И все пойдет добре (Из письма от 24 марта, стр. 9).

Существо молитвы в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему, в чувстве или благодарения, или славословия, или прошения, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства к Господу относящегося, так что коль скоро нет какого либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимание на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его, - губ, языка, пальцев. В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет (Из письма от 7 мая стр. 10).

Самое приличное нам чувство есть сокрушение: дух сокрушен, - сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Это бывает от страха Божия, а страх Божий оживает от памяти о смерти и о суде, Божием. Всякий раз, как приступаете к молитве, восстановляйте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам. Удобнее, всего быть в страхе Божием и сокрушении в церкви. Позаботьтесь с сими чувствами всегда быть в церкви. А потом и дома будете с ними... И благо вам! (Из письма от 7 мая, стр. 11)

Действие всех других помышлений - мысль о смерти, о суде и о последнем решении вечной участи нашей. На сей мысли и держитесь дольше. От сего родится дух сокрушен и сердце будет сокрушенным и смиренным, коих никогда не уничижает Бог. - Вот вся программа дела внутреннего. Будьте же таковы (Из письма того же стр. 13).

Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговеинство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха? Не тем ли паче пред Богом?! В Киеве, в Лавре был брат, который говаривал: "смотрите, с Богом то не станьте запанибрата". Уж не эта ли беда у брата того? Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это - сластолюбие духовное. Главное - страх Божий и дух сокрушен... Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных (Из письма 2 октября стр., 17).

Поминайте про леность. Где есть ревность о спасении и страх Божий, там нельзя быть лености: места ей нет. Скажите, кто видит, что в хате пожар, тот будет лежать, развалившись на печи?.. Так и тот, кто страх Божий и страх смерти имеет, не может лениться в беспечности. - Этим и прогоняйте леность. (Из письма того же стр. 20)

Когда исполняете правило Св. Пахомия, то дома только это делайте, а в церкви идет уже правило т. е. служба. И с своим туда примешиваться не след. В церкви внимайте тому, что читается и поется и, сообразно с тем держите мысли и чувства. Когда неразборчиво читают, свою молитву говорите Господу, или только мысленно с благоговением возноситесь к Нему, с поклонами. Старайтесь за всякою службою довесть сердце до разогрения, а по выходе из церкви блюсти его (Из письма стр. 20).

А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи, помилуй... милостивый Господи, помилуй мя грешного... или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах... На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите (Из письма от 17 июля стр. 29).

О молитве я говорил то, что говорил, потому что из молитвы Иисусовой не знать, что сделали. Думают, что, как только стал кто творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молитва сия стала у них, как заговор какой: твори ее, приложив к сему и те телесные положения, о коих инде говорится, - и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остается пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придет легкая теплота, не дивись - это от естества, а не от благодати (Из письма того же стр. 30).


Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца. Вся забота у них о словах и положении тела, и отчитав в сём положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сём (Из письма от 17 июля стр. 30-31).

От сего у них преуспеяние внутренней молитвы прекращается и они остаются с одним внешним деланием. И духовная жизнь перестает (Из письма от 17 июля стр. 35).

Молитва без умного и сердечного к Богу обращения - не молитва. Это надо растолковать новоначальному. Молитву же пусть совершают по молитвеннику, всячески стараясь чтоб со словами шли мысли и чувства. Сим трудом новичок приучится к молитвенным оборотам речи.., а потом и сам своею речью станет совершать молитву, когда она подвигнется от сердца. А без молитвенника оставлять новоначального никак не следует, исключая того случая, если он прежде своего новоначалия ознакомился с умною к Богу молитвою (Из письма того же стр.37).

Написать комментарий