ГОСПОДЬ НЕ ПРЕЗИРАЕТ ПРИЗЫВАЮЩИХ ЕГО В ИСТИНЕ

ГОСПОДЬ НЕ ПРЕЗИРАЕТ ПРИЗЫВАЮЩИХ ЕГО В ИСТИНЕ

Сто слов о смиренномудрии, прп. Ефрем Сирин

Глава 59. Иному брату искуситель придает готовность к подвижничеству, к принятию на себя строгого правила и к высокому житию; чрез несколько же времени, или и чрез несколько лет, искуситель начинает представлять ему продолжительность времени, и говорит: «Трудно тебе пребывать до конца под сим строгим правилом, и тело твое может изнемочь совершенно». Но если душа брата жаждет спасения; не вверит он себя обманчивым помыслам, послушается же наставления и совета мужей опытных и боящихся Господа, или запретит в себе восстанию помыслов. А кто не так тверд в добродетели, тот скрывает свою немощь, и для единодушной только братии вознамерившись проходить подвижничество, уходит с места, чтоб, как ему угодно, удовлетворять своему желанию. Но таковые доводят себя до падения, потому что из человекоугодия упражняются в добродетели. Основание их положено не на камне, а на песке; почему, как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры, падают они от помыслов. Ибо, когда, по-видимому, приобретают добродетель, надмеваются великою гордостью; а когда падают, предаются безполезному отчаянию. А кто живет по Богу, тот, хотя бы преуспел в великой добродетели, не надмевается, не превозносится, помышляя о величии Господа и о том, как Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8); даже от страха презирает себя самого, подобно тому, который говорит: мню себе землю и пепел (Иов.42:6). Добродетель же подобна царской багрянице, в нее нельзя воткать что-либо чуждое. Почему вознамерившийся жить по Богу не падает самым тяжким падением. Если как человек и поколеблется, то Господь, зная непорочность сердца его, утвердит душу его вразумлением рабов Своих. А кто вразумляемый противоречит, тот подобен упрямому коню, который не боится узды, пока не сбросит с себя всадника. Ибо жестокосердый несчастно падает (Притч.28:14).

 

Глава 60. Кто нерадит о своем спасении и о делании в общежитии, тот делается образцем лености для многих братий. А кто радеет о своем спасении, тот сподобится великой славы на небесах; потому что был образцем добродетельной жизни, и в нерадивых братиях возбуждал усердие к преспеянию в добродетелях.

 

Глава 61. Когда грешишь ты, монах, и делаешь, что не должно; тогда да не обольщает тебя помысл хвалиться и говорить: «Сколько бы худого ни сделал монах, все лучше он человека мiрского». Ибо написано: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18). А ты прежде испытай дела свои, действительно ли проводил жизнь в послушании, как возвышаешь себя, препобедил ли вожделение, возлюбил ли нищету, возненавидел ли пересуды, отложил ли любовь к тщеславию, возненавидел ли грех, возгнушался ли сластолюбием, точно ли никому не делал зла, одолел ли страсти, точно ли оскорбляемый не гневался, и, слыша себе похвалы, не превозносился, возлюбил ли Господа всею силою и ближнего, как себя самого? Если же не соблюли мы сего; то для чего велеречим о себе? об этом должно плакать пред благостию Его, чтоб исцелил нас от жестокосердия, и соделал достойными проводить возвышенное житие.

 

Глава 63. На новооглашенных не должно налагать такого правила, чтоб они не переходили от одного старшего к другому, даже когда разлучение их признается справедливым; ибо много козней диавольских.

 

Глава 64. Детям не должно давать свободы вольно обходиться с братиею, но лучше содержать их в безмолвии и подчинении о Господе.

 

Глава 65. Никто из высших да не соблазняет низших, и да не служит для них примером худого обращения; потому что написано: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15); но лучше да будут они образцами для верных.

 

Глава 66. Желающие спастись должны обращать внимание не на падение других, но на себя самих.

 

Глава 67. Если не подчиняется кто старшему, как должно; то старший да понесет на себе немощь новоначального, чтоб чрез этот труд соблюсти труды прошедшего времени, как говорит Апостол: должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим.15:1-2).

 

Глава 68. Монах не останется долго в одном месте и не найдет себе успокоения, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает помысл неразвлекаемым. Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние.

 

Глава 69. Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах. Плывущие по морю, когда поднимается сильная буря, трезвятся, особенно бодрствуют и призывают Господа. Должно пренебречь всем мiрским, стремиться же к одной вечной жизни. И когда постигло нас несчастие; не будем в себе отчаиваться. Ибо видим, что Пророк и во чреве китовом не утратил надежды о своем спасении, но молится и говорит: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя, из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. Отвергл мя еси во глубины сердца морскаго (Ион.2:3-4). Господь не презирает призывающих Его в истине. Поэтому и мы, когда постигнет скорбь, прибегнем ко Господу, подобно сказавшему: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.26:16). Море не всегда спокойно, и невозможно без искушения преплыть настоящую жизнь. А если за веру в Господа будем держаться, как за кормило; то введет нас в пристань жизни, и, сложив с себя труды, облечемся в жизнь и нетление.

Написать комментарий