О терпении и благодарении в скорбях

О терпении и благодарении в скорбях

Наставления Святых отцов. С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями Он делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено. Святитель Григорий Богослов.

С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения. Преподобный Нил Синайский.

Когда постигнет тебя скорбное искушение, то не изыскивай, для чего и от чего оно пришло, но старайся перенести его с благодарностью, без печали и злопамятства. Преподобный Марк Подвижник.

Радуйся в скорбях, потому что венцы сплетаются из различных цветов; и праведники многими скорбями входят в радость Господа. Преподобный Ефрем Сирин.

Мы (христиане) не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключившихся бедствий. Святитель Иоанн Златоуст.

Если случится тебе скорбь на том месте, где ты живешь, то не оставляй места во время скорби. Если же поступишь иначе, то куда ни пойдешь, везде найдешь то, от чего бежишь. Претерпи, пока не пройдет скорбь, тогда иди, куда хочешь, чтобы уход твой не причинил соблазна другим и не произвел смущения в живущих в том месте, откуда ты уходишь. Изречения безымянных старцев.

«Великое благо есть скорбь»,-говорит Иоанн Златоуст. Великое благо, ибо смиряет нас, ибо пресекает путь к плотоугодию и гибели, ибо исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу и так отводит от гибели и наставляет на путь к Вечной Жизни. Великую милость делает с нами Отец Небесный, когда посылает нам скорби и напасти. О скорбь!-жезл Божиего наказания, горькое, но здоровое наше лекарство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Христовых воинов, путь к Вечной Жизни! Святитель Тихон Задонский.

Хотя ты и не за Христа терпишь гонение, однако если терпишь неповинно и благодаришь Бога, то и это вменится тебе, как бы терпящему за Христа. Вспомни страстотерпцев российских Бориса и Глеба - за Христа ли они пострадали? Поистине, нет, но по зависти брата, однако это вменилось им, как будто они претерпели за Христа.

Еще и то знай, возлюбленный, что во всех бедах, скорбях, печалях и искушениях не малая отрада бывает от того, чтобы во всем положиться на волю Господню, естественно благую, хотящую нам всегда добра и все устраивающую в пользу нашу, ибо все, что Он устраивает с нами, хотя и кажется нам неприятным, однако все к лучшему. Вот и садовник, очищая сад, хотя режет ветки, однако не повреждает этим деревья или виноград, но даже делает их еще более плодоносными: «всякую (сказано) ветвь... приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин.15:2). Так и Бог попускает на нас беды не во вред нам, но чтобы обогатить нас духовными плодами; и когда Он видит, что мы терпим и повинуемся Его изволению, тогда Он бедствие превращает в благополучие и скорбь-в радование. Поэтому возложим все на Его святую волю, говоря: устрой со мной все, как хочешь, да совершится на мне Твоя святая воля. Вот, например, праведный Иов всегда соединял с волей Господней все тяжкие случаи, ибо говорил: "Господь дал. Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов1:21). И посмотри, как после того блага превзошли все бедствия Иова, бывшие по воле Господней.

Господь, отвлекая и очищая ум наш от всякого неразумного земного пристрастия, как истинный врач, врачуя душу нашу, часто пресекает наши желания и хотения; много раз претворяет их в скорбь и горесть, чтобы мы в Господе Боге искали вечного утешения, которое не отнимется от нас вовеки. Ибо все земное существует лишь на малый час, на малое время, небесные же радости не имеют конца и пребывают во веки вечные. Какое будет тебе приобретение, если и все желания твои сбудутся, ты же останешься чужд Господней благодати? Никакого.

Потому чем больше с благодарностью претерпишь от Господа скорби вопреки своим мыслям и желаниям, тем большее потом примешь от Него утешение: «При умножении,-сказано,- скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). Не унывай вследствие скорби и препятствий, попускаемых Божиим Смотрением ради грехов твоих, но с благодарностью принимай их как некое великое врачевание для души. Ибо лучше здесь претерпеть временную скорбь, нежели потом скорбеть вечно; лучше здесь, а не там. Ибо весьма несчастен тот, кто, много согрешив, не претерпевает здесь с благодарностью скорбей и препятствий, но всегда хочет, чтобы все делалось по воле сердца его. Знай, что таковой будет скорбеть в грядущей жизни. Святитель Димитрий Ростовский.

Терпение скорбей с благодарением Бога, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния.

Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, верными залогами которых служат земные скорби.

Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке.

Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя. Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу.

Таково достоинство скорбей земных: когда они переносятся с благодушием, они-дар Божий. Они-знамение усыновления Богу. Епископ Игнатий (Брянчанинов).

Один из иноков вошел в церковь в Александрии помолиться. И увидел одну почтенную женщину, которая в слезах стояла на коленях перед иконой Спасителя и повторяла: «Оставил меня. Господи!». «Кто тебя обижает?» - спросил он. Женщина ответила: «Никто меня ничем не обидел. Но о том я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и уже три года не посетил никакой скорбью».

Амма Феодора поведала, что некий инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал себе: «Уйду отсюда». С этими словами он начал обувать сандалии. И внезапно увидел в углу келлии другого человека, который также обувался и который сказал ему: «Из-за меня ли ты выходишь отсюда? Во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя». Пролог в поучениях.

Написать комментарий