УВЕРЯЮЩИЙ В ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ БОЖИЕМ

УВЕРЯЮЩИЙ В ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ БОЖИЕМ

Память святого пророка Захарии Серповидца

Как радостный благовест раздался для иудеев, находившихся в плену вавилонском, указ персидского царя Кира (559–530 гг. до Р.Х.) об освобождении; и те из них, которые томились в неволе на чужбине, поспешили в землю отцов своих. Взяв с собою священные сосуды, захваченные Навуходоносором при разрушении Иерусалима (1Ездр.1:7-8), переселенцы, под предводительством князя Зоровавеля, происходившего из царского дома Давидова (1Ездр.1:8; 2:2; 1Пар.3:19; 9-17), возвратились на родину.

 

В седьмой месяц по возвращении они возобновили из груды развалин жертвенник (1Ездр.3:1-6), а затем приступили к восстановлению разрушенного храма. Но самая постройка храма, несмотря на щедрый приток пожертвований в первое время, шла чрезвычайно медленно. Страна была неспокойна; всюду рыскали разбой­ники, и невозможно было вести правильных посевов и уборки хлеба; тяжелое бремя правления персидских чиновников (Неем.9:36-37), частые засухи, голод (Агг.1:6,10-11) истощили народ. К этому присоединилась вражда с самарянами; раз­ными наветами перед персидским правительством самаряне добились остановки работ почти на 15 лет.
.

Эти препятствия ослабили благочестивую ревность иудеев к восстановлению народной святыни; для поднятия религиозного чув­ства избранного народа нужны были особенно сильные духом мужи; таких мужей Господь и воздвиг в лице Своих пророков Аггея (пам. 16 дек.) и Захарии, о котором нам предстоит слово.

 

Святой пророк Захария (евр. «память Господня»), Серповидец (в одном откровении (Зах.5:1-2) пророк видел летящий по воздуху свиток, вероятно, изогнувшийся на подобие серпа), происходил из колена Левиина; он был сын Варахии и внук Адды или Иддо; последний возвратился вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии называется главою священнической фамилии.

 

Свя­щенное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение.

 

На пророче­скую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), – только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм.

 

«Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, – свидетельствует о сем Ездра (1Ездр.5:1-2; 6:14), – говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их. И ста­рейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды».

 

Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов (515 г. до Р.Х.). Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем.

 

После пророка Захарии осталось драгоценное наследие – книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии – обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии.

 

Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-ой гл. по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-ой гл. до конца) – речи. Всех видений восемь; большая часть их объясняется пророку Ангелом Божиим; цель их – уверить народ еврейский в покровительстве Божием. Во второй части содержатся речи: о постах, о благословении Божием на Израиле и гибели враждебных ему народов, о Праведном и кротком Царе-Спасителе. После изображения светлой судьбы, ожидающей Израиля в недалеком будущем, пророк переходит к изображению предстоящего затем отвержения народу иудейскому и опустошения Иудеи.

 

В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитить его и истре­бит нападающих, на народ же еврейский Господь изольёт дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о единородном сыне (Ин.19:34-37). Тогда откроется дому Давидову источник, омывающий грехи их, и уничтожится всякая память о идолах и лжепророках; поражен будет Пастырь и рассеются овцы (Мф.26:31; Мк.4:27). Господь создает благодатное царство, небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но за то искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще раз окружат Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и тогда будет единственный день, ведомой только Господу: не станет света, светила удалятся, будет ни день, ни ночь; лишь к вечеру явится свет (Лк.23:44-45). Из Иерусалима потекут живой воды, он ста­нет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники, – ничего нечистого не будет в нем более (гл. 12-14).

 

Некоторые места из книги пророка Захарии читаются во время вечерни как паримии. Так, 9:9-14 читаются в неделю Ваий; 11:10-13 в Великую Пятницу; 8:7-17, 19-23 в пяток сырный недели, 14:4,8-11 (где гово­рится о явлении Господа на горе Елеонской) в Вознесение Господне, бывшее на этой горе.

 

По материалам «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий