Насколько первородный грех извратил человеческую природу
Как ни глубоко было падение наших прародителей, они не утратили всех своих совершенств, всего добра, которым так щедро одарил их Творец при создании.
«Веруем, - учит Церковь, - что человек, падший через преступление, уподобился бессловесным скотам, т. е. помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от преблагого Бога, ибо в противном случае он сделался бы и неразумным и, следственно, не человеком; но он имеет ту природу, с которой сотворен, и природную силу, свободную, живую, деятельную, так что он по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. На то, что человек по природе своей добр, указывает и Господь, когда говорит, что язычники любят любящих их; об этом же учит апостол Павел (Рим.15:9) и в других местах, где говорится, что «языцы не имуще закона, естеством закона творят» (Рим.2:14).
Отсюда очевидно, что сделанное человеком добро не может быть грехом, ибо добро не есть зло. Будучи естественным, добро делает человека только душевным, а не духовным, и одно без веры не содействуют к спасению, однако же не служит и к осуждению: ибо добро не может быть причиной зла».
«Веруем, - учит Церковь, - что человек, падший через преступление, уподобился бессловесным скотам, т. е. помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от преблагого Бога, ибо в противном случае он сделался бы и неразумным и, следственно, не человеком; но он имеет ту природу, с которой сотворен, и природную силу, свободную, живую, деятельную, так что он по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. На то, что человек по природе своей добр, указывает и Господь, когда говорит, что язычники любят любящих их; об этом же учит апостол Павел (Рим.15:9) и в других местах, где говорится, что «языцы не имуще закона, естеством закона творят» (Рим.2:14).
Отсюда очевидно, что сделанное человеком добро не может быть грехом, ибо добро не есть зло. Будучи естественным, добро делает человека только душевным, а не духовным, и одно без веры не содействуют к спасению, однако же не служит и к осуждению: ибо добро не может быть причиной зла».
Протоиерей Григорий Дьяченко
Борьба с грехом