ПРЕТЕРПЕВЫЙ ДО КОНЦА

ПРЕТЕРПЕВЫЙ ДО КОНЦА

Память свщм. Онисима (Пылаева)

Сщмч. Онисим родился 5 сентября 1872 г. в дер. Марково Белозерского уезда Новгородской губ. в семье псаломщика Владимира Пылаева. В 1896 г. Михаил (мiрское имя святого) окончил Новгородскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в крепостной церкви г. Карса. В 1904 г. он был рукоположен и назначен священником 4-го стрелкового полка.

 

В 1904 г. началась война России с Японией, и 4-й стрелковый полк должен был отправляться на фронт в действующую армию. О. Михаил считал, что для народа непонятны смысл и задачи войны и, уже поэтому, последствия ее могут оказаться тяжелыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство отозвало его с фронта, назначив священником 37-го Екатеринбургского полка. Но когда началась война 1914 г., он вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой — солдатами — всю войну. Был возведен в сан протоиерея.

 

В январе 1918 г. о. Михаил приехал в Н. Новгород; начиналась гражданская война, и его мобилизовали в Красную армию письмоводителем, затем казначеем, председателем ликвидационной комиссии 11-й Нижегородской стрелковой дивизии, а затем поступил на службу в военную губернскую коллегию в качестве управделами.

 

В 1920 г. прот. Михаил подал прошение, и был назначен священником в Свято-Троицкую церковь.

 

Во время возникновения в 1922 г. обновленческого раскола о. Михаил стал энергичным противником обновленцев, чем вызвал у них немалую ненависть.

 

В декабре 1924 г. некоторые священники Н. Новгорода, ощутив необходимость в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собираться и обсуждать, что возможно здесь сделать. Вскоре за ними началась слежка. Среди других обычно присутствовали митр. Сергий (Страгородский), еп. Леонтий (Устинов), еп. Макарий (Знаменский). 26 февраля участники лекций на месяц были заключены в нижегородскую тюрьму.

 

На следующий день после освобождения, 28 марта 1925 г., прот. Михаил после пострижения в монашество с именем Онисим был хиротонисан во епископа. В марте 1926 г. владыку обвинили в «тихоновщине» и выслали из Новгорода. Владыка поселился в Воткинске, расположенном относительно недалеко от Н. Новгорода. 26 апреля 1926 г. владыка Онисим был назначен митр. Сергием (Страгородским) епископом Воткинским.

 

В 1927 г. воткинское духовенство подверглось обыскам на предмет послания от имени архиеп. Сарапульского Алексия (Кузнецова). В доме свящ. Александра Бирюкова, секретаря еп. Онисима, было найдено 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. 4 февраля был арестован и владыка. 22 июня 1928 г. он был приговорен к трем годам заключения на Соловках.

 

На епископа Онисима соловецким начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, и, приплывая туда продрогшим и замерзшим и не имея, где отогреться, зажигать огонь на маяке и возвращаться.

 

Перед окончанием срока на Соловках владыку Онисима приговорили к трем годам ссылки в Архангельск, где он зарабатывал на жизнь работой в госфотографии. За девять месяцев до окончания срока ссылки еп. Онисим направил митр. Сергию письмо, в котором он описывал свое тяжелое физическое состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное освобождение «по старости и неспособности к труду». 10 августа 1933 г. его досрочно освободили, и в том же году он стал на Тульскую кафедру.

Епископ Онисим управлял епархией на своей квартире. Здесь он принимал священников, отстаивал храмы. Оставшихся без приходов батюшек владыка благословлял совершать по возможности богослужения в домах прихожан. Сам владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди. Вл. Онисим уговаривал и священников по мере возможности не отказываться от проповеди, от просвещения народа словом.

 

18 декабря 1935 г. еп. Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним было арестовано духовенство Тульской епархии, монахи и мiряне. Свидетели по его делу, большей частью из самого арестованного духовенства, показали, что епископ призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству; также обвинители выступали против обличающих проповедей вл. Онисима и против того, что он «ежедневно за каждой архиерейской службой поминает по старой монархической форме: "на брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших”»; припомнились также и домашние богослужения, постриги в монашество. Допросы длились в течение двух месяцев.

16 апреля 1936 г. еп. Онисима приговорили к пяти годам ссылки в Северный край, г. Каргополь Архангельской обл. Там он поселился в небольшом деревянном доме на окраине, где и устроил домашнюю церковь, т.к. хозяева дома были верующими. Но недолго пришлось прожить еп. Онисиму в ссылке: поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник 1938 г. он был арестован.

 

Через все годы заключения и ссылок он пронес драгоценную для него оловянную ложку, на которой заключенными была выцарапана надпись «Епископ Онисим». За обедом он всегда пользовался ею и всегда брал ее с собой в предвидении нового следствия и заключения. Но на этот раз он не стал брать эту ложку с собой, так как понял, что конца этому следствию не будет, не будет ни заключения в лагере, ни ссылки, а будет сразу Царствие Небесное — оставалось всего лишь в последний раз потрудиться и пострадать со Христом, чтобы навечно быть с Ним.

 

Владыку Онисима допрашивали в самое Рождество Христово. Вину в контрреволюционной деятельности епископ не признал. Нашлись два свидетеля — священник и мiрянин, которые оклеветали в этом владыку, и 11 января 1938 г. его перевели в тюрьму Архангельска. А 13 января тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 года в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.

 

Сибирский патерик

Написать комментарий