Симфония о смирении по творениям Григория Богослова

Симфония о смирении по творениям Григория Богослова

Симфония по творениям святителя Григория Богослова

Смирение

    Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притч. 16:18), – прекрасно сказано в притчах. А славе предшествует уничижение, или, скажу яснее, за гордостью следует низложение, а за низложением прославление. Господь гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6) и, все соразмеряя праведно, воздает за противное противным. Это знал и божественный Давид, поэтому быть смиряемым полагает в числе благ, приносит благодарение Смирившему как приобретший через это ведение Божиих оправданий и говорит: до уничижения моего я погрешал, посему слово Твое храню (Пс. 118:67). Таким образом ставит он смирение в середине между прегрешением и исправлением, так как оно произведено прегрешением и произвело исправление. Ибо грех рождает смирение, а смирение рождает обращение. Так и мы, когда были добронравны и скромны, тогда возвышены и постепенно возрастали, так что под руководством Божиим, сделались и славными, и многочисленными. А когда мы отолстели, тогда стали своевольны, 
   и когда разжирели (см. Втор. 32:15), тогда доведены до тесноты. Ту славу и силу, какую приобрели во время гонений и скорбей, утратили мы во время благоденствия.

   Разве не знаешь, что смирение не столько познается в мелочах (ибо тогда может оно быть только напоказ и иметь ложный вид добродетели), сколько испытывается в делах важных? По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение; кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении. Стыдно одежду и пищу выбирать не дорогую, а дешевую, доказывать смирение и сознание собственной немощи мозолями на коленях, потоками слез, также постничеством, бдением, возлежанием на голой земле, трудом и всякими знаками унижения, но касательно учения о Боге быть самовластным и самоуправным, ни в чем никому не уступать, подымать бровь перед всяким законодателем, тогда как здесь смирение не только похвально, но и безопасно.

   Он не только делается иудеем, не только принимает на Себя всякие неприличные для Него и унизительные наименования, но, что всего неприличнее, называется даже грехом (см. 2 Кор. 5:1) и клятвой (Гал. 3:13). Хотя не таков Он на самом деле, однако же, именуется. Ибо как быть грехом Тому, Кто освобождает и нас от греха? Как быть клятвой Тому, Кто искупает и нас от проклятия закона? Но Он именуется так, чтобы до такой степени показать Свое смирение, а тем нас научить смирению, которое ведет на высоту.

   Что скажут нам на это клеветники, злые ценители Божества, порицатели достохвального, объятые тьмой при самом Свете, невежды при самой Мудрости, те, за которых Христос напрасно умер, неблагодарные твари, создания лукавого? Это ставишь ты в вину Богу – Его благодеяние? Потому Он мал, что для тебя смирил Себя? Что к заблудшему пришел Пастырь добрый, полагающий душу за овец (Ин. 10:11); пришел на те горы и холмы, на которых приносил ты жертвы, и обрел заблудшего, и обретенного воспринял на те же плечи, на которых понес Крест, и воспринятого опять привел к горней жизни. И приведенного сопричислил к пребывающим в чине своем? Что зажег свечу – плоть Свою, и подмел комнату, очищая мир от греха, и нашел драхму – царский образ, заваленный страстями; по обретении же драхмы созывает пребывающие в любви Его силы, делает участниками радости тех, которых сделал свидетелями тайны Своего домостроительства (Лк. 15:8-9)? Что лучезарнейший Свет следует за предтекшим светильником, Слово – за голосом, Жених – за невестоводителем, приготовляющим Господу народ особенный (Тит 2:14) и предочищающим водой для Духа? Это ставишь в вину Богу? За то почитаешь Его низким, что препоясуется полотенцем и умывает ноги учеников (см. Ин. 13:4-5) и указует совершеннейший путь к возвышению – смирение? Что смиряется ради души, преклонившейся до земли, чтобы возвысить с Собой склоняемое долу грехом? Как не поставишь в вину того, что Он ест с мытарями и у мытарей, что учениками имеет мытарей, да и Сам приобретет нечто? Что же приобретет? – Спасение грешников. Разве и врача обвинит кто-либо за то, что наклоняется к ранам и терпит зловоние, только бы вернуть здоровье болеющим? Обвинит ли того, кто из сострадания наклонился к яме, чтобы, по закону (см. Исх. 23:5; Лк. 14:5), спасти упавший в нее скот?

   Мытарь за одно – за смиренномудрие – получил преимущество перед фарисеем, который много превозносился.

   Иметь смиренномудрие – значит не думать о себе и того, чего бы заслуживал; притворно выказывать свое смиренномудрие есть насмешка.

Написать комментарий