СИБИРСКИЙ СТАРЕЦ

СИБИРСКИЙ СТАРЕЦ

Житие преподобного Далмата Исецкого

Город Далматово – одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря. Эта пустынь была первым русским поселением в долине реки Исеть, она сыграла значительную роль в хозяйственном освоении края, в духовном просвещении, как русского, так и инородческого населения. Более века монастырь был надежным форпостом в обороне восточных рубежей России от кочевых племен. И у истоков его величия и славы стоял строитель старец Далмат.

 

Его мiрское имя – Дмитрий Иванович Мокринский. Родился он в 1594 г. в городе-крепости (остроге) Березове в семье казачьего атамана, жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей.

 

После смерти жены уже в зрелом возрасте Дмитрий Иванович оставил государеву службу и семью в Тобольске и принял постриг в Невьянском Спасобогоявленском монастыре под именем Далмата.

 

За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул (1644 г.) Невьянский монастырь и ушел в глухие места на р. Исети, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.

 

По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище – при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.

 

Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли.

 

Считалось, что успех Далмата в присвоении этих земель был обезпечен его родством с Илигеем по материнской линии, но сочинение Исаака сообщает, что этот факт не соответствует истине: «...прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: “В Риме бывша римлянам назвася” и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: “А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася”. И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».

 

Второй раз Илигей возжелал согнать старца, но Далмата спасло чудо – Божественное прозрение татарского мурзы – по дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас, и во искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г.

 

Монастырь, занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака, потом сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест, принося сюда свои фамилии и прозвания, живущие и поныне.

 

К 1651 г. первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище, по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева деревянную часовню, кельи и ограду – первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго: «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и кельи у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор родовая икона старца Успение Пресвятой Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря.

 

Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями.

 

В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась.

 

Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

 

Старец Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым иноком, несмотря на то, что ему, как основателю, устроителю и руководителю монастыря, по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

 

Умер Далмат 25 июня 1697 г. в возрасте 103 лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни Далмат изготовил себе гроб (выдолбил из большого дерева), который долгие годы хранился в сарае.

 

От года к году все больше людей приходило в монастырь, чтобы помолиться в усыпальнице Далмата, взять целебной воды из родника на Белом Городище. Известны исцеления по молитвам старца. Далмата стали считать покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обязательно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шишак (подаренные Далмату мурзой Илигеем в знак примирения).

 

К 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В 2004 г. прп. Далмата Исетского причислили к местночтимым святым Курганской епархии, почитаемому в лике Собора Сибирских святых, с установлением дня памяти 8 июля.

 

По материалам православных сайтов

 










   



 


Написать комментарий