Сие надлежало делать и того не оставлять

Сие надлежало делать и того не оставлять

Сие надлежало делать и того не оставлять.

Лк. 11, 42

Проповедь против половинчатости в исполнении закона Божия и о необходимости исполнять весь этот закон. Здесь подразумеваются закон и милость. В душе фарисеев и сектантов то и другое одновременно не умещается, то есть не могут они и исполнять предписания закона, и оказывать людям милость, но, препираясь о том, что из этого важнее, одно оставляют, а другое соблюдают и делают. Фарисеи формально со всей строгостью держались постановлении закона, но совсем оставили милость и человеколюбие. Сектанты же льстят себе тем, что якобы блюдут правду Божию, но при этом всецело отвергают правила Церкви.

Православие являет собой полноту веры. Оно заповедует и это делать, и того не оставлять. Оно внимательно ко внешним предписаниям веры, как человек, что идет он между изящных ваз, стараясь их не разбить. Но оно еще более рачительно к Божией правде и милости, — подобно тому как человек, шествующий среди глиняных сосудов, ценит и хранит их не из-за глины, из которой они сделаны, а из-за дорогого их содержания. Порожние же сосуды, никогда не наполняемые никаким питьем, не имеют ценности, как и пустые фарисейские формы закона. А питье, проливаемое на ветер, расплескивается и пропадает, потому что не наливается в предназначенную для него посуду.

Итак, в Православии нет односторонности, как не было ее и в Господе Иисусе. Господь говорит Иоанну Крестителю, дышащему Божией правдой и милостью, что подобает исполнить закон, а фарисеев, пустых буквоедов, вовсе забывших о Божией правде и милости, увещевает: Милости хочу, а не жертвы!

Очевидно, что то, что надлежит делать, важнее того, что не следует оставлять. Но это отнюдь не значит, что менее важное не нужно. В людском организме есть много как чрезвычайно важных, так и менее значимых органов, но человеческое тело составляют все они вкупе.

О ,Господи, объемлющий всех и вся, не дай нам быть односторонними, но помоги исполнить всю Твою волю. Тебе слава и хвалавовеки. Аминь.

 
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велемировича). Охридский пролог

Написать комментарий