Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(31-01-2017, 00:04)

Толкование на 68-й псалом Давида святителя Афанасия Великого

Святитель Афанасий Великий
Толкования на псалмы

Пс.68:1. В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду.
   Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. А что вся молитва Спасителева приносится от лица человеческой природы, это Псалмопевец дает разуметь в конце псалма, когда говорит: «яко услыша убогия Господь и окованная Своя не уничижи» (Пс.68:34). 

Пс.68:2. Спаси Мя Боже, яко внидоша воды до души Моея.
   Поелику приял на Себя грехи наши, «о нас болезнует» (Ис. 53:4), то справедливо и молится об избавлении от искушений, подобно потоку окруживших душу Его.

Пс.68:3. Углебох в тимении глубины, и несть постояния.
   Ибо сие потерпела человеческая природа, грехом вовлеченная в смерть, и даже в самый ад, который и называет здесь пророк «тимением глубины» и «глубинами морскими».

Пс.68:4. Утрудихся зовый, измолче гортань мой.
   А что и о чем взывал, ясно показал это в последующем, сказав: «да избавлюся от ненавидящих Мя, и от глубоких вод» (Пс.68:15) и «да не потопит Мене буря водная» (Пс.68:16) и прочее, что за сим присовокуплено. Ибо молится, как сказал я, о человеческой природе, чтобы сокрушена была держава смерти, потому что ад не затворяет зияющих на природу нашу уст, почему и говорит: «ниже сведет о Мне ровенник уст своих» (Пс.68:16). 

Пс.68:5. Умножишася паче влас главы Моея ненавидящии Мя туне,
   потому что многочисленны демоны, злоумышляющие на естество человеческое, и хотя никакой не потерпели от нас обиды, спешат предать нас смерти.
Укрепишася врази Мои, изгонящии Мя неправедно.
   Показывает, что приговор на Него произнесен несправедливо.

Пс.68:6. Боже, Ты уведел еси безумие Мое.
   «Безумием» называет то, что у людей почитается буйством, и именно буйством проповеди о страдании Христовом. Ибо, по слову священного Апостола, крест Христов стал «иудеем соблазн», язычникам же «безумие» (1 Кор. 1:23). Посему говорит: Ты, Отче, «уведел еси» домостроительство крестное. И говорит это, потому что «послушлив был Отцу даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2:8).
И прегрешения Моя от Тебе не утаишася.
   Это подобно сказанному: «не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори» (2 Кор. 5:21). Это и значат слова: «от Тебе не утаишася».

Пс.68:7.
Да не постыдятся о Мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил.
   Сказано: «о Мне» вместо: «ради Меня», или «по причине Моего за них страдания». Также сказано: «да не постыдятся» вместо: «да не будут болеее постыждаемы», как постыждаемы были древле тем тлением, какому подверглись. Смысл же речи таков: поелику на Себя принял Я – вкусить за них смерть; то да отъят будет от них стыд, в каком были они прежде по причине смерти, потому что для человека созданного по образу Божию позором была царствующая над ним смерть. Посему дает разуметь, что воскресением Его истреблена будет смерть. По сему истолкованию тоже означает и другой стих, подобный настоящему: «ниже да посрамятся о Мне ищущии Тебе» . Как выше, так и здесь, хорошо сказано: «о Мне». Ибо Сам побуждал к терпению, и будучи побежден, нанес бы стыд поверившим, как избравшим для себя опасность по обольщению и доверчивости.

Пс.68:8. Яко Тебе ради потерпех поношение.
   Прошу, говорит, чтобы истреблена была смерть, потому что, «послушлив быв», и ее посвящаю Тебе.

Пс.68:9. Чужд бых бpатии Моей.
   Это говорит по причине оставления Своего всеми во время страдания.

Пс.68:10. Яко ревность дому Твоего снеде Мя.
   Отреклись от Меня, потому что обличал Я их в нечестии к дому Твоему, Иоанн ясно описывает событие, когда Христос изгонял из храма бичом.
И поношения поносящих Ти нападоша на Мя.
   Не только был Я устранен и отчужден, но и подвергся поношению «поносящих Ти» лукавыми своими делами, потерпел же Я все это не за иное что, как за ревность к дому Твоему.

Пс.68:11. И покрых постом душу мою.
   Скорбя о будущей погибели душ их, делал Я то и другое. Но те, за кого совершено это Мною, во всякое время и на всяком месте имели Меня в устах своих, понося Меня за те злострадания, какие потерпел Я за них.

Пс.68:14. Аз же молитвою Моею к Тебе, Господи.
   Хотя за все блага воздали Мне злом, но Я не перестаю приносить за них молитвы. Это явствует из слов Евангелиста, который представляет Его и на кресте молящимся за распинающих.
Время благоволения.
   «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит» (Гал. 4:4-5). Пришедший на сие говорит: «время благоволения, Боже».

Пс.68:15. Спаси Мя от брения, да не углебну.
   Вот что взывал Он, молясь о человечество, почему и говорит: «измолче гортань Мой» (Пс.68:4). Слово же «измолче» означает неослабность молитвы.

Пс.68:16.
Да не потопит Мене буря водная, ниже да пожрет Мене глубина.
   Поелику изречены определение и страшная клятва, что, если и Ангел благовестит нам, или научит нас чему-либо иному, а не чему учил Павел, «анафема да будет» (Гал. 1:8), то может ли кто превзойти Павла или, лучше сказать, глаголющего в нем Христа? Посему, Христос сам относит таковую молитву к Себе, и сам о Себе свидетельствует, когда Апостол в послании к Евреям говорит, что «во днех плоти Своея – то есть восходя на крест – моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, – то есть к Отцу, – с воплем крепким и со слезами принес и услышан быв от благоговеинства, аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию» (Евр. 5:7-8). Здесь Павел или, лучше сказать, глаголющий в нем Христос, открыл нам умолчанное и оставленное Евангелистами, сказав, что «с воплем крепким и со слезами» совершена сия молитва: «Отче... да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39). Не притворно, не с намерением ввести в обман сатану, и не волю мира усвояя Себе, но от собственного Своего лица добровольно, по домостроительству, хотя и действительно Божий Он Сын, Христос молится с воплем, со слезами, в поте и каплях крови, укрепляемый Ангелом и как бы ободряемый и утешаемый Им. «И быв в подвизе моляшеся», как говорит Евангелист, даже «прилежнее» (Лк. 22:44), даже двукратно и троекратно приносил молитву Отцу. А посему, поелику Павел, лучше же сказать, Сам глаголющий в Павле Христос, ко Христу относит таковую молитву, то может ли кто извращать, что засвидетельствовал о Себе сам Христос?

Пс.68:18.
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего.
   Поелику Бог и Отец за преступление во Адаме отвратился от природы человеческой, то умоляет Бога обратить к ней лице Свое.

Пс.68:19. Вонми души Моей, и избави ю [от обдержащей ее смерти.
Враг Моих ради избави Мя.
   Тою обидою, какую потерпели мы от мысленных врагов, преклоняет Отца на милость к нам.

Пс.68:20. Ты бо веси поношение Мое.
   Это подобно сказанному: «яко Тебе ради претерпех поношение» (Пс.68:8).

Пс.68:21. Поношение чаяше душа Моя.
   Этим начинается описание страданий, ясно описанных и Евангелистами.

Пс.68:23.
Да будет трапеза их пред ними в сеть.
   Этим изображает, что постигнет иудеев по страдании Его. И как бы так говорит: потерпят они тоже самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это. Горе лукавому, «лукавая бо приключатся ему по делом рук его» (Ис. 3:11).

Пс.68:24.
Да помрачатся очи их, еже не видети.
   И действительно, не помрачились ли, не прияв Солнца правды?
И хребет их выну сляцы,
   потому что постиг их не временный, как у вавилонян, плен.

Пс.68:26. Да будет двор их пуст.
   Говорит это по причине опустошения, постигшего Иерусалим.
И в жилищах их да не будет живый,
   то есть из них самих, потому что никто из иудеев не обитает в жилищах Иерусалимских.

Пс.68:27. Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша.
   Указание причины, почему потерпят они такие бедствия. Подобно же это сказанному: «поражу пастыря, и разыдутся овцы» (Мф. 26:31). Так, не прияв Того, Кто по благоволению Твоему приял поражение в страдании, сами себя лишили они собственного своего спасения.
И к болезни язв Моих приложиша.
   Говорит это, потому что Христос Сам Себя смирил, они же предали Его смерти.

Пс.68:28. Приложи беззаконие к беззаконию их.
   И это говорит, потому что и по распятии и по воскресении клеветали на Него.
И да не внидут в правду Твою.
   Да будут удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным.

Пс.68:29. Да потребятся от книги живых.
   Хотя и были вписаны, потому что им даны обетования, но, поелику сделали и то и другое, по справедливости будут изглажены.

Пс.68:30. Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.
   Здесь проповедуется евангельское житие, какое предначал нищий по Богу, которому и сказано: «блажени нищии духом» (Мф. 5:3). Входит же и сей нищий лик, благодаря о спасении, соделанном ему Единородным, ибо Он есть образ Отца. Возвещается также, что будут уже приносимы не кровавые жертвы, но паче жертвы хвалы и духовного песнопения.

Пс.68:33. Да узрят нищии и возвеселятся.
   Познав сие, возрадуются нищие духом. Говорят же это Апостолы ради тех, которые чрез них уверовали во Христа.

Пс.68:34. Яко услыша убогия Господь.
   Какую же услышал молитву, кроме той, в которой молился за них Единородный? И о чем молился, как не об избавлении их от уз смерти? Посему сказано:
и окованныя Своя не уничижи.
   Ибо расторг узы всех, сказав «сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9).
И окованныя Своя не уничижи.
   Не презрел нас бедствовавших. И хорошо наименовал нас окованными за то, что потерпели это.

Пс.68:35. Да восхвалят Его небеса и земля.
   Если «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лк. 15:7), то кольми паче небеса возрадуются по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за сие Бога, то кольми паче сами спасенные на земле восхвалят Спасшего. Посему присовокупил: «море и вся живущая в них» . Говорит это, потому что и на островах примется спасение Божие. А словами «в них» означается: и на земле, и в море.

Пс.68:36. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради иyдеистии.
   Кого именует «Сионом», как не святую Церковь, в которой созданы грады, то есть восставленные души человеческие? Они были падшими, когда не ведали Бога, но восставлены исповеданием, потому что иудея толкуется: исповедание.
И вселятся тамо, и наследят и
   Пребывающие ныне в пленении, по возвращении, созиждут грады свои и вселятся в них. И не сами только будут обитать в них, но и сыны, и внуки их. Ибо пророк присовокупил и это.

Пс.68:37. И семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.
   Как рабы Его суть святые Апостолы, по сказанному: «Павел раб Иисус Христов» (Рим. 1:1), так семя их суть уверовавшие во Христа чрез Апостолов.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Скоро это коснется каждого: о цифровой экономике и тотальном контролеСегодня мало кто понимает суть происходящего в России. Футбол и пенсионные проблемы отрывают умы людей от процессов, которые носят поистине революционный характер. Прежде всего, это внедрение так называемой «цифровой экономики». Пагубность этого явления люди еще до конца не осознали, в том числе и сами строители «нового дивного цифрового» мира. Новые цифровые технологии несут угрозу не только каждому отдельному гражданину, но и самому государству...

Мы должны вознести Царской Семье особые молитвы: Патриарх Кирилл в Екатеринбурге обратился к пастве13 июля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший с Первосвятительским визитом в Екатеринбургскую митрополию, посетил Храм-памятник на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской ставропигиальной обители г. Москвы. 

10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. 10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. "Цифра растет фактически каждый день, это живой процесс”... По его словам, "процесс идет во многом с опережением сроков”», − говорится в сообщении.

Свинское сословие, или пенсионная реформа глазами ОруэллаПри прочтении «Скотного двора» Джорджа Оруэлла возникает много ассоциаций с реалиями нынешней общественной жизни в России. Например, с темой пенсионной реформы, которая стала горячо обсуждаться в начале лета 2018 года. Я имею в виду предложения нового правительства России (сформированного после победы на президентских выборах весной 2018 года Владимира Путина) по повышению пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин...

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Июль 2018 (74)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Неделя 7-я по Пятидесятнице: Об исцелении двух слепых и немого бесноватогоТолкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил...

Россия отказалась от «гендера»!Законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» официально отклонен Госдумой. Это – поистине эпохальное событие, значение которого трудно переоценить. Законопроект ФЗ № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)», был внесён в Госдуму депутатами Е.Лаховой и В.Володиным и принят в первом чтении в 2003 г. В 2008 г. депутат Е.Мизулина, на тот момент председатель думского Комитета по делам семьи и женщин, доработала его, добавив ряд таких «гендерных» понятий...

Вновь об украинской автокефалии: Константинополь все же намерен отобрать Украину у Русской ЦерквиМосковская патриархия принимает гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар — исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви. Решение, скорее всего, положительное - положительное для украинских раскольников и людей, захвативших власть в Киеве, и печальное и пагубное для самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают православную ойкумену...

© Русь-Фронт
Православие в России