ВОПРЕКИ МУСУЛЬМАНСКОМУ ИГУ

ВОПРЕКИ МУСУЛЬМАНСКОМУ ИГУ

Память новомученика Иордана Трапезундского (+ 1650 г.)

Святой новомученик Иордан Трапезундский пострадал в то время, когда православные земли Византийской и Трапезундской империй были захвачены турками-мусульманами.

 

Турки смотрели на покоренных ими христиан с крайним презрением. Они были твердо убеждены, что мусульманство — это единственная истинная религия, что только они правоверные. Все же другие народы другой веры, а особенно христиане, не больше как неверные, райя, гяуры. Представлялось естественным делом, угодным Богу, — или обращать всех в мусульманство, даже огнем и мечом, по заповеди и примеру пророка Магомета, или, если это не удавалось, — покорять и порабощать как врагов своей религии. Восточных христиан надлежало обращать в рабство.

 

К концу 16 века Турция вошла в близкие отношения с западной Европой и преимущественно с безнравственной и своекорыстной Венецианской республикой. Влияние ее сказалось во всей Византии. Султаны были корыстолюбивые, безнравственные и ленивые деспоты. Великие визири, управлявшие от их имени государством, допускали всевозможные злоупотребления и старались лично обогатиться. Паши делали то же самое на местах. В войсках упала дисциплина — янычары постоянно устраивали бунты, грабежи и убийства. И от всего этого больше всего страдало безправное христианское население.

 

В 17 и 18 веках бывали султаны, собиравшиеся истребить всех христиан, в том числе расправлялись с православными греками, подозревая их в сочувствии России.

 

Низложения, ссылки, умерщвления патриархов были также частыми явлениями того тяжелого времени. С 1622 по 1700 год на патриаршем престоле сменилось 48 патриархов, причем некоторые из них по два, три и пять раз возводились на престол и свергались.

 

Вообще все восточные христиане подвергались насилию и жестокости со стороны турок. Янычары, во время бунтов, прежде всего нападали на христиан. Так в 1737 г., бунтовавшие янычары напали на патриархию и потребовали от патриарха Паисия II большую сумму денег. Не получив ее, они ворвались в храм, изрубили в куски святые мощи, вылили святое миро, попирали ногами Святые Дары, уничтожили много икон и т.п. От янычар не отставала и чернь, подстрекаемая муллами. Взрывы фанатической черни против христиан во всей турецкой империи в 17 и 18 веках были нередкими и сопровождались избиением христианского населения.

 

Общий гнет заставлял слабых людей обращаться в мусульманство. Отступники изменой веры часто спасали свою жизнь. Для обращения в мусульманство турки имели два закона. Христианин освобождался от наказания, наложенного судом, даже от смертной казни, если он изъявлял желание принять мусульманство. Туркам было легко придумать обвинения для христиан и предлагать им мусульманство. Другой закон определял смертную казнь всякому отступнику от мусульманства, или хулителю его. И в этих случаях легко было приписать христианам обвинения и под страхом смерти принудить их к отступничеству. Но многие христиане претерпевали и гонения, и мучения, но оставались непоколебимыми в вере. Подвиги этих новых мучеников очень велики. Их заключали в оковы, в темницы, морили голодом, подвергали жестоким побоям и пыткам, и, в конце концов, рубили им головы, сжигали на кострах, или вешали.

 

Таковым, по всей видимости, и был святой мученик Иордан Трапезундский, пострадавший в 1650 году. К сожалению, не дошли до нас сведения о его жизни, а известно лишь, что во время его исповеднического подвига, идя к месту казни, святой Иордан просил прощения у всех, кого встречал по пути, юных и старых… Этим его поступком открывается весь внутренний, прежде всего, подвиг умерщвления и уничижения себя св. Иорданом, а также становится более понятным и радостным внешнее, венчающее его подвижническую жизнь, мученичество Христа ради.

 

По материалам православных сайтов

Написать комментарий