Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт

(28-02-2011, 00:25)

ВОЖДЬ. СВЯЩЕННИК. ПИСАТЕЛЬ.

пИерей Александр Шумский об Александре Невском, Иоанне Кронштадтском и Ф.М.Достоевском и их отношение к католицизму …

А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна (4, 14)

В последнее время непрестанно тоскую по Петербургу. После своего посещения Северной столицы и Кронштадта, которое описал в статье «Теплоход времени», пытаюсь выкроить хоть пару дней, чтобы вновь ощутить особую радость от пребывания на петербургской земле. У меня удивительное чувство, что я словно родился в Петрограде, а ведь этим летом был там только второй раз. Каждый дом, переулок были узнаваемы внутренним чувством неизбывной сродности, точно так же как и любимая Москва, в которой живу уже почти 57 лет. В моем сознании Москва и Петербург соединились во что-то целое, нерасторжимое. Вероятно, это и есть имперское чувство.

Тут один из моих оппонентов после моей статьи «Либеральная ермолка и русский лед», в которой я нелестно отзываюсь о Германии и немцах, пригрозил мне, что сделает все возможное, чтобы меня не пускали в страны Европы. Нашел чем пугать, у меня ведь и паспорта-то заграничного нет, и приобретать его я не собираюсь. Если мне сейчас предложат на выбор поехать в Берлин или Петербург, то я, не раздумывая, выберу последний. Недавно показывали фильм о блокадном Ленинграде, и я еще больше укрепился в своем отношении к Германии.

Вы слышали хоть слово сожаления со стороны германских послевоенных руководителей о том, что натворили немцы на Ленинградской земле и вообще на нашей земле во время Великой Отечественной войны?
Конечно, для церковного человека Петербург – это, прежде всего, святые места, первым из которых является Александро-Невская лавра, где покоятся мощи моего небесного покровителя.

Особо хочется сказать о двух других русских людях, с которыми у меня связаны самые отрадные петербургские ассоциации. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский и русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Вместе со святым благоверным князем Александром Невским они олицетворяют собой всю русскую жизнь, все ее главные поприща: вождь, священник, писатель. Или государственное служение, духовное служение, культурное служение.

В моем обращении к Православию и приходе в Церковь Федор Достоевский и Иоанн Кронштадтский сыграли решающую роль. Именно в такой последовательности, сначала Достоевский вернул меня на православный путь, о чем я писал в статье «Родной человек», а затем Иоанн Кронштадтский ввел в Церковь. Подобный путь ко Христу под водительством этих двух людей проделали тысячи и тысячи других русских интеллигентов.

Эти два русских человека - почти ровесники. Достоевский родился в 1821 году, а Иоанн Кронштадтский в 1829. Всего восемь лет разницы. Когда в 1881 году в возрасте 60-ти лет скончался Федор Михайлович, протоиерею Иоанну Сергиеву было 52 года. Они вполне могли бы встретиться, возможно, знали друг о друге, но их пути так и не пересеклись. Так судил Господь. И это, наверное, хорошо, поскольку при личной встрече какие-нибудь мелкие второстепенные детали могли бы не позволить увидеть им друг друга во всей глубине. Они ведь очень духовно похожи, если пристально в них всмотреться. Хотя вполне возможно предположить, что Достоевский видел отца Иоанна в Кронштадте или Петербурге. Почему бы нет. Ведь не все события из своей жизни Достоевский фиксировал в своем дневнике.

Сразу хочу оговориться, я не принадлежу к числу тех, кто собирается канонизировать русских писателей, в том числе и Достоевского. Высшую духовную оценку Федору Михайловичу дал преподобный Амвросий Оптинский: «Этот кается». Можно ли желать большего?

В чем же они похожи, великий священник и великий писатель? Прежде всего в своей пламенности и светоносности, в своей непоколебимой любви ко Христу и России. У них эта любовь едина и нерасторжима, что, кстати, очень не по душе русофобствующим интеллигентам, считающим себя православными. Нет, Христос у них не сливается с Россией, тем более Россия не подменяет Христа, но их вера во Христа неотделима от русской почвы. И это очень важно для нас сегодня, когда некоторые богословы плюют в родниковый колодец по имени Россия.

Оба имели ярко выраженный пророческий дар, оба предвидели, что ждет Россию в будущем, но также непоколебимо верили в то, что Россия выстоит, несмотря ни на что. И сегодня, когда на наших глазах рушится Родина, когда зло уже почти торжествует свою победу, когда многие уже впали в уныние, нас укрепляют своим подлинным оптимизмом эти два русских человека. Не можем мы проиграть, имея такое духовно-нравственное наследие!

Едва ли не самым актуальным в наследии святого праведного Иоанна Кронштадтского и писателя Федора Достоевского является их отношение к католицизму. Этот вопрос для русского человека сегодня принципиален как никогда. Церковные либералы всячески пытаются доказать необходимость нашего сближения с Католической церковью, пытаются внушить нам, что ничего страшного в этом сближении нет, что речь не идет ни о каком догматическом компромиссе, что мы должны объединяться лишь для решения некоторых общих задач, связанных с наступлением ислама, различных сект и глобальной аморальности. И все вроде бы ничего. Что может быть плохого в том, что православные и католики вместе собираются противостоять, например, все более распространяющемуся содомскому греху? Но, беда в том, что мы, то есть Русская Православная Церковь, готовы к бескорыстному сотрудничеству с честными католиками, ради решения общих нравственных задач. Смешно было отрицать наличие общих проблем. Но вот относительно готовности Католической церкви к такому же бескорыстному сотрудничеству у меня возникают большие сомнения. Я писал раньше в статье «Москва или Рим?», повторяю и сейчас: приведите мне хотя бы один пример бескорыстного, братского отношения Католической церкви к Православной. Не старайтесь напрягать память, ибо таких примеров просто нет. А обратными примерами наполнена вся история Церкви. Я не буду их приводить, поскольку существует очень много книг и статей, убедительно доказывающих этот неутешительный вывод. Любое сближение с Православной Церковью, независимо от декларируемых целей, рассматривается Католической церковью только с позиции захвата и навязывания безоговорочной власти Римского папы. Я, честно говоря, удивляюсь, что кто-то пытается это оспаривать. Захват и власть - сущность католицизма, он не может отказаться от них по определению. Более того, весь западный менталитет в отношении России не предполагает ничего, кроме полного захвата и порабощения. Россияне, несущие ответственность за нашу страну и не понимающие этого, либо неисправимые романтики, либо…

Стоит вспомнить, что писал Василий Розанов о католицизме: «Ну, с ними довольно трудно заговаривать о соединении Церквей. Они сшибут вас с ног, просто самым движением, бытием своим, раньше, чем вы успеете договорить первую фразу предложения; сшибут - и перейдут через вас, и пойдут к своим целям». Эта удивительно точная и глубокая мысль Розанова несомненно связана с позицией Достоевского в отношении к католицизму, поскольку Розанов считал себя учеником Федора Михайловича. В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина утверждает следующее: «Католичество – все равно что вера нехристианская! - прибавил он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами всех вместе.
- Ну, это слишком, - пробормотал старичок и с удивлением поглядел на Ивана Федоровича.

- Как так это, католичество вера нехристианская? - повернулся на стуле Иван Петрович. – А какая же?

- Нехристианская вера, во-первых! – в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь, - это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! Таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас!.... Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле… По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем все подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низшую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм!»

И как удивительно согласуется с Достоевским Иоанн Кронштадтский: «Римские папы целую тысячу лет слишком работали в свою пользу кичения и гордости и всякой лжи, а не Христу, не Церкви Его, измыслив множество фальшивых учений – о главенстве папы в церкви, о непогрешимости, о опресноках на Литургии, о причащении одним Телом без Крови, о чистилище и проч.; нагромоздили столько новых, неслыханных догматов (о непорочном зачатии), что невозможно никому спастись, <а> можно – исповедующему католическую веру и ложь католическую признающим за истину. «Древо доброе плоды добры творит, а древо злое плоды злы творит. По плодам их узнаете их» ( Ср.: Мф. 7, 17, 20). Не кичитесь, католики, вас сам Бог осудил во лжи, как Христос фарисеев и саддукеев и первосвященников иудейских (См.: Мф. 16, 1-12). Недаром жиды и поляки заодно действуют, в одном духе…Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере и в жизни. Это вполне еретическая церковь…Католики упали с Камня веры Христа и упали в бездну погрешений и всяких страстей, особенно в гордость и кичение, в страшную неприязнь к восточной истинной Церкви и ее догматам и Богослужению с обрядами ее, искони установленными. Католики диавольскою ненавистью ненавидят Православную Церковь и христиан православных и называют их всякими хульными именами…» (Предсмертный Дневник, 1908 май-ноябрь).

Таким образом, церковным либералам следовало бы помнить, что они не с нами спорят, а со святым праведным Иоанном Кронштадтским и с гениальным русским писателем Федором Достоевским. И если они такие смелые, то пусть попробуют опровергнуть двух этих величайших православных русских людей, пусть прямо скажут, что они не правы, а уж люди сами решат, чью сторону занять. Наверное, излишне напоминать, как относился к латинянам святой благоверный князь Александр Невский, как гнал их с русской земли.
Знаменательно, что не так давно прошедшая выставка, посвященная святому праведному Иоанну, «Пасхальный Батюшка: Иоанн Кронштадтский в портретах, фотографиях, документах», проходила в стенах музея- квартиры Ф.М. Достоевского в Петербурге. Все - таки зашел в гости Дорогой Батюшка к Федору Михайловичу.

Над изголовьем моей кровати – два фотографических портрета, Батюшки Иоанна и Федора Михайловича. А, напротив, на стене – икона святого благоверного князя Александра Невского. Ну как тут не радоваться!

Иерей Александр Шумский 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Вечный Пересвет: о духовном смысле Бессмертного полкаРоссия — не Европа, но Россия и не Азия. Россия — самостоятельная цивилизация, выросшая на степный просторах и среди зеленых лесов, на огромном пространстве, которое растекается у престола Пресвятой Богородицы. А за свою веру, самобытность и территорию всегда приходится платить. И, причем, платить самым дорогим на этой грешной земле — человеческими жизнями. Образ воина-монаха, не гордого крестоносца в латах, а в мантии, без кольчуги...

В Сахаровском центре сорван антироссийский фестиваль1 мая представители Союза Добровольцев Донбасса, активисты организации «17 вагон» и казаки воспрепятствовали проведению экстремистского бандеровского и антиросссийского фестиваля «Муза Непокорных», который должен был пройти в Сахаровском центре, известном своей антирусской и либеральной направленностью. За несколько недель до мероприятия Союз добровольцев Донбасса опубликовал на своем сайте информацию о фестивале...

«...Услышите о войнах и о военных слухах»: О бомбардировке Сирии преступниками из СШАПодобно Гитлеру, ранним утром напавшему на Россию, президент США Дональд Трамп в 4 часа 20 минут 14 апреля 2018 года отдал приказ о начале новой военной операции на Ближнем Востоке. Вооруженные силы США, Франции и Великобритании нанесли ракетные удары с моря и воздуха по истерзанной гражданской войной Сирии. Силами преступной коалиции было выпущено более 100 ракет по военным и гражданским объектам. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь...

В. Катасонов: Санкции США на руку РоссииХристос Воскресе! Мы, православные люди, празднуем величайший в году праздник – Пасху, или Воскресение Христово. Вся неделя, следующая за Пасхальным Воскресением, называется «светлой седмицей». И вот российские СМИ в светлый понедельник огорошивают нас новостью, сообщая, что он, понедельник, на самом деле «черный». Наступил вторник, его также назвали «черным». Затем последовала такая же «черная» среда… Откуда взялся черный цвет? 

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Июнь 2018 (90)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Январь 2018 (153)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Неделя 3-я по Пятидесятнице:
Толкование на Евангелие от Матфея блаж. Феофилакта Болгарского. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды.

Необходимо выступить против законопроекта о повышении пенсионного возраста!14 июня Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект о повышении пенсионного возраста. С учетом широкого негативного резонанса просим всех как можно шире распространить нижеследующее обстоятельное обращение к депутатам ГД. На основе его можно так же составить обращения в Правительство и к Президенту. Обращения нужно отправлять СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО, т.е.  одно обращение с 10 подписями в разы хуже 10 обращений с 1 подписью. В Государственную Думу официально обратиться можно как обычной почтой...

Чемпионат мира по футболу - ритуал нового язычества?По мнению философа, который недавно опубликовал книгу "Можно ли еще любить футбол?" (издательство Le Rocher), футбол является уже не просто развлечением, а увеличительным зеркалом эпохи, обожествляющей зрелища и спортивные достижения. Статья Робера Редекера опубликована в дискуссионной рубрике Le Figaro. Каждые четыре года чемпионат мира по футболу занимает газетное пространство, время аудио- и видеоканалов, о нем ведут разговоры коллеги по работе, друзья и родственники. Он вызывает интерес сотен миллионов человек, у части из них он порождает страсть, порой бурную, вплоть до фанатизма и жестокости. 

© Русь-Фронт
Православие в России