Спасайся, сестра!

Спасайся, сестра!

Из писем преподобного Анатолия Оптинского Старшего

Смирение – основание монашеской жизни
13 Марта 1876 г.

Приветствую тебя, сестра о Господе, преподобнейшая мати Т.! с принятием святого образа Ангельскаго. Знаешь ли, что этот образ есть знак обручения себя небесному Жениху Иисусу? Как поется в тропаре мученице: «Тебе, Женише мой, люблю» и проч., а всякая монахиня, по учению св. Феодора Студита, и есть мученица. Помни же, кому обручилася еси!

Ты просишь наставления и назидательнаго урока, как бы тебе не сбиться с истиннаго пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Это путь, т. е. путь смирения, самый надежный и, как говорят Отцы, «непадательный. Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?» Да и как не смиряться, когда Иисус, Бог богов и Господь господей смирил Себя даже до смерти, смерти же крестныя? Удивление ангелов, краснейший паче всех Сынов человеческих, умер позорною за нас смертию; мы ли грешные, немощные, не хотим видеть своих грехов? Своих немощей?

Что же касается высоких дум – бойся их как огня. «Мерзостен пред Богом всякий высокий». Пред Ним чистым и Святым – самое небо нечисто». И что такое наша всякая правда? – Оценил давно пророк Исаия: «рубище жены нечистыя поверженное!»

Спрашиваешь, как бы не сбиться с сего пути? Послушай не меня гнилого, а Самой Вечной Истины, Иисуса. «Зряй вспять не у управлен есть в царствие Божие».

Значит, всяк кто желает достигнуть Христова царства, не должен озираясь припоминать свои высокия добродетели – и особенно высокия думы – а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души и ужасающия истязания тогдашния – и не согрешишь. Мир тебе, мать Т. Многогрешный И. Анатолий.

Не обольщайся мнимым смирением
20 Августа.

Не знаю, матушка, какия это сестры отыскали у тебя пучину смирения – до того, что удивляются: как это только ты можешь терпеть от своей матери такия страшныя притеснения. А мне так думается, что это враг научает их так говорить и удивляться терпению твоему. Смири лучше себя, сестра, и укори, да только себя, а не другого кого. Я так твержу все свое, т. е., что болезнь и скорби – для тебя великая милость Божия, а то бы ты напроказила на свою голову. Полечиться сездить домой – Бог благословит. Только смотри – береги себя. Береженаго Бог бережет!

Искушения для спасения
Не унывай сестра Н. Описанныя тобою искушения в письме от 16 Августа, все человеческия. А ты вот страшись не подпасть бы бесовским! Гордость есть первая степень бесовскаго устроения. Но хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити, попускает диаволу и людям смирять нас... Так, матушка, первое благословенное орудие Божие тебя врачующее, но ты не хочешь признать в ней руку Божию, вот и посылаются тебе искушения... А не образумишься, то и еще пошлются искушения или скорби, большия первых. Но мы поспешим смириться, и все развеется как прах от ветра. А пока не выучимся смиряться, потерпим, ограждая себя страхом Божиим...

Касательно отпусков и я скажу, что они всякому не полезны, а тебе дважды вредны...

Смирение достигается терпением
9 Декабря 1880 г.

Получил я и последнее твое письмо, в котором ты удивляешься чужому смирению, а своего показать не хочешь. Впрочем, и то хорошо, что ты любишь, значит, и желаешь его. Но по неопытности, не знаешь, как отыскать его. Не хочешь ли, я научу? А? Желаешь? Перекрестясь обращаюсь к тебе и сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостиваго Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райския, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя. А со временем увидишь и ужаснешься.

Истинное монашеское одеяние
17 Марта 1882 г.

Говорят, что тебя хотят одевать. Радуюсь. Только помни, что мухояровая одежда прикрывает только куски тела и кости, а настоящее одеяние – дела монашеския – смирение, кротость, терпение болезней и скорбей – особенно напраслин и клевет; это верхний вид одежды, а исподняя сторона этого одеяния есть радость, мир, милость, любовь и проч., а более всего непрестанное обращение сердца к Иисусу, так что монах день и ночь зрит Господа Иисуса и красуется Им, и утешается, и веселится, и постоянно возрастает и разцветает. Спасайся, сестра!

Как надо славить Христа
24 Декабря 1883 г.

Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете славить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовию к сестрам, молитвенным непрестанным призыванием Иисуса – и тогда познаешь славу Христа и дары Сладчайшаго Иисуса. Терпи и спасешься!



Написать комментарий