Все должно быть благопристойно и чинно

Все должно быть благопристойно и чинно

Сретение Господне. О благопристойном поведении в храме

   I. В ветхозаветном храме иерусалимском молитвенныя действия и жертвоприношения совершаемы были по точным указаниям обрядоваго закона. Посему старец Иосиф и Мария Богоматерь, пришедши туда и принесши младенца Иисуса, в сороковой день по рождестве Его, все там исполнили так, как было предписано в законе Господни.

Вместо храма иудейскаго у нас храмы христианские; вместо закона обрядоваго, ветхозаветнаго – у нас свой закон церковный, богослужебный.

Мы, чада церкви православной, обязаны согласовать все свои действия в храме с сим церковным законом.

Наш закон церковный есть закон Иисуса Христа. Он учредил Свою церковь и в ней священноначалие. Апостолам и их преемникам изрек Он: слушаяй вас, Мене слушает (Лук. 10:16); и чтобы они правили и законополагали в церкви, даровал им благодать Св. Духа. Святые соборы и богоносные отцы «все от тогожде единаго Духа быв просвещены, полезное узаконили» (VII Всел. соб., прав. 1). Под их руководством и в их направлении действует и ныне церковная власть.

Всякое общество имеет свой устав и обязуется не отступать от него.

Мы, как члены православной церкви, строго ли исполняем ея установления; собираясь в храм, соблюдаем ли здесь во всем ею требуемую благопристойность?

   II. Чтобы ближе судить об этом, возьмем несколько примеров.

   а) В церкви не должно не только смеяться (хотя бы внезапно и оказалось что либо возбуждающее смех), но и разговаривать. Здесь требуется благоговейное молчание. Допустившим безпорядок в священных собраниях апостол дал упрек: или о церкви Божией нерадите (1 Кор. 11:22). Приведя сии слова, св. Златоуст (На Кор., Вес. 36, отд. 6) продолжает: «позвольте и мне сказать тем, которые здесь разговаривают: разве вы не имеете домов для пустословия? Или нерадите о церквн Божией, и развращаете желающих сохранить спокойствие? – Церковь не есть место для разговоров».

   б) В древния времена мужчины, женщины, девицы и дети за богослужением помещались отдельно (Апост. Пост. кн. II, гл. 57, стр. 91 и след.). Если ныне не везде это соблюдается, то церковный порядок непреложно требует, чтобы всякий оставался на своем месте и не переходил на другое. Между тем для иных как будто скучно стоять на одном месте.

   в) Не та же ли скука и совсем некоторых уводит из храма, прежде окончания службы? – Быть может, выходить из церкви они не считают и грехом.

   А какое строгое дано св. апостолами правило: «верных, входящих в церковь, но не пребывающих в молитве до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати должно от общения» (Прав. 9).

   г) Бывают даже набожныя действия, однако с порядком церковным несогласныя. В великие праздники коленопреклонения в храме отменяются (1 Всел. соб., прав. 20). Не смотря на то, иные молящиеся, в чувстве покаяния, даже и на пасхальных службах повергаются долу и стоят на коленях. Или еще: целование икон есть святой обычай; но прикладываться к иконам, кто когда захочет во время богослужения, запрещается (Сб. церк. пост. Барс, том I, стр. 962).

Надобно это делать или прежде, или после службы.

III. Не так держат себя в храме люди благоговейные; в своем внешнем поведении они сохраняют полное приличие, ни на одно мгновение не забывая, где находятся. Св. Григорий Богослов говорит о своей матери Нонне: «она чествовала святыню молчанием, никогда не обращала хребта к досточтимой трапезе, не плевала на пол в Божием храме» (Твор., ч. II, стр. 9). Будем остерегаться и мы всего, чем могли бы мы нарушить благоприличие церковное. В священных собраниях, по заповеди апостольской, «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
Аминь.

(Извлеч. в сокращ. из слова Сергия, митр. Московск.; см. Душ. чт. за 1888 г. мес. март, стр. 341–343).

Протоиерей Григорий Дьяченко  
Полный годичный круг кратких поучений,
 составленных на каждый день года

Написать комментарий