СЛОВА «ЛЮБОВЬ» И «БОЛЬ» – ОДНОКОРЕННЫЕ

СЛОВА «ЛЮБОВЬ» И «БОЛЬ» – ОДНОКОРЕННЫЕ

Православный писатель В. Ирзабеков о семейных отношениях

– Почему распадаются даже православные семьи? 
– Супругам сейчас недостает жертвенности.
Что такое жертва? Я для себя вывел удивительную формулу жертвы для нашего немощного современника, вот для меня, например, очень немощного современного человека. Когда мы говорим «жертва», то представляем, что это какая-то казнь: человека чуть ли не распинают, пытают – ничего подобного. Для сегодняшнего человека жертва, – я хочу, чтобы сие запомнилось, как формула, – это добровольное лишение себя какого-либо комфорта.

 

Приведу классический пример: молодой человек едет в общественном транспорте, входит старенькая бабушка. Известная ситуация – конечно, надо уступить место. Но если человек молодой, это не значит, что он не устал. А если он едет после ночной смены? В том-то жертва и состоит, что надо, как барон Мюнхгаузен, взять себя за волосы и поднять со своего места, чтобы уступить его бабушке... Это вот такая маленькая «жертвочка». Вспомним, какие жертвы приносили святые ради Христа...

 

К сожалению, только с годами приходит понимание: любить – это, прежде всего, беречь того, кого любишь… Великое в малом: здесь уступил, здесь за кем-то помыл посуду, здесь безсловесно просто вынес мусор. Такие крошечные жертвы кому-то могут показаться смешными, но надо себя к этому приучить. Важно выработать привычку жертвовать.

 

Об этом нам говорит русский язык. Удивительная вещь. В русском языке «любовь» и «боль» – слова одного корня. Без боли не бывает любви. И боль здесь – та самая жертва, то есть принесение себя понемногу в жертву. И когда жертвуешь ты, то надо быть очень жестокосердным человеком тому, кто рядом, чтобы в ответ не проявлять к тебе такие же чувства. Какой тогда красивой и благодатной становится наша жизнь. Разумеется, совершая эти жертвы, никогда не нужно задумываться, чтобы в ответ что-то получить... Все надо делать безкорыстно, ради Христа!

 

…Как мы бываем щедры на комплементы, на добрые слова всем, кому угодно: от вахтерши до начальника, – но нам всегда катастрофически не хватает каких-то проявлений нежности по отношению к близким людям. Всего-то надо просто подойти, погладить, поцеловать в макушку и сказать теплое слово, ободрить. Почему-то этого нам не хватает, а это так нужно в семейной жизни.

 

– Каким должен быть православный мужчина и муж? 
– Ответственным, надежным.

 

Многие современные женщины даже в семье ведут себя как «сильный пол». Как мужчине стать сильным?
– Прийти в Церковь. Я другого выхода не знаю... ВООБЩЕ ВСЕ СПАСЕНИЕ НАШЕ – ЭТО ПРИЙТИ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ХРАМ.

В храм надо прийти не ногами, а сердцем. Все мы сначала приходим ногами, но главное – прийти сердцем. В Св. Писании об этом написано. Господь говорит: «Народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). Прийти в храм – значит, найти себя, свое место в жизни. Человеком становишься только в православном храме. Вернее, начинаешь становиться человеком. Это есть всегда начало, первый шаг в восхождении к Небу, к обожению. День, когда ты пришел в храм, всегда можно обозначить. А конца этому нет.

 

православный отец Что Вы думаете о роли отца в семье? 
– Дело в том, что при обсуждении таких фундаментальных понятий нужно всегда прибегать к русскому языку. Козьма Прутков нас призывает: «Зри в корень», а такие святые, высокие понятия, как Отечество, Отчизна имеют один корень – ОТЕЦ. Невозможно поднять, укрепить Отечество, унижая при этом мужчину и сам институт отцовства. Сильное Отечество там, где достойные отцы. Одна из великих бед нашего дорогого Отечества сегодня – это инфантилизм. Кстати, и женщин, но прежде мужчин. Потому что мужчина должен быть куда более ответственным человеком, нежели женщина. Об этом сказано и в Св. Писании.

 

Дело в том, что беда сегодняшнего общества – то, что мужчину воспитывают женщины. Те самые неполные семьи. С детства у мальчишки комплекс неполноценности. Он заласкан бабушкой, мамой, назло отцу. Всё…

 

Конечно, самая крепкая семья – патриархальная, раньше была крестьянская. И сейчас понимаешь, почему Ленин и вся эта когорта, комарилья, направили свои ядовитые стрелы с начала революции в самое сердце русской семьи. Вождь мiрового пролетариата ненавидел русских, особенно крестьян, потому что крестьянство являло собой такое вот ядро, духовную основу русского государства. Единственная страна в мiре – Россия, где основное население определяло себя как «крестьяне» – христиане. Исторически она всегда была аграрной страной. Удивительная наша страна. Исчезли крестьяне, и стало очень мало Христианства, увы, поэтому нужен институт отцовства.

 

Если не будет возрождена роль мужчины, конечно, не без участия, в первую очередь, самого мужчины, то не произойдет и восстановление института семьи, а значит, нравственно здоровым общество быть не сможет. Даже самого немощного мужчину, самого плохого отца нельзя унижать. Если женщина, жена думает, что она тем самым зарабатывает себе авторитет, – глубоко ошибается.

 

По материалам интервью с Андреем Сигутиным

Написать комментарий