Что такое священная молитва
Святитель Симеон архиепископ Солунский. Эта божественная молитва — призывание Спасителя нашего: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, есть и молитва (προσευχή), и обет (ευχη). Эта молитва есть:
- исповедание веры;
- орудие общения со Святым Духом;
- проводник Божественных даров;
- очищение сердца;
- отгнание демонов;
- вселение Христа;
- источник духовных мыслей и Божественных помыслов;
- освобождение от грехов;
- врачевство душ и телес;
- посредница Божественного озарения;
- привлечение Божия милосердия;
- раздаятельница откровений и Божественных тайн для смиренных;
- источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего.
А нам одно только имя и следует призывать — имя Иисуса Христа, Сына Божия, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), как говорит апостол. Таким образом она есть:
- молитва, потому что в ней мы испрашиваем Божественного милосердия;
- и обет, потому что через призывание Христа мы обещаем себя самих Христу;
- и исповедание, потому что, исповедав это, Петр был назван блаженным;
- и дарование Духа, потому что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3);
- и проводник Божественных даров, потому что за неё Христос обещал Петру: «дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:17-19);
- и очищение сердца, потому что молящийся благодаря ей видит и призывает Бога и, взирая на Него, очищается;
- и отгнание демонов, потому что именем Иисуса Христа демоны и были прогоняемы, и ныне прогоняются;
- и вселение Христа, потому что Христос, при памятовании о Нём, в нас пребывает, за памятование это вселяется и исполняет нас веселием: «Помянух, — сказано, — Бога и возвеселихся» (Пс. 76:4);
- и источник духовных мыслей и помышлений, потому что Христос есть сокровище всякой мудрости и знания, и дарует таковые тем, в ком обитает;
- и освобождение от грехов, потому что ради неё сказано: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19);
- и врачевство душ и тел, потому что сказано: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6), и еще: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос» (Деян. 9:34);
- и проводник Божественного озарения, потому что Христос есть Свет истинный и Свою светлость и благодать сообщает призывающим Его: «И буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89:17), и еще: «кто последует за Мною, тот... будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12);
- и привлечение Божией милости, потому что мы просим милости, а Господь милостив, милосерд ко всем призывающим Его и скоро творит отмщение вопиющим к Нему;
- раздаятельница Божественных откровений и тайн для смиренных, потому что сама она дана была рыбаку Петру через откровение Отца Небесного, и Павел был восхищен Христом и слышал откровения, и всегда эта молитва имеет такое действие;
- и источник спасения, потому что, говорит апостол, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), и еще: «Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42), так что в последний день всякий язык волею или неволею исповедует и воспоет, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:11);
- и знамение нашей веры, так как мы христиане и христианами называемся;
- и свидетельство того, что мы от Бога, потому что, как мы ранее сказали, «всякий дух, который исповедует Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4:2-3).