От болезней и скорбей один рецепт - терпение
Духовное
наследие схиигумена Саввы.
"В мире скорбни будете" (Ин.16:33)
Скорби - лествица, возводящая на небо; туда иного пути, кроме крестного, нет, не было и не будет, в чем удостоверяет нас все Священное Писание. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и все святые скорбным путем шествовали, который и всем нам заповедан Господом, как подражание Ему, по слову Его: "Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин" (Мф.10:38). Богом определено, чтобы путь, вводящий в жизнь вечную, был со скорбью, с теснотою, со многими испытаниями, с самыми горькими искушениями. Как обетования Божии велики, неизглаголанны и неисповедимы, так потребны нам вера, надежда, труды, великие подвиги, долговременное испытание. Божественный апостол, провидя духом небесное воздаяние, уготованное за скорби, сказал, что скорби сего века недостойны той небесной славы, которая явится в нас по переходе в вечность.
Ничто так не полезно в скорби, как благодарение, ибо оно ходатайствует пред Богом о помощи человеку, утоляет скорбь и умножает награду за нее, а кто ропщет в скорби, тот не только лишается награды за терпение, но подвергается осуждению, и самая скорбь чрез то увеличивается.
Сказано: "Многи скорби праведным", а также: "Аше приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение". А о проводящих жизнь без скорбей апостол Павел говорит, что горе им, ибо они забыты Богом и не чада Божии.
Бог никогда не допускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтоб дойти до отчаяния.
Скорби потому-то и скорбны, что больны - хватают за самое сердце. А чем больнее, тем целительнее.
Никто не может приобрести что-либо благое иначе, как с великим трудом и скорбями. От начала века скорби были знамением избрания Божия.
Скорби очищают сердце человека, как золото в горниле, соделывают его, по благодати Божией, достойным вечных благ небесных.
Душа, истинно любящая Бога, ни во что вменяет скорби, но ими наслаждается и в злострадании цветет, провидя духом небесную славу, уготованную за скорби.
Умножение скорбей есть доказательство, что молитва наша услышана Господом.
Скорбь приближает человека к Богу и спасению, по реченному: "Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя" (Пс.49:15). Не сказал Господь: "Призови Мя в день веселия твоего".
Скорбь, исповеданная духовному руководителю, утоляется тем самым.
Лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет ее скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом.
Душа, перенося мужественно скорби, да уповает твердо на Бога, ожидая от Него помощи и заступления, и невозможно, чтоб она была оставлена. Чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою, тем скорее избавит ее Господь от всякой скорби; это целительный бальзам, небесное врачевство, упование на милость Божию.
Самоукорение, или обвинение себя, много способствует к благодушному перенесению скорбей. Несомненно должно веровать, что все бывает с нами по воле Божией и служит к нашему благу. Скорби служат очищением грехов, иногда таких, о каких мы даже забыли. "Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся" (1Кор.11:32).
Нет ничего равного терпению. Терпение от волнения злых духов освобождает и в тихое пристанище поставляет. Милостыню и многие добрые добродетели превосходит терпение скорбей.
Скорби есть дар Божий, и дар великий, ибо за временное терпение сподобляемся неизреченных и вечных небесных благ, о коих сказал сподобившийся видения их: "Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его".
Ожидай искушений до последнего издыхания, без них никто не войдет в Царствие Небесное. Отчаяние, малодушие и уныние во искушении - погибель души, радость диаволу.
Не подумай, что можно приобрести доброе дело без скорбей. Если кто явно согрешил и не прибегает к покаянию, не подвергся никакой скорби до самого исхода из этой жизни, то понимай из этого, что его постигнет суд без милости.
Мудрость состоит не только в том, чтобы узнать истину, но и в том, чтобы терпеливо переносить злобу человеков, обижающих нас, принимать обиды их как свою принадлежность.
Все дела, которые делаются ради Бога, сопряжены со скорбями. Кого Господь возлюбил и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби.
Если доброе дело сделано без скорбей - это знак, что оно отвержено Богом.
Господь посылает скорби за наши грехи и тотчас милует душу в ее раскаянии.
Чрез скорби Господь воспитывает человека для вечной жизни.
Когда Господь не наказывает за грехи, это страшное состояние: "Ревность бо Моя отступила от тебя".
Кто хочет спастись, тот всегда мученик, ибо он терпит нападение от мира, плоти, диавола.
Не унывай, борясь с врагом безплотным, но прославляй в самой скорби и тесноте Господа, удостоившего тебя терпеть за Него борьбу с коварным змием и за Него уязвляться на всякий час; ибо если бы ты не стал благочестиво жить и усиливаться соединиться с Богом, то враг бы и не нападал на тебя и не мучил бы тебя.
Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которые так и кажется, что Господь совершенно покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы испытания веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена благоприятные от липа Господня, скоро Господь опять его возрадует, да не падет он под искушением.
Когда человек живет в просторе, изобилии и довольстве, когда он растет в чрево свое и не возрастает духом, не приносит плодов добрых, а когда живет в тесноте, бедности, болезнях, напастях, скорбях, когда животная сторона его подавляется, когда он духовно возрастает, произращает плоды добродетелей - зреет и приносит богатые плоды. Вот почему премудрость и благость Отца Небесного подвергают душу нашу тяжким болезням и скорбям.
Добродетели сопряжены со скорбями. Кто уходит от скорбей, тот несомненно разлучается и с добродетелью. Кто без скорби пребывает в добродетели, тому отверста дверь гордости.
Веселие вечное будет по мере скорбей - сколько кто понес их в этой жизни.
Чем больше скорбей, тем больше будет утешений.
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.
Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенной плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, мир, всяк ум превосходящий. Скорби и болезни для нас - сокровище вечное.
Обижающие нас - истинные лекари наши, притом безмездные, безкорыстные, исцеляющие застарелые наши душевные недуги, проказу неисцельную - грехи и страсти наши.
Апостолы, услыхав о болезни Лазаря, стали горевать, т. е. приняли по-человечески, а Вечная Истина рекла: "Сие не к смерти, но к славе Божией!"
Служи с любовию больным. Иисус сказал: "Елика послужисте сим малым, Мне послужисте!"
Все хорошо в свое время: без зимы не было бы весны, не было бы лета. Так и в жизни духовной: немного утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так мало-помалу путь спасения.
Скорби - это ладья, на которой мы плывем в небесное наше отечество.
Возлюби скорбь, не скорбящий не войдет в Царство Небесное, ибо врата его узки и не пускают утолстевших.
Великая мудрость и великий источник утешения - благодарить Бога за все земные скорби как ниспосылаемые нам самим Промыслом Божиим.
Нет ничего священнее того языка, который в несчастиях благодарит Бога. Такой человек ничем не хуже мучеников и получает равный с ними венец.
Одно только "слава Богу", произнесенное в несчастье, более значит, нежели тысячи благодарений, приносимых в счастии.
Бог не увеселяется никакою другою добродетелью столько, сколько терпеливым перенесением скорби с благодарением. Этим путем прошли все святые.
Для скорбей и болезней один рецепт - терпение, весь секрет в том только, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай попадешь.